НАЛОГОВЫЕ МЯСНИКИ! ПОЛЮБИТЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА...
Автор: Петровская Людмила
Регион: Уфа
Тема:  Налоговая реформа
Дата: 26.03.2003

В СССР не было налогов. Собственником всей прибыли являлось государство, и взимаемый подоходный налог и налог за бездетность не являлись, собственно, экономическими налогами. Что там говорить - не было ни соответствующего законодательства, ни Минфина, ни вообще структур, которые занимались бы налогами.

Эпоха перемен принесла в нашу жизнь и такое явление, как налог. Этот тонкий и сложный экономический инструмент не освоить наскоком. Уже набито много шишек, мы где-то учимся на своих ошибках, где-то изобретаем велосипед. Сегодня мы разговариваем с экспертом - депутатом Госдумы РФ, председателем подкомитета по налогообложению Владимиром Дубовым. Встреча с ним состоялась в Москве, в Клубе региональной журналистики "Из первых уст":

- Владимир Матвеевич, в чем были просчеты налоговой политики в постсоветский период?

- В новое время мы начали лепить налоговую систему, слабо представляя, что это такое, и потому делали это как попало. Система доходов никак не была связана с результатами экономической деятельности - просто налоги устанавливались исходя из того, сколько нужно государству, причем на всех уровнях. В итоге ни одно предприятие в принципе не могло заплатить установленных налогов, все поголовно были планово убыточны. И большая часть перестала платить в бюджет, что особенно характерно для монополистов и тяжело для страны.

Министерство по налогам и сборам РФ просто не собирало запланированных налогов. Поскольку казна не могла финансироваться за счет налоговых сборов, то в ход пошли расчеты ГКО. Реальный бюджет был сильно дефицитен. После известных событий 1998 года стало понятно, что что-то надо делать. И вот уже пять лет, как идет налоговая реформа. Главная ее задача - сделать налоги исполнимыми для предприятий. Есть осложняющие моменты: В 1992-1997 годах была принята масса законов по льготам - ветеранам, северянам и другие, и они действуют до сих пор. Часть их них вообще никогда не выполнялась и не будет выполняться - для этого нужен бюджет в три раза больше.

- Так как же осуществляется реформирование налоговой сферы?

- Прошлый созыв Думы принял первую часть налогового кодекса, которая

начала действовать с июля 2002 года. Согласно ему, правила игры изменились - вместо рыхлого и невнятного прежнего документа создана целостная юридическая система, жестко регламентирующая - кто, где, когда собирает и какой налог, что такое налог вообще и кто его устанавливает. Есть и нововведения. У нас в стране, например, появилась презумпция налоговой невиновности - чего нет в других странах. Это может быть оправдано: налогового плательщика надо защищать.

Сейчас готовится вторая часть налогового кодекса, которая конкретизирует первую. Отдельные налоги отменяются или переписываются как главы налогового кодекса.

- Как связана налоговая нагрузка с ростом ВВП?

- Чтобы вырос валовой внутренний продукт, надо снизить налоговую нагрузку. Тогда у предприятий появится дополнительная возможность инвестирования, развития. Сегодня в объеме российского ВВП 38 процентов составляют налоги, тогда как для нормального функционирования экономики эту планку необходимо снизить до 25 процентов. При сегодняшнем темпе ослабления налогового бремени в 1 процент в год нам потребуется еще лет 15.

Говоря образным языком, у нас пасет стадо не пастух, а мясник. Минфин заинтересован в том, чтобы налогов было больше, и оно пишет нам налоговое законодательство. МНС как-то самоустранилось от этой работы, превратилось в исполнителя.

- Все ли принимаемые для налоговой реформы законы будут эффективны? - В 2002 году законодатели начали принимать вторичные законы. К сожалению, проиграли по налогу для малого бизнеса. Победила правительственная концепция, и мне за этот закон стыдно. Во всем мире задача малого бизнеса - борьба с безработицей, а не фискальная. Смысл налога потерян - он не снял административных барьеров, не освободил предпринимателей. Думаю, этот закон придется переписывать.

- Что еще предстоит сделать по налоговой реформе?

- Снизить подоходный налог и ставки налога по НДС, единого социального налога. И лет пять-шесть ничего не менять. Только тогда мы можем рассчитывать на рост ВВП в пять процентов в год. Это минимальная цифра, чтобы двигаться вперед. Например, тот же Китай дает ежегодный рост 7-9 процентов. Полагаю, стоит отменить налог на экспорт - самый бредовый. Все страны стимулируют вывоз своей продукции, а мы наоборот. Экспортное производство всегда оправдывается через продажу валюты ЦБ.

- По вашему мнению, справедлива ли существующая система уплаты региональных налогов в федеральный бюджет? Башкортостан, к примеру, 70 процентов перечисляет в центр. А получить средства оттуда обратно - на развитие, на реализацию стратегических задач, весьма проблематично...

- Не вполне справедлива. Но кто сказал, что это нельзя изменить? Может быть и 50 на 50, и 40 на 60 процентов. Субъекты федерации очень разные - в Иркутской области, например, на человека в год приходится среднедушевой доход 2,5 тысяч долларов, в Мари Эл - только 600 долларов. И как выравнивать их, и нужно ли это делать? С одной стороны, каждый пенсионер имеет право получать пенсию по закону, независимо от того, проживает он в дотационном регионе или регионе-доноре.

С другой, существующая система не стимулирует работать лучше - чем больше заработал, тем больше придется отдавать. А бедным напрягаться смысла нет - все равно дадут из центра. Должна быть конкуренция регионов по созданию условий для развития бизнеса - в этом задача местных властей. Они должны бороться за налогоплательщика, чего губернаторы еще не поняли. И это не только налоговые льготы, а отношение к бизнесу.

- Все мы помним телерекламу - отрезанные от яблока 13 процентов и призывы выйти из тени. Оправдались ли ваши надежды?

- Процесс выхода из теневого бизнеса начался, но он будет долгим: легко испугать, а приручить непросто. Думаю, лет через пять-семь прозрачно будет

до 80 процентов экономики. Увидеть это достаточно просто - по показателям Российской торговой системы, где видна динамика капитализации - она прямо пропорциональна выходу из тени. По количественным показателям рост уплаты налогов на тридцать процентов - уже хороший результат.  

Людмила ПЕТРОВСКАЯ, Уфа ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА «БашвестЪ» (www.bashvest.bashinform.ru), 24.03.2003

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики