МИНОМЕТЫ НАЦЕЛЕНЫ НЕ ТУДА
Автор: Титов Сергей
Регион: Ульяновск
Тема:  Энергетика
Дата: 01.04.2003

Или Кто виноват в том, что чистый в части платежей ульяновец вынужден ходить грязным.

Граждане Воронежа вышли на площади, возмущенные тем, мэрия собирается повысить в полтора раза стоимость коммунальных услуг, сообщили 24 апреля российские информационные агентства.

В Ульяновске граждане еще не выходили на площадь – видимо, уже привыкли к тому, что уже много лет в этом городе и в этой области все плохо. Впрочем, все зависит от уровня испытаний.

Это первый урок. Но не главный. На другое стоило бы обратить внимание – в сообщениях агентств прозвучало, что именно подвигло мэра Воронежа пойти на такой шаг. Долги. Долги города перед энергетиками, как выясняется, - миллиард рублей. И мэр Воронежа понимает, что с этими долгами не расплатиться никак… И пусть их долги в два раза меньше ульяновских, но факт показателен: не только Ульяновск бедствует, еще немало субъектов федерации чахнут, не имея возможности вырваться из нарастающих долгов – ресурсы их регионов не позволяют сформировать бездефицитный бюджет, а тарифы на энергоносители повышаются быстрей, чем доходы регионов.

Как говорится в одной рекламе, «Финиш. То есть, надолго…».

Есть ли какие-то пути выхода из такой ситуации? Ведь это нехороший симптом, когда, с началом «закручивания гаек и вентилей» принципиальными энергетиками, все большее количество регионов стало безвозвратно сползать в долговую яму.

Этот вопрос я задал вице-премьеру правительства России Виктору Христенко во время встречи, организованной клубом региональной журналистики «Из первых уст».

- В данной ситуации важен не столько объем долгов регионов, сколько важно устранение причины этого, - ответил Виктор Борисович. - А основных причины две:

Первая: долги накапливались, когда субъекты федерации устанавливали планку платежей за коммунальные услуги значительно ниже рекомендуемой (как это и было в Ульяновской области во времена правления Горячева – ред.).

Вторая причина – нестыковки законодательства, когда нормы законодательства принимаются без указания реальных источников финансирования. И долг по коммунальному хозяйству ежегодно прирастает по стране на 20-25 миллиардов рублей. Когда мы рассматривали проблему реструктуризации долгов по коммунальному хозяйству, стало понятно, что никто не сможет их выплатить. Долги воспроизводятся! Чтобы устранить их, надо устранить причину их появления.

Новый проект закона по коммунальному хозяйству, который скоро будет представлен в Госдуму, - отмена и оптимизация льгот плюс разграничение полномочий между уровнями власти – это может быть ответ на вопрос о воспроизведении финансового долга.

Если эту причину устранить, то уже можно будет договариваться о реструктуризации, об отсрочке – не проблема. Просто пока страх-то в чем: сегодня губернаторы и правительство (или РАО «ЕЭС») договариваются о платежах, а завтра те же губернаторы уже нарушают свои же договоренности в силу отсутствия ресурсов. И не потому, что они такие плохие – просто так выстроена вся система, в первую очередь – законодательные нормы, которые эту дыру воспроизводят.

Все – и министр финансов, и вице-премьер, и министр труда – на этих встречах прямо или косвенно подтверждали одно: есть в межбюджетных отношениях одна проблема – сильно отличающийся объем бюджетных средств, приходящихся на одного жителя. В одних, богатых (например, полезными ископаемыми) регионах, на одного человека приходится в год до 60 тысяч рублей бюджетных средств, в других, например, в Ульяновске - менее 2 тысяч. По словам Христенко, в реформе межбюджетных отношений правительство пытается теперь перейти от простого перераспределения средств к разделению полномочий уровней власти. Правда, как реализовать это – еще большая проблема, особенно если учесть, что «сегодня еще огромное количество законов буквально противоречат друг другу». Об этой реформе теперь говорится везде – и даже Президент акцентировал внимание на разделении полномочий. Но приведет ли это к желаемому равенству возможностей?

По крайней мере, получен ответ из высших эшелонов, из которого можно сделать вывод: не одна Ульяновская область у нас такая. Это проблема многих регионов России. Да, занимаясь популизмом, прежний губернатор накопил огромные долги. Но дело не только в популизме Горячева – Ульяновская область, в силу своих невыгодных на сегодня производственных ресурсов обречена на долги. И уже не Горячев и не Шаманов виноваты в том, что они воспроизводятся. И не Романенко виноват в том, что долг Ульяновска за энергоносители - более двух миллиардов рублей. Ну не повезло нам просто, что оказались в таком месте… Ни золота, ни алмазов, даже никеля, на худой конец, и того нет.

Смешно и грустно смотреть на междоусобные бои между мэрами городов и губернаторами разных регионов за тришкин кафтан бюджета. Как в старой шутке: на тебе рубль – и ни в чем себе не отказывай. Можно обвинять друг друга в чем угодно – в том, что мало налогов собрали с утонувшего в долгах «Авиатитаника», или с колхоза «Тьмутаракань», в котором семь стариков и одна корова, забывшая, что такое молоко. Можно и дальше драться друг с другом за последние крошки. Но когда будем решать главное – устранять причины воспроизводства долгов?

И оказывается, чаще всего причины войн между мэрами и губернаторами кроются не в их политических взглядах и личной неприязни, а в тривиальном: в экономических условиях и межбюджетных отношениях. Журналистка из Владивостока рассказала мне, что прежде непримиримые враги Черепков и Наздратенко теперь стали чуть ли не друзьями – часто встречаются, мирно общаются. И не стали они другими людьми - просто причины их конфликта исчезли вместе с портфелями…

Но причину-то надо все же устранять. Кто это будет делать? Что толку от того, что враждующие стороны с криками «За народ!» выставляют друг против друга минометы своих средств массовой информации. Не на том поле драка. Сколько ни напрягаю память – не могу припомнить, чтоб на уровне Госдумы и Совета федерации всерьез обсуждались проблемы воспроизводства долгов. О чем молчат наши депутаты и представители? Кого только не лоббируют, а просто «пролоббировать» интересы региона – слабо?! Даже правительство уже осознало, что что-то не так, что есть какая-то тайная причина воспроизводства долгов. Так найдите! Если это нестыковка законов, так устраните ее. Если в законодательстве по энергоносителям - так разберитесь с ним. Сделайте так, чтоб человек, который имеет в кармане только заработанное, и это заработанное в своей больше части отдает за право быть обогретым, мог утром в нормальном настроении идти на работу будучи чистым не только душой, но и телом!  

Сергей ТИТОВ, Ульяновск «Народная газета», май 2002 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики