Так оценивает предстоящее реформирование органов местного самоуправления московский эксперт
В России начинается еще одна реформа - реформа местного самоуправления. Пока этот вопрос рассматривается на законодательном уровне, очень интересно услышать по данному поводу мнения компетентных специалистов. Таким экспертом безусловно является Президент московского Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева. Недавно она приняла участие в прямой телефонной линии, прошедшей в редакции Удмуртской правды.
Отношение Надежды Борисовны к реформе очень неоднозначное. По ее словам, в Конституции Российской Федерации прописано, что местное самоуправление должно быть отделено от государства и в первую очередь выражать интересы населения данной территории. Но Президент России Владимир Путин, который внес в Госдуму соответствующий законопроект, намерен встроить местное самоуправление в систему госвласти для решения собственно государственных задач. Если Конституция предусматривает прямые выборы в местные законодательные органы, то в Законопроекте говорится, что это право может быть отменено - муниципальные чиновники будут назначаться региональным руководством. На уровне субъекта РФ могут быть пересмотрены и границы местных образований, также без учета мнения населения. Все эти принципы наверняка вызовут большие претензии со стороны Конституционного суда - считает Надежда Косарева. Между тем она признает, что сами жители устали от той кулуарной демократии, которая зачастую сложилась сейчас в муниципалитетах. Яркий тому пример, что на выборы люди не ходят. Многие уверены, что деньги, которые тратятся сейчас на демократические игры можно пустить на содержание той же коммунальной сферы - пользы больше будет.
И все же в самостоятельности муниципалитетов есть свои плюсы, прежде всего экономические. На местах безусловно лучше знают первоочередные проблемы территории. Законопроектом напротив подразумевается полное единообразие в решении проблем по всей стране. Доходит до абсурда - всем органам местного самоуправления вменяется в обязанность заняться газоснабжением поселений. А если есть более актуальные проблемы, на которые необходимо выделить средства? Увы, доказывать это придется уже в более высоких кабинетах. И так по каждому поводу. Реформа фактически подразумевает еще большее перераспределение налогов в пользу федерального центра. Объясняется это тем, что общий объем гособязательств правительства России составляет 6,5 триллиона рублей, тогда как консолидированный бюджет РФ, включая и местные бюджеты составляет примерно 3,5 триллионов рублей. Никто и не спорит, что гособязательства нужно выполнять, однако почему это должно делаться за счет местных бюджетов - недоумевает Надежда Косарева.
Наконец, если реформа будет проводиться в сжатые сроки (примерно за два года), то без внимания властей опять окажутся жизненно-важные сферы, в том числе ЖКХ. Это может повлечь за собой очередной рост аварийности в жилищно-коммунальном хозяйстве. В результате еще ниже упадет уровень инвестиционной привлекательности коммуналки. Да и общеполитические риски в стране возрастут - на данный счет уже проведен ряд исследований, в том числе Международным Рейтинговым Агентством. Одним словом, последствия реформы местного самоуправления неоднозначны, а преимущества не очевидны --подводит итог Надежда Косарева. 
Денис БЕСОГОНОВ, Ижевск
Опубликовано в газете «Удмуртская правда», 28.02.2003 г.

|