"ПЕТРОВСКИЕ" РЕФОРМЫ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ – ИЛИ, КУДА ИДЕМ, ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ?
Автор: Бесогонов Денис
Регион: Ижевск
Тема:  Местное самоуправление
Дата: 02.04.2003

Скоро всех нас постигнет еще одна федеральная реформа - на этот раз крутые изменения ждут сферу местного самоуправления. В пятницу, 21 февраля законопроект об общих принципах организации местного самоуправления, предложенный Президентом России В. В. Путиным был рассмотрен в Госдуме РФ в первом чтении. Накануне этого события корреспондент "ИКСа" принял участие в пресс-конференции, организованной московским Клубом региональной журналистики. Свое мнение о реформе высказала Президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева.

Усталость от демократии

Когда Надежда Борисовна анализировала ситуацию, складывалось впечатление, что она напоминает о том, что всех когда-то интересовало, но сегодня прочно забыто. Оказывается, местное самоуправление является "стратегическим институтом гражданского общества и развития демократии в России". Все эти принципы взяты не с потолка, а прописаны в Конституции России, которую, как известно, никто не читал. Мало кому, я думаю, интересно и то, что местное самоуправление должно быть отделено от государства, поскольку призвано отражать мнения населения. Так сейчас думают только неизлечимые романтики свято верящие в конституционные устои. Авторы законопроекта безусловно относятся к противоположному лагерю, именно потому, что они-то основной закон страны наверняка знают. Но государственная власть сознательно пренебрегла этими положениями и выстроила законопроект с точки зрения эффективности управления властной вертикалью. В документе говорится, что региональные власти могут отменить прямые выборы в орган местного самоуправления, могут пересматривать границы муниципальных образований, причем без учета мнения населения. Да и самих муниципальных чиновников таким образом будут рассаживать сверху. На мой взгляд, все эти вопросы совершенно не волнуют конкретных жителей. Об этом свидетельствует крайне низкая явка избирателей на местные выборы. Но Конституционный суд такая смена вех безусловно должна заинтересовать.

Кто платит, тот и заказывает

Гораздо ближе к телу обывателей все, что касается финансирования городского или районного хозяйства, ведь местное самоуправление - это в первую очередь дороги, транспорт и жилищно-коммунальная сфера. Но в том то и дело, что урезание политических прав приведет и к жесткому контролю за местными бюджетами. Часть налогов у них и так отняли, а сейчас будут решать как распоряжаться оставшейся частью. Иногда авторы законопроекта доходят до абсурда: например, органы местного самоуправления наделяются обязанностью проводить газификацию территорий, независимо от того, насколько эта проблема актуальна. Может быть, в данном случае гораздо разумнее направить деньги на ремонт теплосетей? Сейчас это можно сделать самостоятельно. После принятия Закона такое решение нужно будет обязательно согласовывать в Правительстве республики или еще выше. Не трудно догадаться, что излишняя централизация сделает чиновников на местах еще более безответственными. Кроме того, говорит Надежда Косарева, наверняка увеличится риск аварийности в коммунальной системе - во время очередного передела собственности властям буде не до ЖКХ. Наконец, все это приведет к сокращению инвестиций в эту отрасль (и так очень не богатых). А Международное Рейтинговое Агентство уже опубликовало на своем сайте заметку, что после принятия закона в стране возрастут и политические риски.

Вперед в прошлое

Одним словом, последствия, ожидаемые от принятия Закона, неоднозначны, а преимущества оного вообще не очевидны. Тем более, что реализовываться он будет революционными темпами - за два года. И все же Надежда Косарева признает, что Закон хотя бы чисто психологически отвечает чаяниям россиян, которые устали от закулисной демократии. Людям хочется от властей предсказуемости действий и внятных решений - если есть цель, то она оправдает средства. В российской истории такое уже бывало.  

Денис БЕСОГОНОВ, Ижевск Опубликовано в газете «Ижевские коммунальные службы», 21.032003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики