К ГАДАЛКЕ НЕ ХОДИ
Автор: Кропачева Ольга
Регион: Ижевск
Тема:  Экономика
Дата: 31.03.2003

Справка

Аркадий Владимирович Дворкович - самый молодой заместитель министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа. Родился в 1972 году в Москве. Успешно закончил экономический факультет МГУ имени Ломоносова и Российскую экономическую школу.

С 1994 года, сразу после окончания вуза, Аркадий Дворкович начинает работать в экономической экспертной группе Министерства финансов РФ, три года спустя уже был назначен ее главой.

В 2000 году перспективный молодой человек становится советником министра экономического развития и торговли РФ, где курирует департамент макроэкономического анализа и прогнозирования, департамент финансов, отдел банков в департаменте инвестиционной политики.

С сентября того же года Аркадий Дворкович фактически исполняет обязанности заместителя министра экономического развития и торговли по макроэкономике, и его официальное назначение на пост в марте 2001 года не стало ни для кого неожиданностью. Аркадий Дворкович считается активным сторонником либеральных демократических реформ, он сотрудничает с фондом «Либеральная миссия», основанным Егором Гайдаром и Евгением Ясиным. Стал одним из соавторов разработанной под крылом этого фонда «Экономической стратегии России в первом десятилетии XXI века».

Врезка:

Программа экономического развития России с самого первого дня своего появления на свет вызывала неоднозначную реакцию. Она считалась оторванной от действительности, для кого-то - просто неосуществимой и популистской. Только самые смелые видели в ней прямое руководство к действию. Сегодня, однако, очевидно, что благодаря программе Грефа государство сошло с экономического перепутья и понемногу пятится в заданном направлении.

В последнее время стало очевидно, что экономика развивается не так успешно, как хотелось бы. В программе экономического развития появились серьезные изменения, и что ждет нас завтра – вопрос к гадалке. Или к замминистра экономического развития и торговли РФ Аркадию Дворковичу.

- Аркадий Владимирович, мы говорим об изменениях в программе экономического развития. Но если они появляются, значит создатели этого документа изначально руководствовались ошибочными постулатами, потому что за прошедшее время кардинальных изменений не было как в экономике, так и в политической системе?

- Причин несколько. Одна из них действительно заключается в том, что время идет и все меняется. Время показало, что некоторые решения были недостаточно продуманными. Когда создавался первый вариант программы, мы, что совершенно нормально, не могли предугадать все тенденции развития страны, включая ее реформаторскую активность. Жизнь преподнесла где-то приятные сюрпризы, где-то нет. С другой стороны, изменения в программу были внесены на основе фактов, отражающих динамику развития промышленности и нашего общества в прошлом году. В частности, мы провели анализ прибыли крупных и средних предприятий за 2002 год. Во всех отраслях, кроме связи, которая держится на мобильных системах, идет снижение темпов роста. Железные дороги убыточны даже при таких тарифах, сократилась прибыль в электроэнергетике, в сельском хозяйстве. Конечно, государственные монополии – РАО ЕЭС, МПС и Газпром - провели переоценку основных фондов. В связи с принятием нового налога на прибыль они амортизировали большие средства и уменьшили тем самым размеры своего дохода. Анализ развития за прошлый год продемонстрировал интересную картину: за первые шесть месяцев работы доходы оказались больше, чем в декабре за двенадцать. Значит, российская экономика понесла убытки. Вопрос в том, куда делись деньги, которые, естественно, не могли все уйти на зарплату.

Цифры проливают свет на то, что происходило в экономике в конце года. Почти все показатели по отраслям в 2002 году были положительными, но их “положительность” уменьшилась по сравнению с 2001 годом. Темпы роста ВВП оказались ниже на 4,3 %, инвестиции уменьшились. Доходы населения выросли практически на ту же величину, что и в прошлом и в позапрошлом году. Все остальное снизилось, даже темпы инфляции. Хотя и не так значительно, как правительство и Центробанк рассчитывали в начале 2002 года: на 15 %, а не на 14,3 %.

Пугает то, что в общем объеме прироста розничного товарооборота, который в целом соответствует приросту доходов населения, более 50 % уже второй год подряд составляет импорт. То есть, если в 2000-м и в 1999 году прирост доходов в большей степени отражался на росте отечественного производства, когда быстро развивалась пищевая промышленность и другие отрасли, то с 2001 года начался спад.

Такой печальный вывод также подтверждается и динамикой оттока капитала. Прошлый год стал очень показательным в этом отношении. Уровень инвестиций практически стабилен на протяжении многих лет за исключением 1997 года, а вот отток капитала из частного сектора резко возрос в последние шесть месяцев. Это напрямую сказалось на динамике инвестиций и производства. Прямые вложения в основной капитал предприятий, покупку оборудования не увеличились, хотя зарубежные партнеры дают кредиты нашим организациям и банкам очень охотно. С одной стороны, это показатель роста привлекательности наших предприятий. С другой, такая тенденция вызывает некоторые опасения, потому что кредиты придется, разумеется, отдавать. Если предприятия будут расплачиваться с кредиторами своими продуктами, прекрасно. Но вы сами понимаете, что такое вряд ли возможно.

- Однако по стране, в том числе и в нашей республике, растет импорт технологического оборудования, значит, происходит модернизация производства. Хотя большая часть поставляется напрямую для нефтедобывающей отрасли, новую технику приобретают и другие производители.

- Я соглашусь с вами. Мы действительно импортируем качественное оборудование, и это радовало нас некоторое время. Но затем представитель таможенного комитета проинформировал нас, что если вычесть из этого импорта оборудование, поставляемое по проекту “голубой поток” Газпрома, то импорт всего остального технологического оборудования падает. Это очень показательный факт для всей промышленности. Рост идет только за счет одного инвестиционного проекта, а все остальные отрасли продолжают испытывать серьезный недостаток в качественном технологическом оборудовании.

Структура промышленности практически не меняется. Конечная продукция как занимала, так и занимает около трети от общего объема промышленного производства. Доля сырья и материалов также составляет примерно треть, на топливный комплекс приходится порядка 29 % ВВП.

Как вы и сказали, у нас не только нет каких-то серьезных изменений в экономике. У нас даже нет медленного движения в правильном направлении, то есть нет развития отраслей, производящих конечную продукцию. В 2001 году такой сдвиг был примерно на 11 %, немного, но тоже неплохо. Нынче его совсем нет. Многие связывают это с тем, что при удержании высоких цен на нефть на протяжении последних двух лет пропал стимул вкладывать в другие отрасли.

Вот результат на сегодня: доля ТК в структуре экономики является доминирующей по всем показателям. Как я уже говорил, в промышленности она составляет около трети, в экспорте - 54 %. В федеральном бюджете на всю сферу: газ, нефть и энергетику - приходится половина средств, в валютных поступлениях – 45 %.

- В первой версии программы были заданы общие направления развития страны. В новом варианте вы изменили только направления или дали более четкие рекомендации по проведению реформ?

- Второй причиной обновления программы стала более жесткая постановка вопросов. В ней уже нет намеков на необходимые преобразования, а обозначены возможные пути реформирования налоговой и административной систем, энергетики. Мы поставили вопрос, как двигаться дальше: по инерции, как это происходит сейчас, или по-новому. Также в этом документе мы постарались задать не только направления деятельности, но и ее обоснования, критерии оценки, почему выбран тот или иной курс.

Долгосрочная цель, записанная в предыдущей программе, не меняется: это достижение уровня жизни населения, сравнимого с развитыми странами. То, чего мы можем достигнуть через 15-20 лет при условии проведения быстрых экономических реформ и развития несырьевых отраслей экономики. Главным условием такого поворота является обеспечение глобальной конкурентоспособности страны. Сегодня в соседние страны, то есть в Восточную Европу, Скандинавию, Китай и Южную Корею, вкладывать инвесторам выгоднее, чем в Россию. Там благоприятнее инвестиционный климат, налоговая система, экономическая ситуация. Мы можем, конечно, поспорить – у нас высокие темпы роста, небольшая доля долга, быстро развивается оптовый рынок. Но для инвесторов это не аргумент. Чтобы сохранить темпы экономического роста, необходимо обеспечить повышение конкурентоспособности страны, прежде всего в отраслях, производящих продукцию конечного спроса. Конкурентоспособность подразумевает снижение издержек самого различного характера: административных, налоговых, инфраструктурных; издержек, связанных с функционированием рынка труда. Необходимо также повысить производительность труда, то есть отдачу от основных факторов производства. Она у нас остается на экстремально низком уровне в большинстве отраслей экономики.

- Какие конкретные задачи ставит программа?

- На первое место выходит диверсификация экономики, то есть смещение акцентов, повышение отдачи не от сырьевых отраслей, а от отраслей, производящих товары с высокой долей товарной стоимости. Для реализации такой задачи требуется работа в шести направлениях. Во-первых, необходимо создание выгодных условий инвестирования в несырьевые отрасли и развитие импортозамещения. Во-вторых, требуется уменьшить участие государства в перераспределении экономических ресурсов и привести в соответствие с потребностями рынка и жизнедеятельностью населения финансовую систему и административные структуры, товарные рынки и рынки капитала. Нужно повысить открытость и прозрачность российской экономики, энергоэффективность новой модели ЖКХ, необходимо создать центры по предоставлению социальных услуг.

Сразу предупрежу ваш вопрос о вредности открытой экономики. На наш взгляд, барьеры только тормозят развитие. Если их убрать, повысится конкурентоспособность, появятся инвестиции, мы сможем привлечь капитал. На основе открытости мы сможет повысить роль России и ее экономики в международном разделении труда. Для этого существует ряд условий, которые должны быть быстро выполнены. В первую очередь должна быть осуществлена таможенная реформа. Сегодня таможня представляет собой лишь источник коррупции и не выполняет своей функции – защиты отечественного производителя. Необходим новый таможенный кодекс, который установит правила как для представителей службы, так и для всех участников ВЭД. Новая тарифная политика предполагает высокие пошлины не с того, чего у нас нет, а с того, что имеется или появится в обозримом будущем.

- Тогда сразу возникает вопрос: как вы считаете, пошлины на ввоз иномарок – это оправданное действие?

- Я думаю, это не принесет нам никакой пользы, потому что вызовет рост цен и повышение затрат потребителя на отечественные машины. Дополнительного развития отрасли и конкуренции не будет. Следовало бы сделать по-другому: оставить существующие тарифы, но объявить, что через пять лет они повысятся, еще через пять – снова снизятся. В результате за пять лет можно будет привлечь инвестиции в автомобилестроение, потому что вкладчики будут знать о том, что через пять лет условия для конкуренции с иномарками улучшатся за счет цен. Затем, после переоборудования производства, предприятия окажутся в условиях свободной конкуренции. Это пример стратегии на 10 лет, которая может принести ощутимые результаты. А сегодняшнее повышение – это вред как для экономики, так и для населения.

- Какую же реформу необходимо провести в первую очередь?

- Фундаментом всего можно считать реализацию административной реформы. Без нее невозможно заинтересовать чиновничий аппарат в быстрых и качественных преобразованиях. Бюрократы заинтересованы в поддержании статуса-кво.

Ключевой момент в реформе - даже не упорядочение функций госслужащих, а ориентирование их на результаты. Это значит, что средства должны выделяться под конкретные задачи, чтобы потом можно было проверить их распределение. Кроме того, все должно исходить из того, что априори регулирование не нужно, и каждый, кто на этом настаивает, должен доказать, что без этого невозможно обойтись. Мы должны перевернуть все с головы на ноги и сделать приоритетом свободное осуществление предпринимательской деятельности. Лишь затем можно смотреть, чтобы свобода одного не мешала свободе другого. Вот в чем суть административной реформы.

В этом году будут решаться всего две задачи: первая - анализ функций органов исполнительной власти и устранение некоторых из них. Во-вторых, начнется реформа госслужбы на основе новой системы оплаты труда служащим. За этот год также должна повыситься “прозрачность” власти. Обязательной станет публикация проектов всех законов и сведений о поездках официальных лиц. Должна стать доступной информация о том, какие мероприятия, семинары и конференции проводятся в правительстве. Таким образом, население сможет получить представление, как живет государство.

- Аркадий Владимирович, вы считаетесь сторонником радикальных фискальных изменений и валютного дерегулирования. Как в программе отражены механизмы привлечения инвестиций?

- Существуют два пути возможного привлечения капитала. Первый метод, фискальный, подразумевает, что можно у богатых отнять, поделить и отдать тем, у кого средств нет. Есть возможность стимулировать тех, у кого деньги имеются, вкладывать в заданные сектора экономики. С моей точки зрения, выбрать один путь непросто, мы должны использовать сочетание этих двух направлений. Что касается добровольного перераспределения капитала, то это, прежде всего, стимулирование вложений средств в несырьевые отрасли. Можно аккумулировать средства путем создания различных фондов, стимулирования выхода новых компаний на рынки, привлечения средств населения и повышения открытости банковской системы кредитования.

Фискальное перераспределение капиталов не обязательно подразумевает повышение нагрузки на сырьевые отрасли, могут быть и другие варианты. Например, при стабильно работающем сырьевом секторе возможно снижение нагрузки в других отраслях. Для этого в бюджете потребуются дополнительные средства. Эти деньги можно взять за счет снижения объемов государственного перераспределения ресурсов, то есть государство должно отказаться от части расходов, от части собственности и вырученные средства использовать на снижение нагрузки. Таким образом можно добиться результатов во всех трех секторах, где есть шансы ускорить рост экономики: в импортозамещении, в поддержке несырьевого производства, в развитии новых секторов, таких как высокие технологии и рыночные услуги.

В отношении валюты могу сказать, что к 2007 году предполагается, что рубль станет свободно конвертируемой валютой и будет разрешен свободный ввоз и вывоз национальной и иностранных валют. Когда мы вносили проект о валютном регулировании в Государственную Думу, банки встрепенулись: “А как же мы? У нас нет системы гарантирования вкладов, у нас не такие капиталы, у нас ниже рентабельность и масса ограничений и деньги не такие длинные”. Действительно, при свободном обращении валюты банки теряют конкурентоспособность. Закон говорит о том, что предприятия могут открывать счета в иностранных банках. Поэтому вполне закономерно, что проект о валютном регулировании внес оживление в реформирование банковской системы. И скоро, буквально через месяц, правительство рассмотрит предложение, которое должно существенно снизить издержки от банковской деятельности. А это издержки самого разного характера – от арендной платы, приравненной, кстати сказать, к плате за аренду помещения под казино, до норматива обязательных резервов, который больше, чем в других странах. Если все это изменится, появится возможность снизить кредитные ставки. В данный момент также рассматривается закон о страховании вкладов.

И если говорить в целом о средствах, необходимых для реформ, то, по моему мнению, очень многие реформы сегодня можно провести за счет снижения государственных расходов. В течение второй половины марта специальная комиссия по снижению расходов в федеральном бюджете закончит первый этап своей работы и подготовит предложения по оптимизации расходов в ближайшие два года. Кроме того, все потери в бюджете во время реформ можно будет частично компенсировать за счет стабилизационного фонда. Минфин РФ пока считает, что фонд можно использовать только для сглаживания инвестиционных колебаний. Мы считаем, что эти средства также можно использовать на проведение налоговой и административной реформ, реформы ЖКХ, армии и других направлений.

- Сейчас многие реформы буксуют. Но вы говорите, что сегодня для их проведения самое подходящее время…

- Существуют два возможных варианта действий. Первый – инерционно, как мы это сегодня делаем, то есть с плавным повышением цен на энергоносители, постепенным реформированием ЖКХ, с волокитой в остальных направлениях. Это затратно, но связано с меньшей долей социальных рисков на данном этапе. С другой стороны, есть сценарий быстрого повышения цен. Но его можно реализовать только при условии, что государство сегодня же выделит средства на социальную защиту граждан. Риски понятны, и на это особенно тяжело решиться перед выборами. Надо сделать сознательный выбор пути, тогда можно рассчитывать на определенный результат.  

Ольга КРОПАЧЕВА, Ижевск Еженедельный журнал "Деловая репутация" №10, 18 марта 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики