ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛ НАЛОГОВОГО СОВЕРШЕНСТВА?!
Автор: Калугин Евгений
Регион: Екатеринбург
Тема:  Налоговая реформа
Дата: 26.03.2003

Что ждет российский бизнес в 2003 году

Большинство чиновников и предпринимателей сходятся во мнении, что наша налоговая система еще далека от совершенства и нуждается в корректировке, несмотря на то, что по совокупности налоговых изъятий Россия уже одна и самых либеральных стран (напр., в Швеции изымается до 90% от прибыли предприятия). И после этого стороны расходятся в отношении сроков проведения этой корректировки, а главное цифр.

Так, известный екатеринбургский предприниматель, директор сети супермаркетов "Кировский" Игорь Ковпак который год ратует за отмену налога с продаж. И вот, наконец-то, власти близки к его отмене.

О том, что Правительство успело за последние пару лет изменить в налоговой системе и что намерено сделать в ближайшей перспективе, мы сегодня и побеседуем с Михаилом Орловым, Руководителем Департамента налоговой политики Минэкономразвития и торговли РФ, имеющим самое непосредственное отношение к налоговой реформе.

ТОГДА СЧИТАТЬ МЫ СТАЛИ РАНЫ

- Михаил Юрьевич, каковы, на ваш взгляд, результаты налоговой реформы, которую Правительство проводила в последние годы?

- Есть много положительного, самое главное достижение - снижение налогового бремени. В то же время, до сих пор остаются не решенными ряд проблем. Например, снижая ставку по налогу на прибыль, государство одновременно стремилось ликвидировать неэффективные льготы. Однако первый анализ применения 25 главы позволяет нам сделать вывод, о том, что, вероятно, не совсем правильно поступил законодатель, исключив инвестиционную налоговую льготу. Следует признать, что относить эту льготу к числу неэффективных было поспешно и возможно, что некоторое снижение инвестиционной активности, которое сейчас наблюдается, является следствием подобного подхода. Я полагаю, что в ближайшей перспективе мы это исправим.

К числу, безусловно, положительных моментов налоговой реформы следует отнести отказ от использования в налоговой системе оборотных налогов. С этого года отменен налог на пользователя автодорог, хотя в Госдуме в прошлом году неоднократно ставился вопрос о сохранении этого налога. Правительству удалось отстоять свою позицию, которая заключалась в том, что оборотные налоги ни в коей мере не стимулируют развитие бизнеса и поэтому от них надо отказываться. В то же время, мы должны пресечь попытки некоторых местных властей ввести собственные оборотные налоги, называя их странным образом типа "сбор за уборку территории". Я думаю, это вполне по силам Правительству и Государственной Думе.

НАДО БЫТЬ ПРОЩЕ

- Наиболее остро сегодня перед предприятиями-экспортерами стоит проблема обоснования нулевой ставки по экспортным поставкам и последующего возмещения НДС из бюджета. Не могли бы вы поподробнее рассказать о схемах по реформированию возврата НДС?

- Мы хотим модифицировать и сократить перечень документов, необходимых для обоснования нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость. Сегодня для обоснования предприятию необходимо предоставить в налоговые органы счет-фактуру, платежное поручение, подтверждающее оплату поставщикам товара с выделенной суммой НДС, а так же ряд других первичных документов. На наш взгляд, можно ограничиться только первыми двумя документами.

Кроме того, необходимо ввести особый порядок применения налоговых вычетов. А именно: отказ от специальной декларации; включение в налоговую базу оборотов по экспорту в общем порядке, то есть либо в момент отгрузки товара, либо в момент получения оплаты в зависимости от учетной политики; применение вычетов в момент определения налоговой базы; установление шестимесячного срока с момента завершения налогового периода, в котором произошла отгрузка (или оплата), для проведения зачета "суммы, причитающейся из бюджета" "в счет текущих налоговых платежей; получение права на возмещение незачтенной суммы не позднее одного месяца после представления документов, обосновывающих нулевую ставку. Запрос налоговых органов на представление дополнительных документов не должен приостанавливать вышеназванные сроки.

Таким образом, в результате нашей реформы, как мы полагаем, с одной стороны увеличивается срок проверки документов за счет того, что начало контрольных мероприятий "переносится" на более ранний срок, с другой стороны, срок проведения возврата и возмещение НДС, т.е., срок между самой экспортной поставкой и реально проведенным возмещением должен сократиться.

О ПЛАНАХ

- Как будет развиваться налоговая реформа в 2003 году?

- На очереди реформирование системы поимущественных налогов. Я полагаю, что уже в ближайшие месяцы будут ясны результаты применения 25 главы Налогового кодекса по налогу на прибыль, и можно будет увидеть насколько эффективно нормы главы могут регулировать проблемы, возникающие при уплате налога на прибыль и внести поправки.

В 2004 г. предстоит отмена налога с продаж. В этой связи в 2003 году усилия Правительства должны быть направлены на поиск компенсационных доходных источников субъектов Российской Федерации. По налогу на добавленную стоимость, я полагаю, что основная проблема, которую нужно решить в 2003 году, это проблема с возмещением НДС. Вот основные положения реформы 2003 года.

В последующем мы намерены "взяться" за единый социальный налог.

Интервью подготовлено при поддержке "Клуба региональной журналистики"  

Евгений КАЛУГИН, Екатеринбург Ежемесячное информационно-представительское издание «Сделано на Урале», 24.02.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики