РЕФОРМА ЖКХ: ТЕПЛО УХОДИТ, ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ
Автор: Милюкина Валентина
Регион: Белгород
Тема:  Реформа ЖКХ
Дата: 26.03.2003

С наступлением первых «серьезных» холодов новостные программы всех средств массовой информации стали напоминать военные сводки с передовой. Только в качестве «врага» выступали коммуникации горячего водоснабжения, разорванные трубопроводы и батареи центрального отопления, а «боролись» с бесчисленными авариями не только коммунальщики, но и служащие Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Ну а страдали от отсутствия воды, мерзли в своих квартирах и на рабочих местах конечно же рядовые россияне. Причем география аварийных ситуаций столь обширна, что проще было бы сказать так: нынешней зимой замерзла вся Россия ... Или «замерзла» пресловутая «реформа жилищно-коммунального хозяйства», о которой неустанно твердили с голубых экранов ответственные чиновники от ЖКХ, ссылаясь на объективные трудности? Кое-кто даже недобрым словом поминал несознательных квартиросъемщиков, которые недобросовестно оплачивают коммунальные услуги.

Но это уж, господа, от лукавого... По данным Сергея Сиваева, директора направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города», которыми он поделился в конце прошлого года с членами Клуба региональной журналистики «Из первых уст» (г. Москва), население наше оплачивает как минимум 90 процентов прогнозируемой суммы. Можно было бы предположить, что неоплачиваемые 10 процентов и есть результат поведения несознательной части населения. Но, как показывает практика, для некоторых квартиросъемщиков постоянно растущие суммы коммунальных платежей просто не по карману.

К сожалению, как заявил Сергей Сиваев, проведение реформы ЖКХ сводится в основном к повышению цен на коммунальные услуги, что вызывает устойчивое негативное отношение к нововведениям. История вопроса относится к 1992 году, когда, отпустив на свободу цены, правительство, руководствуясь политической конъюнктурой, «заморозило» коммунальные тарифы. Но уже в 1993 году в законе «Об основах жилищно-коммунальной политики» впервые было сказано в переходе к 100-процентной оплате услуг ЖКХ, но не был «прописан» механизм реализации. А в 1994 году соответствующим постановлением правительства РФ был продекларирован постепенный переход к 1998 году к «полному расчету». Впервые в этом постановлении за номером 935 упоминалось и о мерах социальной защиты населения. Сколько после этого было принято постановлений, подзаконных актов в центре и на местах — трудно сказать. Результатом же стало то, что народ окончательно запутался во всех этапах «постепенного перехода» (впрочем, похоже, что и не только простой народ, но и начальствующие кадры), поняв одно: платить надо все больше и больше.

«Темным лесом» до сих пор для многих остался процесс выделения субсидий. А что касается качественно новых перемен в плане обслуживания вашего жилья, тут для большинства из нас все осталось по-прежнему. Взять то же самое теплоснабжение. Хорошо, если вы ходите дома в середине января в ситцевом халатике. Но ведь кто-то не снимает, находясь в собственной квартире, всю зиму меховую душегрейку и носки из козьего пуха. И мало кто из таких квартиросъемщиков знает, каким образом найти управу на недобросовестных поставщиков тепла. Не привыкли ссориться, считаем, что себе дороже и бюрократическая канитель не даст результатов? Вероятно, инертность мышления и сказывается. Но, по мнению Сергея Сиваева, в рамках реализации ЖКХ следует коренным образом перестроить отношение к качеству оказываемых услуг. Именно в этом и должна заключаться одна из основных задач реформирования. Но до тех пор, пока мы платим за количество отпущенных теплосетями гигакалорий, а не за температуру в квартире, о результативности реформ можно не говорить вообще.

Немало говорилось в последние годы, в том числе и в местных СМИ, что сложившаяся система «ЖЭУ-РЭУ» безнадежно устарела, пора переходить к новым формам управления жилищным фондом путем создания кондоминиумов, товариществ собственников жилья… и рынка коммунальных услуг. В 1996 году был «рожден» и закон о товариществах собственников жилья. Закон, содержание которого по определению должно быть доведено до сведения каждого квартиросъемщика либо собственника апартаментов. Ведь любой из нас может стать председателем объединения жильцов одного дома, обязанного следить за его содержанием, эксплуатацией, порядком в подъезде, во дворе и т. д. Теоретически главой ТСЖ может стать любой. Но не возникает ли при этом опасность повторения ошибок при создании жилищных кооперативов, когда их председателями избирались ничего не смыслящие в финансах, бухгалтерии, эксплуатации зданий лица? По-хорошему, руководителем товарищества должен быть как минимум бывший управдом, начальник РЭУ словом, специалист широкого профиля, имеющий кроме всего прочего безупречную репутацию, ведь придется иметь дело с большими деньгами, нести ответственность за всех жильцов.

Как сообщил Сергей Сиваев, сейчас в России насчитывается около пяти тысяч ТСЖ. Практически везде все вопросы решаются органами местного самоуправления: что делать, как создать и руководить... Город тоже имеет опыт реформирования ЖКХ: сейчас в Белгороде существует восемь ТСЖ. Пока немного. А что делается для того, чтобы их было больше? И кто вообще должен этим заниматься? А как «просветить» население, которое не только не знает закона, регулирующего деятельность ТСЖ, но и понятия не имеет о его существовании и своих правах. Да и вряд ли кто-то сможет дать квалифицированный ответ на многочисленные вопросы. К примеру: собственниками жилья являются пока не все жильцы, часть его принадлежит муниципалитетам, кто защитит права проживающих в нем? Или: кто будет вкручивать лампочки в подъезде, уйдем ли мы из-под опеки родного РЭУ (хотя всегда ли оно выполняло свои обязанности достаточно ответственно?). Возможно, многие проблемы решатся, а вопросы отпадут сами собой после очередной реорганизации в системе ЖКХ города. В начале января перестала существовать Единая служба заказчика. На полную юридическую и финансовую самостоятельность перешли жилищно-эксплуатационные участки. Пока еще трудно сказать, что для нас лучше, то хоть в Единую службу заказчика могли пожаловаться на нерадивых работников РЭУ, а теперь?

Однако пора настраивать себя и убеждать сограждан, что время надежды на доброго дядю осталось в прошлом. По словам Сергея Сиваева, сегодня жилищно-коммунальный комплекс, одна из крупнейших отраслей, объединяющая около трети всех основных фондов и два миллиона работающих (с сопутствующими службами — пять миллионов), и она находится в тяжелом экономическом кризисе. Износ основных фондов, недоремонт жилого фонда, дефицит и текучесть кадров — лишь малая часть проблем, характерных для всех без исключения регионов. Что совершенно очевидно подтверждают недавние события со срывом теплоснабжения страны.

Все как один комментаторы утверждают: основные виновники чрезвычайной ситуации — органы местного самоуправления, ответственные за обеспечение жизнедеятельности муниципальных образований. Виновных привлекают к ответственности, предпринимаются срочные меры, сочиняются грозные циркуляры... Однако наказаниями и указаниями сверху проблемы не решить. И нельзя забывать, что как бы там ни было, именно мы, население, — один из основных источников финансирования жилищно-коммунальных структур. И имеем полное право спросить с тех, кто распоряжается, полученными от нас деньгами, потребовать «прозрачности» и целесообразности их использования. Возможно, наша активная позиция как в этом вопросе, так и при участии в процессе создания жилищных товариществ и станет катализатором, «ускорителем» воплощения реформы ЖКХ в жизнь.  

Валентина МИЛЮКИНА, Белгород «Московский Комсомолец» в Белгороде», 29.01-5.02.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики