ПРОИНСТРУКТИРОВАТЬ ДО СЛЕЗ!
Автор: Амиров Александр
Регион: Ижевск
Тема:  Местное самоуправление
Дата: 02.04.2003

Чтобы искоренить перегибы на местах, центр решил сам перегнуть палку

Сейчас в Государственной Думе обсуждается проект закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". Разрабатывался закон специально созданной рабочей группой в рамках комиссии по разграничению полномочий между федерацией, субъектами и органами местного самоуправления. Проект закона кардинальным образом пересматривает роль местного самоуправления, а потому вызывает массу возражений и в экспертном сообществе, и среди руководителей местного самоуправления. В минувший четверг клуб региональной журналистики - организация, позволяющая местным журналистам получать информацию от ведущих российских экспертов - организовал пресс-конференцию с Надеждой Косаревой, директором института экономики города. Главным вопросом для обсуждения и стал законопроект о реформировании местного самоуправления.

Железобетонная вертикаль

Несомненно, столь острая для Удмуртии тема не могла быть нами упущена. Недавно жители Удмуртии имели возможность отпраздновать год с момента стабилизации отношений между городом и республикой. Но вот уже федеральная власть решила подкинуть нам яблоко раздора в виде новой реформы. В чем же ее суть?

Во-первых, новый законопроект предполагает дальнейшее цементирование властной вертикали, и органы местного самоуправления становятся третьим уровнем федеральной власти. Они наделяются госполномочиями и для их осуществления получают некие субвенции. Во-вторых, по новому закону должны быть пересмотрены границы поселений. Поселения, насчитывающие более 1000 человек, станут муниципалитетами. Некоторые приобретут городской статус. Самое же интересное, что в законе обозначены четкие требования к тому, какой инфраструктурой должны обладать муниципальные образования. Условно говоря, есть у поселения водокачка - значит, это муниципалитет, нет водокачки - пусть присоединяются к тем, у кого она есть. В-третьих, меняется структура органов местного самоуправления, причем в кратчайшие сроки. Проворные законодатели даже обозначили конкретное число депутатов для представительных органов и степень их занятости. Естественно, подобные изменения вызывают некоторые подозрения.

Федеральное самоуправление

Надежда Косарева считает, что данный закон противоречит букве и духу Конституции РФ. Местное самоуправление в ней представлено как институт, отделенный от государства, как специальный механизм самоорганизации населения для решения вопросов местного значения. Правда, на практике в России пока не решен вопрос о том, что такое местное самоуправление: общественный институт или третий уровень государственной власти. Однако давайте прибережем до лучших времен разговоры о гражданском обществе и прибегнем к простейшим размышлениям. Законопроект предлагает унифицировать формат местного самоуправления в масштабах всей страны. Действительно, проблема есть, и она налицо. Стране не нужны постоянные конфликты между мэрами и губернаторами, не нужна разношерстность в устройстве муниципальных образований. Но надо смотреть правде в глаза. При всем желании Москва не может учесть все нюансы региональных укладов. И так же невозможно эффективно управлять муниципальным хозяйством через прямые инструкции из центра. Да, некоторые функции местного самоуправления отданы на откуп субъектам федерации, но сами субъекты при этом загоняются в довольно жесткие рамки. К тому же у органа самоуправления могут возникать проблемы, не обозначенные в списке вопросов местного значения. Даже при наличии средств эти проблемы решать будет сложно - они же не в компетенции муниципалитета.

Большой муниципальный передел

Передел границ муниципальных образований, предусмотренный законопроектом, вызовет, по мнению Надежды Косаревой, массу негативных последствий. Последствий, сопоставимых с результатами передела собственности в коммерческой среде. По мнению эксперта в области муниципального хозяйства, в первую очередь реформа отпугнет инвесторов, которые сегодня так необходимы в ЖКХ. Кроме того, пока муниципалитеты и субъекты будут заниматься дележкой важных объектов и коммуникаций, вполне возможны аварийные ситуации в жизнеобеспечивающих отраслях.

Надежда Косарева также отмечает, что нестабильность усугубится переизбранием органов местного самоуправления. Она констатирует: "По новому закону с 1 мая до 1 октября 2004 года должны состояться новые выборы в органы местного самоуправления. Причем у старых органов полномочия продлеваются. То есть с 1 октября по 1 января у нас будет два органа местного самоуправления". Кроме того, по оценкам Надежды Косаревой, количество депутатов в Ижевской городской Думе (если она и дальше так будет называться) может увеличиться до 50 человек.

Конец романтики

И, наконец, самый важный вопрос - финансирование. Зачем зарабатывать деньги, когда они падают сверху? Собрав со всех и раздав поровну, мы уничтожим центры роста. Но именно к этому подвигнет нас закон о принципах организации местного самоуправления. Определенная финансовая свобода необходима местному самоуправлению для нормального развития. В связи со всем этим возникает вопрос: так ли нужно реформировать местное самоуправление? "Я исхожу из того, что существующий закон 1995 года концептуально правильный, - говорит Надежда Косарева, - в нем есть некоторые положения, которые надо прояснить или развить. Почему разработчики вносят новый законопроект? Они считают, что старый закон романтический. Он дает очень много свободы, которую никто не берет. Я считаю, что это абсолютно неправильная позиция. Та свобода, которая дана предыдущим законом, она на вырост. Кто-то до нее уже дорос, кто-то дорастет послезавтра. Этот закон дает возможность демократического принятия решений. Что требует серьезных изменений сегодня - это финансовая основа местного самоуправления. Нужно принять закон о финансовых гарантиях местного самоуправления или внести поправки в Бюджетный или Налоговый кодексы. Необходима большая фискальная автономия местного самоуправления. Я говорю о возможности органов самостоятельно определять ставки местных налогов, их дифференциацию. Сегодняшний Налоговый кодекс и нынешний законопроект этого не предусматривает". Сейчас мэры многих городов выражают свое опасение в отношении нового законопроекта. Конгресс муниципальных образований поддерживает законопроект, но при этом вносит множество поправок. Надежда Косарева как активный участник обсуждения будущего закона не сомневается, что закон примут, но по итогам думских чтений в него будут внесены необходимые изменения. Пока же законопроект представляет из себя свод правил, которые довольно опасны для муниципалитетов, жестковаты для регионов и неэффективны для федерации.  

Александр АМИРОВ, Ижевск Опубликовано в газете «МК в Ижевске», 26.02.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики