ДУМАЙТЕ САМИ, РЕШАЙТЕ САМИ: КОМУ ДОВЕРИТЬ СВОИ ПЕНСИОННЫЕ СРЕДСТВА
Автор: Лавриненко Галина
Регион: Сыктывкар
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 01.04.2003

В январе 2003 года вступили в силу поправки к закону «О негосударственных пенсионных фондах». В связи с этим на рынке обязательного пенсионного страхования появятся новые игроки – частные пенсионные фонды. До сих пор Пенсионный фонд России монопольно распоряжался миллиардами пенсионных рублей. Поправки к закону дают возможность каждому работающему стать участником рынка пенсионного страхования и самостоятельно решать: оставить пенсионные накопления в госсистеме или передать их негосударственным пенсионным фондам (НПФ).

Закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» принят Государственной Думой в конце декабря 2002 года, опубликован в «Российской газете» 14 января 2003 года и с этого дня вступил в силу. Сегодня мы предлагаем несколько комментариев к закону. Один из них прозвучал еще в декабре прошлого года на встрече в Клубе региональной журналистики «Из первых уст» как раз в тот момент, когда шла жесткая борьба между государственным и негосударственными пенсионными фондами за право участия на рынке пенсионного страхования. Но он тем и хорош, что дает возможность окунуться в самую стихию этой борьбы, глубже понять интересы «воюющих» сторон. Но самое важное – он позволит задуматься, кому все-таки доверить свои пенсионные сбережения.

Павел Теплухин: «Ваш инвестиционный выбор будет поважнее выборов в Думу»

Теплухин Павел Михайлович – президент Управляющей компании «Тройка Диалог». Год рождения 1964. Окончил МГУ в 1989 году, магистратуру Лондонской школы экономики. По окончании учебы Теплухин был принят главным экономистом в крупнейшую российскую инвестиционную команию «Тройка Диалог». Затем возглавил управляющую компанию «Тройки». Стаж работы на фондовом рынке: 11 лет.

Один интересный факт из биографии Теплухина: последний год его обучения в Лондоне профинансировал известный американский меценат Сорос, причем из своих личных средств, а не за счет фонда. Еще удивительнее то, что через десять лет Теплухин вернул Соросу эти тысяч.

От распределения к накоплению

– Каждый из вас работает на какую-то организацию и получает там определенную заработную плату, от которой работодатель отчисляет 35,7% во всевозможные внебюджетные фонды, включая 28%, которые идут в Пенсионный фонд. До 1 января 2001 года эти 28% предназначались для того, чтобы кормить ваших собственных родителей, бабушек и дедушек – тех людей, которые получают государственную пенсию. Такая система называется распределительной: все, что Пенсионный фонд собирал, он выплачивал в виде пенсий.

Почему нужен переход на накопительную пенсионную систему? Демографическая ситуация в стране меняется в неблагоприятную сторону: людей рождается меньше, чем умирает, идет естественная убыль населения. Сейчас в стране примерно на 60 миллионов активно работающих приходится 40 миллионов пенсионеров. То есть полтора работающего кормят одного пенсионера. Через пять лет ситуация сложится так, что один работающий должен будет накормить не только себя и свою семью, но и одного пенсионера и его семью.

Но, несмотря на предостережения демографов, наше Правительство долгое время не решалось затеять переход к другой системе, когда каждый из вас будет зарабатывать себе пенсию сам. Это принципиально иная система, которая называется накопительной. Наконец, пришел новый Президент, который поручил господину Грефу написать задачи Правительства на десять лет, и как только такая задача была поставлена, сразу стали появляться какие-то «долгоиграющие» крупномасштабные программы, включая военную реформу, пенсионную и т.д. Ключевой стала пенсионная реформа, потому что она в комплексе решает демографические, финансовые, социальные, инвестиционные проблемы.

Теория против практики

Чуть больше года назад было принято принципиальное решение о переходе от распределительной системы к накопительной. Правительство поручило подготовить набор законопроектов для того, чтобы обеспечить этот переход. Как вы понимаете, законопроектов должно быть много: о порядке начисления пенсий, о порядке выплаты этих пенсий. Необходимо было не забыть и тех людей, которые окажутся в переходном периоде: если каждый из вас будет накапливать пенсию для себя, кто же тогда будет платить сегодняшним пенсионерам? Дополнительно возникла еще одна проблема. Если каждый из вас будет накапливать себе деньги на пенсию, то в течение этих 15-20 лет надо с этими деньгами что-то делать. Они где-то должны храниться и хотя бы не потерять в цене за это время. А это непростая задача даже для стран с развитой экономикой.

Главный идеолог реформы в Министерстве экономического развития и торговли – Михаил Дмитриев – человек от науки, теоретик. Второе действующее лицо – практик Михаил Зурабов. В период президентства Ельцина он возглавил Пенсионный фонд РФ, а до этого руководил страховой компанией «Макс». Дмитриев подготовил наиболее широкое понимание пенсионной реформы, полагая, что у нас должна быть самая лучшая пенсионная система в мире. Потому как мы можем учесть опыт всех стран, которые через это прошли, можем изучить все ошибки и не повторять их.

Дмитриев считает, что пенсионная система должна быть многоуровневой. Пенсионный фонд должен выполнять роль администратора системы, т.е. вести счета каждого из 60 миллионов работающих, которые когда-то станут пенсионерами. Уверяю вас, это очень сложная задача. По идее, она должна была быть возложена на Пенсионный фонд РФ, и Пенсионный фонд должен быть доволен той ответственной ролью, которую ему доверяют. (Кстати, деньги 60 миллионов будущих пенсионеров по своим размерам превышают федеральный бюджет РФ.)

Основной же процесс – инвестирования – должен быть делегирован частным управляющим компаниям, которые, конкурируя друг с другом, обеспечивали бы этим деньгам сохранность и доходность, чтобы покупательная способность денег в течение накопительного срока не падала. Дополнительно в эту пенсионную систему должны быть допущены негосударственные пенсионные фонды, роль которых состоит в том, чтобы провести массированную разъяснительную работу среди населения, помочь государственному Пенсионному фонду в сборе денег, организовать тендер среди управляющих компаний, чтобы выбрать наиболее достойную. Были предусмотрены и третьи участники – страховые компании, которые должны выполнять схожую с НПФ роль – роль организатора тендера и контролера, который постоянно осуществляет мониторинг за деньгами от имени миллионов пенсионеров.

Но перед тем как законопроекты Дмитриева попали в Государственную Думу, с первоначальной концепцией начали твориться странности. Михаил Зурабов обиделся на то, что какой-то научный сотрудник пытается ему объяснить, что надо допустить в систему негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, управляющие компании и еще 60 миллионов участников процесса. Он первым делом объяснил всему населению страны, что страховые компании не готовы к пенсионной реформе, накопили недостаточный опыт и в общем-то ни к чему они нам. Тем более что есть государственный Пенсионный фонд, который все равно выполнит эту роль. Зачем дублировать? Страховые компании, таким образом, были исключены из реформы еще на первом этапе законотворчества.

После этого прошло полгода, и когда стали обсуждать законопроект о порядке

инвестирования, вдруг все задумались: а зачем нам негосударственные пенсионные фонды? Какова их роль? Мол, Зурабов все сам соберет, а потом отдаст чуть-чуть денег управляющим компаниям, а негосударственным пенсионным фондам в реформе роли нет. Пенсионные фонды возмутились: как так, зачем же они тогда десять лет горбатились и ждали своего звездного часа? Они все-таки смогли с помощью своих учредителей надавить на часть депутатов. Депутаты выступили с резкой критикой законопроекта и подписали с Зурабовым в присутствии представителя администрации Президента меморандум о том, что они пропустят законопроект в третьем чтении только при условии, что в действующий закон о негосударственных пенсионных фондах будут внесены соответствующие поправки и для НПФ найдется место в новой пенсионной системе.

Что было после? Закон был принят в июне, негосударственные пенсионные фонды в нем отсутствовали. Зато в нем фигурировал государственный Пенсионный фонд, который собирает деньги и отвечает за то, чтобы их выплатить, и управляющая компания, которая в промежутке между этими двумя событиями должна была деньгами управлять, обеспечивая их доходность. Вскоре на свет появился еще один закон «О государственной управляющей компании», который, собственно, мог бы завершить весь процесс российской пенсионной реформы. В дополнение в нему родился набор требований в виде постановления Правительства, которые должны предъявляться частной управляющей компании, и которые в принципе невыполнимы. Все управляющие компании, кроме государственной, должны соответствовать этим требованиям…

Тут уж пришла очередь возмутиться нам. В ноябре 2002 года мы собрались вместе с негосударственными пенсионными фондами и решили: надо что-то делать. Тогда же в очередной раз была предпринята массированная атака на Думу. В результате в Госдуме появился законопроект о негосударственных пенсионных фондах, который предусматривает участие НПФ в процессе накопления пенсий и восстанавливает позиции управляющих компаний, утраченные в ходе принятия подзаконных актов.

…Казалось бы, это все игры. Здравый смысл должен же восторжествовать? Но только через 5-8 лет, когда результаты реформы можно будет измерить, станет понятно, что была сделана глупость. А вопрос-то решается сегодня. У нас уже есть негативные примеры. В начале 90-х годов Сбербанк не раздробили на мелкие кусочки, которые бы конкурировали между собой, – и это привело к тому, что у нас отсутствует банковская система. И то, что у нас сейчас во многих местах не хватает газа или выключается электричество, это не потому что недостаток газа в стране, которая больше всего его добывает, и не потому что у нас не хватает электричества. А потому что у нас есть Газпром, который является монополией, у него нет задачи обеспечить население газом. То же самое и с электричеством. У нас нет конкурирующих производителей, поэтому в стране, где больше всего энергоресурсов, не хватает базового электричества. Создание государственной управляющей компании, которая по своим размерам больше, чем Сбербанк, и полное отсутствие конкуренции в пенсионной системе – это еще одна из ошибок. Та же самая песня.

Я думаю, что для нас главным примером является Казахстан. Во-первых, потому что там недавно перешли от распределительной к накопительной системе с большим количеством частных участников. А, во-вторых, потому что у нас история общая. Так вот, за пять лет 50% казахского населения перешло в эту самую частную систему. На мой взгляд, показатель достаточно высокий.

Выборы-2003

Теперь представьте следующее: в соответствии с принятым законом, в 2003 году каждый из вас должен получить выписку о состоянии своего персонального счета в государственном

Пенсионном фонде. К выписке должен быть приложен список управляющих компаний, которым вы можете передать свои пенсионные сбережения для инвестирования. Причем каждая управляющая компания предложит вам некий набор инвестиционных стратегий, которые выражают разные уровни риска: от консервативных до самых рискованных. Все это должно случиться между июнем и октябрем месяцем. Вы должны получить свои выписки, к которым будут приложены во-от такие «простыни». До 1 октября вы должны отправить свое решение в Пенсионный фонд, известив его о том, куда вы намерены передать для управления свои пенсионные деньги. Пенсионный фонд должен обработать эту информацию и до декабря месяца передать в управляющую компанию то, что у вас накопилось на счете.

Проблема заключается только в том, что этот выбор по своей масштабности превышает

общефедеральные выборы. Участие в нем принимает примерно такое же количество людей как и в выборах, и у всех будут бюллетени, где нужно галочки поставить. Количество управляющих компаний тоже будет приличное. Кстати, в следующем году у нас еще одни выборы будут проходить – в Госдуму, на агитацию по поводу выборов в государственном бюджете запланировано 3 млрд. рублей. А на пенсионную реформу один из депутатов предложил выделить 50 млн. рублей. Но его инициатива не нашла поддержки среди коллег. В бюджете не заложено ни копейки для того, чтобы 60 млн. человек что-то объяснить для того, чтобы они сделали очень важное, может быть, самое важное инвестиционное решение в своей жизни.

Будут существовать две схемы. Первая: сами люди дают поручение Пенсионному фонду РФ перечислить деньги в одну из управляющих компаний, в ту или иную инвестиционную стратегию, предложенную этим компаниям. Вторая – они обращаются в Пенсионный фонд с просьбой перечислить эти деньги в какой-нибудь НПФ, который, в свою очередь, передаст деньги дальше, управляющим компаниям. Пенсионные фонды являются, по сути, субадминистраторами этой системы. Потому что не все люди могут квалифицированно сделать выбор между управляющими компаниями и отдать правильное поручение. Поэтому пенсионные фонды приходят и говорят: «Давайте, мы за вас выбор сделаем, мы в этом что-то понимаем. Отдайте деньги нам, а мы постараемся найти правильную комбинацию их применения».

Вся интрига в том, что государственный Пенсионный фонд не будет присутствовать среди поименованных кандидатов на проставление галочки. И тот, кто не сделает выбор, окажется в государственном Пенсионном фонде под управлением государственной управляющей компании, которая будет гарантировать своим вкладчикам минус один процент годовых (!). В реальном выражении. Потому что государственной управляющей компании на сегодняшний момент разрешено вкладывать деньги только в государственные ценные бумаги на определенных условиях. Поясню: если государственные ценные бумаги покупать при первичном размещении и держать их до погашения, то доходность по такого рода инвестициям будет минус 1% годовых в реальном выражении с учетом инфляции. У них всегда будет отрицательная доходность в реальном выражении. Сколько это будет в цифрах? Если накопление занимает 20-летний этап, то минус 1% годовых – это примерно 35% потери покупательной способности на этом интервале. Т.е. каждый сегодня вами вложенный рубль в покупательной способности оставит вам 65 копеек. Удачная инвестиция?

Чем лучше НПФ, спрашиваете? Негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания заинтересованы в обеспечении вам доходности. Их вознаграждение, в отличие от вознаграждения чиновников, не зависит от штатного расписания, оно зависит от того дохода, который они для вас заработали.

Законом предусмотрено, что управляющая компания получает не больше 10% дохода от прироста. Поэтому, с одной стороны, естественно, они будут конкурировать друг с другом, и

планка вознаграждения будет, скорее всего, много меньше. Ваша же роль должна состоять в выборе того инвестиционного портфеля, который наиболее полно отражает ваше отношение к риску. Почему это инвестиционное решение будет самое важное в вашей жизни? Потому что

его надо будет сделать. Это решение, которое, к сожалению, каждому нужно принять на основе

той информации, которую вы получите в ходе этого процесса, эта та домашняя работа, которую каждому из вас надо будет сделать.

Каким образом осуществляется контроль за деятельностью НПФ? Во-первых, все средства НПФ хранятся в так называемом спецдепозитарии. Это отдельная компания, которая не аффилирована с управляющей компанией, которая имеет право второй подписи на каждом финансовом документе и отвечает своей лицензией так же, как и управляющая компания перед Федеральной комиссией по ценным бумагам. Во-вторых, существует аудитор или оценщик, который (аудитор раз в год или раз в полгода, оценщик каждый день) производит оценку активов, оценку инвестиционного портфеля. Каждый из них является отдельной компанией, которая отвечает своей лицензией перед надзирающими органами.

Управляющая компания, в свою очередь, должна отвечать, например, такому требованию: 75% сотрудников должны иметь индивидуальные лицензии на управление активами и индивидуальные сертификаты, подтверждающие соответствующую квалификацию. И к тому же сотрудники не должны иметь криминального прошлого. Управляющие компании должны иметь пять лет безупречной работы на рынке, как минимум 100 счетов доверительного управления, т.е. опыт работы с этими деньгами, у них должен быть собственный капитал и не меньше пяти негосударственных пенсионных фондов в управлении… У управляющей компании, в отличие от банков и от негосударственных пенсионных фондов, пенсионные средства хранятся на отдельном балансе. Т.е. управляющая компания как таковая, не пропускает все активы через собственный баланс. Даже если управляющая компания, не дай Бог, разорится, то все средства в пользу Пенсионного фонда хранятся на счетах, которые контролирует спецдепозитарий. Т.е. он ведет как бы обособленную жизнь, на него не может быть обращено взыскание и не могут претендовать никакие кредиторы.

Негосударственный пенсионный фонд, к сожалению, с юридической точки зрения может обанкротиться. И тогда его вкладчики, будущие пенсионеры, становятся в очередь за получением денег.

Куда податься?

…Сейчас НПФ по-прежнему борются за право своего участия в пенсионной системе, потому что поправки к закону о НПФ еще не все чтения прошли. Всего в России лицензии имеют 240 НПФ, из которых работающих порядка 100, 80% активов сконцентрированы в первой десятке. Какие фонды? Пенсионный фонд «Газпрома», пенсионный фонд «Лукойла», ПФ «РАО ЕЭС России», ПФ «Ростелекома», ПФ МПС. Вот, собственно, какой выбор. Судя по всему, они друг с другом и будут конкурировать, потому что именно они в состоянии развернуть общенациональные сети по привлечению средств, по агитации населения. Они будут зарабатывать на том, что будут создавать дополнительный комфорт своим участникам. Работники этих уважаемых организаций автоматически попадут в эту систему, а другие желающие, скорее всего, будут вынуждены доплатить за то, чтобы попасть в эти фонды.

На сегодняшний момент в стране 62 управляющие компании имеют лицензии. Из них претендовать на участие в системе смогут пять-шесть.

Еще важно отметить, что процесс выбора управляющей компании или фонда будет предоставляться гражданам раз в год. То есть каждый год люди будут получать выписку со своего пенсионного счета и смогут сделать выбор: перейти из государственного Пенсионного фонда в негосударственный или из одного НПФ – в другой. Первый переход будет бесплатный, а остальные уже за деньги. Потому что перейти из одного негосударственного пенсионного фонда в другой – это технологически очень сложная задача. Деньги размещены, их нужно вытаскивать из инвестиций, затем возвращать в Пенсионный фонд РФ для того, что он их опять переправил в другой фонд.

Процесс перехода от распределения к накоплению растягивается на много лет. Сегодня из 35,7% ФОТ 28% идет в Пенсионный фонд РФ. Эти 28% делятся пополам. 14% идет на то, чтобы финансировать сегодняшних пенсионеров, а также всех сирых и убогих, которые не могут себя обеспечить сами. Остальные 14% тоже разбиваются. Из них на ваш счет «капает» от 2 до 6% в зависимости от возраста. И эта цифра будет постепенно нарастать по мере того, как будут уходить от нас в лучший мир люди, которые как бы не смогли воспользоваться накопительной пенсионной системой. Переходный процесс затянется лет на 20. Уже через 20 или 25 лет все 28% будут идти на накопительную пенсию.

…Честно скажу, что управляющей компании, как это ни печально для вас, невыгодны счета мелких индивидуальных клиентов. Вернее, они не настолько выгодны для того, чтобы тратить деньги на рекламные акции, на раскрутку клиентов. Предположим, что ваша средняя заработная плата составляет четыре тысячи рублей или 130 долларов в месяц. Из этих 130 долларов человек отчисляет в пенсионную систему в зависимости от своего возраста от 2 до 6% в месяц, т.е. от трех до девяти долларов в месяц. Возьмем усредненную цифру – пять и предположим, что в год человек отчисляет в пенсионную систему 60 долларов. Мы, управляющие, обеспечиваем ему доходность в размере 10% годовых в валюте, прирост составит шесть долларов. Мы от этого получим не более 10% прироста, или 0,6 доллара с человека. Скажите, сколько я должен усилий приложить ради этих 0,6 долларов? А ведь мне надо каждому человеку послать его ежегодный отчет по почте – это уже 80 центов, включая конверт, листочек и почтовый сбор, и еще надо чуть-чуть поработать, чтобы получить доходность выше инфляции. Какой мне с этого интерес?

Поэтому я с большим сожалением могу констатировать, что люди с зарплатой 130 долларов в месяц либо должны сами думать и проявлять какую-то активность, либо они останутся в государевом Пенсионном фонде. А я буду работать с теми, у которых после цифры 130 стоит еще один нолик – 1300 долларов в месяц. А они-то как раз газеты читают, журналы, следят за новостями, как правило, у них есть дома компьютер, Интернет, средства доставки информации – с ними проще общаться.

Управляющая компания на то и является частным сектором, что мы сами себе на жизнь зарабатываем. И по этому поводу для нас принципиально, чтобы мы деньги зарабатывали, а не тратили. Мы не благотворительная организация. Если нам это невыгодно, то мы этим не занимаемся.

При той системе, о которой я вам только что рассказал абсолютно объективно и, я надеюсь, очень доходчиво, нам выгодно, если пенсионеры все сделают сами: сами решат, сами бумажку оформят, сами сходят и заверят, сами нам пришлют, и не будут нам докучать разным вопросами, а будут сами газеты читать, Интернет или какие-нибудь другие СМИ использовать.

Если все сами будут делать, и за все это платить сами… Либо мы будем работать с теми, у кого пенсионные деньги с нулями справа.

Однако управляющая компания обязана взять на обслуживание любой пенсионный счет вне зависимости от его размера, если получит от вас такое распоряжение. Берем всех, кто придет. Вернее, кого к нам приведет государственный Пенсионный фонд. В данном случае мы не имеем права никого дискриминировать, на то оно и есть обязательное пенсионное обеспечение.

Что будет происходить на фондовом рынке с появлением пенсионных денег? Наконец-таки, будет хорошее, здоровое влияние. Главная проблема российского фондового рынка – очень мало инвесторов. Я имею ввиду долгосрочных инвесторов, которые занимаются фундаментальным анализом, сравнивают перспективы, доходность и выстраивают стратегии. И пенсионные фонды, и управляющие компании этим как раз и занимаются. Стоит придти на рынок нескольким крупным инвесторам – пенсионным фондам или управляющим компаниям с пенсионными деньгами – и инвестировать их на какое-то продолжительное время, волатильность фондового рынка сразу снизится. Это приведет к тому, что рейтинговые агентства поднимут кредитный рейтинг России.

Записала Галина Лавриненко.

Вопросов больше, чем ответов

Михаил Задорнов, Заместитель Председателя комитета по бюджету и налогам Государственной Думы:

– С моей точки зрения, пенсионная реформа в том виде, как она у нас осуществляется, это фикция. Что, по сути, сделано? Сделано сокращение средств, которые идут на существующую пенсионную систему – систему «выплат с колес», когда все поступает в бюджет Пенсионного фонда и выплачивается сразу. Вот эта часть несколько сокращена. Из нее выделена некая

накопительная часть. Фактически это ресурс не дополнительный, а за счет меньшей

индексации пенсий нынешним пенсионерам. И это в условиях, когда Пенсионный фонд имеет достаточно серьезные остатки средств, которые до конца 2002 года обесценивались. Сейчас,

правда, они инвестируются в российские ценные бумаги.

Теперь о деньгах, которые накапливаются. Если бы они действительно накапливались и инвестировались с гарантией их прироста, не было бы вопросов. Но сейчас они инвестируются Пенсионным фондом в основном в государственные ценные бумаги. Доходность по среднесрочным ценным бумагам – это примерно темп инфляции: доходность 14-15%, темп инфляции 15%. То есть накопления практически нет. Есть сохранение денег. Нет потерь, но и нет накопления. Поэтому с точки зрения среднесрочной перспективы, непонятно, какие инструменты приведут к увеличению этих денег. То есть получается, что мы и сегодняшним пенсионерам, которым можно было бы проиндексировать пенсии, не выплачиваем этих денег, и

не ясно, за счет чего мы обеспечим прирост тех денег, которые отвлекаются на накопительную часть.

Изменение ситуации возможно только тогда, когда с экономическим ростом придут инструменты, которые обеспечат доходность хотя бы 3-5% в год, – реальную доходность за вычетом инфляции. Пока таких инструментов у нас, я вам откровенно говорю, очень мало, фондовый рынок очень узкий. Желание Пенсионного фонда – сохранить за накопительными деньгами свой контроль, стать управляющей компанией для накопительных счетов.

Тем не менее, в январе вступил в силу закон о негосударственных пенсионных фондах, который дает с 2004 года им право, конечно под строгим государственным контролем специальной инспекции, инвестировать с 2004 года частные деньги на фондовом рынке. И

такая возможность появляется. Более активная пропаганда приведет к тому, что люди будут инвестировать. Правда, я думаю, что в основном это будут делать не самостоятельно люди,

а пенсионные фонды – «Газпром-фонд» (там почти 1 млрд. долларов), «Лукойл-гарант» (0,5 млрд. долларов) при крупных компаниях, которые будут размещать деньги на фондовом рынке. Пока, к сожалению, пенсионная реформа вызывает очень серьезные вопросы.

www.crj.ru

Механизма пока нет

Инвестирование пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды будет осуществляться под контролем государства. Это устанавливают одобренные дополнения в закон «О негосударственных пенсионных фондах». Закон уравнивает государственный и негосударственные пенсионные фонды в правах и ответственности, регулирует правовые, экономические и социальные отношения, определяет принципы государственного регулирования. Закон подтверждает также свободу выбора гражданина между государственным и негосударственными пенсионными фондами.

Правда, было замечено Комитетом СФ по финансовым рынкам и денежному обращению, «вопрос получения доходов от инвестирования пенсионных накоплений и их ликвидность закон только декларирует, реального механизма сохранности этих средств нет».

Пресс-служба Госдумы.

Региональный – ближе

Людмила Якушевич, председатель совета НПФ «Полярный»:

– Новый закон ставит перед НПФ очень жесткие условия. Но мы к работе готовы. Учредителям НПФ «Полярный» понадобиться увеличить уставной фонд. И они относятся к этому с пониманием.

Региональный негосударственный пенсионный фонд республике очень нужен. Он дает огромные возможности для долгосрочных инвестиций, для финансирования как промышленных, так и социально значимых объектов. В отличие от корпоративных фондов «Лукойла», «Газпрома» и др., региональный фонд будет вкладывать деньги будущих пенсионеров в республиканские предприятия и проекты, будет работать на благо Республики Коми. Эффективность его вложений можно будет легко проверить, они будут у всех на виду.

Г. Л.

Россию ждет бум НПФ

Крупные финансовые группировки готовятся в ближайшие месяцы инвестировать существенные средства в негосударственные пенсионные фонды. По мнению председателя совета директоров АФК «Система» Владимира Евтушенкова, примерно через два года рынок негосударственных пенсионных фондов «ожидает настоящий бум». С 1 января 2004 года в

рамках пенсионной реформы НПФ смогут получить первые деньги населения, которые сейчас хранятся на счетах государственного Пенсионного фонда России. Эксперты ожидают, что 60% населения откажется от услуг ПФ РФ и переведет свои деньги частникам. Таким образом,

негосударственные пенсионные фонды смогут получать более миллиардов долларов в год.

Негосударственные пенсионные фонды существуют в России уже десять лет. До сих пор их развитие сдерживалось тем, что они могли работать только с добровольными пенсионными накоплениями (если граждане хотели приобрести прибавку к государственной пенсии, они

могли копить на нее в НПФ). «Добровольное пенсионное обеспечение имеет реальный смысл только в странах с высоким душевым доходом», – считает президент УК «Тройка Диалог» Павел Теплухин. Россия к таковым не относится, потому и система добровольного пенсионного

обеспечения развита не была. Негосударственные пенсионные фонды создавались при крупных корпорациях в основном с целями, отличными от пенсионного обеспечения своих сотрудников.

Однако в ближайшие пару лет рынок негосударственных пенсионных фондов станет одним из самых динамичных и перспективных.

«С января 2004 года этот рынок получит новое дыхание», – уверен Павел Теплухин. С 1 января

граждане смогут самостоятельно принимать решения, где им держать свои обязательные пенсионные накопления: в государственном пенсионном фонде или НПФ. По оценкам экспертов, негосударственные пенсионные фонды получают доступ к миллиардам долларов в год пенсионных отчислений граждан, которые сейчас оседают на счетах Пенсионного фонда России.

Теоретически граждане должны начать переводить свои средства из государственного пенсионного фонда в НПФ из-за возможности получить более высокую пенсию. Но в полной мере это отразится на тех, кому сейчас нет 40 лет (остальные просто не успеют накопить необходимую сумму). Сами НПФ советуют при зарплате в 10-20 тысяч рублей отчислять ежемесячно 5% в фонд. Тогда пенсия составит до 60% от заработка.

Более высокой доходности, в отличие от государственного пенсионного фонда, НПФ сможет добиться за счет инвестирования средств, полученных от граждан, в большее число финансовых инструментов. В частности, негосударственным пенсионным фондам разрешается вкладывать пенсионные резервы в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов федерации, корпоративные акции и облигации, векселя, недвижимость, а также класть на депозиты в банк. Инвестиции в любой из этих инструментов не должны превышать 50% всех пенсионных

резервов фонда.

Каждый гражданин сможет самостоятельно выбрать либо управляющую компанию, которая займется управлением его пенсионными накоплениями, либо пенсионный фонд, который сам выберет управляющую компанию. По оценкам экспертов, первый вариант предпочтут люди с более высоким доходом и знакомые с финансовыми инструментами, второй – имеющие

низкий доход и не привыкшие иметь дело с управляющими компаниями. Последних у нас большинство, поэтому, по мнению Павла Теплухина, пенсионные фонды соберут у себя

большее число вкладчиков, чем управляющие компании, но последние смогут привлечь больше денег за счет богатых вкладчиков.

В принципе, основные игроки на рынке негосударственных пенсионных фондов уже определены. К участию в пенсионной реформе будут допущены фонды, имеющие длительную

положительную историю. Крупные корпорации давно «подсуетились» и создали еще несколько лет назад свои пенсионные фонды: «Газпром» – НПФ «Газпромфонд», «Лукойл» – НПФ «Лукойл-Гарант», «Сургутнефтегаз» – НПФ «Сургутнефтегаз», АФК «Система» – НПФ «Система», Ростелеком – НПФ «Ростелеком-Гарант» и т.д. «Тот, кто хочет активно развиваться на волне пенсионной реформе, явно работает, – говорит Александр Ярохин. – А тот, кто

проснется только через два года, безнадежно опоздает».

Более того, участники рынка предполагают, что в ближайшие годы произойдет передел этого рынка. С него будет вынуждена уйти, по словам главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова, половина пенсионных фондов. Однако естественный отбор будет происходить не за счет ликвидаций, а за счет поглощения мелких НПФ крупными. «В этом бизнесе самое важное – клиентская база, – говорит Павел Теплухин. – Поэтому крупные компании будут поглощать мелкие для того, чтобы получить их клиентскую базу». Что касается граждан, копящих себе на пенсию, главным вопросом станет правильный выбор пенсионного

фонда, который не исчезнет к моменту выхода на пенсию.

RBC daily

Требования к НПФ

Федеральный закон от 10.01.2003 №14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» предоставляет право негосударственным пенсионным фондам быть страховщиками в системе обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования. Следовательно, у граждан появится возможность избрать в качестве страховщика Пенсионный фонд РФ либо один из негосударственных пенсионных фондов. Причем один раз в год гражданин может изменить свое решение и заключить новый договор об обязательном пенсионном страховании с другим фондом или подать заявление о переходе в Пенсионный фонд РФ. Указанные направления деятельности негосударственных фондов подлежит лицензированию.

При этом закон называет лишь основные условия получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Так, законом введен образовательный ценз и установлены требования к квалификации и моральному облику руководителя исполнительного органа фонда и его главного бухгалтера. Величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов рублей. С 1 января 2005 года этот уровень повысится до 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года – до 50 миллионов. Тем не мене действие лицензий фондов, выданных в установленном порядке до 1 января 2003 года, прекращается лишь 1 июля 2009 года.

Совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда на день подачи фондом документов в уполномоченный федеральный орган для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, внесенный в фонд денежными средствами, должен составлять не менее трех миллионов рублей со дня введения в действие рассматриваемого Закона, а с 1 января 2005 года – не менее 30 миллионов рублей.

Стабильность правоотношений в сфере пенсионного страхования призвана обеспечить норма, согласно которой все изменения и дополнения, вносимые в правила фонда, не могут распространяться на заключенные ранее договоры (за исключением случаев изменения законодательства России), а ранее действовавшие условия, закрепленные в заключенных фондом договорах, по общему правилу сохраняют силу до полного их исполнения.

Еще более жесткие требования предъявляются к тем фондам, которые планируют осуществлять пенсионное страхование. Помимо вышеназванных условий о величине совокупного вклада учредителей фонда и денежной оценки имущества для обеспечения его уставной деятельности эти хозяйствующие субъекты обязаны зарегистрировать в уполномоченном федеральном органе страховые правила фонда и подать в уполномоченный федеральный орган заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.

На момент подачи в уполномоченный федеральный орган заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд, в частности, должен иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет, иметь опыт одновременного ведения не менее пяти тысяч именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 года (с 1 июля 2009 года – не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов), не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение не менее последних двух лет деятельности, а также фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.

Фонд получает право на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика с даты регистрации в уполномоченном федеральном органе заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика, но не ранее 1 января 2004 года. Фонды, осуществлявшие деятельность в соответствии с лицензией, выданной в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего закона, и (или) получившие в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, вправе осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в порядке, установленном законом, с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении двух лет с момента получения соответствующей лицензии.

Закон ограничил маркетинговую политику в фондах, которые будут осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Например, такой фонд, его агенты либо работники не вправе делать застрахованным лицам заявления или прогнозы относительно результатов будущей инвестиционной деятельности фонда в форме, отличной от формы, установленной страховыми правилами фонда.  

Галина ЛАВРИНЕНКО, Сыктывкар Ежемесячный журнал «Дело и право», № 3, 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики