БРЕМЯ ГОСУДАРСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Автор: Ковалевская Людмила
Регион: Ставрополь
Тема:  Экономика
Дата: 03.04.2003

Подробности

Доклад фонда «Открытая Россия» на эту тему был недавно представлен президенту страны. Об основных его положениях рассказал во время радиомоста, организованного Клубом региональной журналистики «Из первых уст» совместно с радиостанцией «Русь», автор, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений ЯСИН.

Как пояснил Евгений Григорьевич, основная идея его состоит в следующем: если мы хотим иметь достаточно хорошие темпы роста экономики, чтобы лучше жить, то для этого надо снижать долю государственных расходов и всех видов бремени, которые накладывает государственная экономика. Он особо подчеркнул, что, говоря об экономике, прежде всего имеет в виду бизнес, поскольку в современной России именно частное предпринимательство является тем инициативным энергетическим узлом, который дает импульсы для развития экономики. По данным Министерства финансов России, на середину прошлого года государственные расходы (составляющие - расходы всех уровней бюджета вкупе с социальными фондами) составили 41 процент валового внутреннего продукта (ВВП). Это много. Потому что, по оценке, которая содержится в докладе, оптимальным для наших условий может быть доля в 29 процентов.

Бремя государства не ограничивается бюджетом. В докладе названа еще одна составляющая - это государственный сектор, который имеет довольно большой удельный вес - около 50 процентов по объему выпускаемой продукции и по объему активов, то, что раньше мы называли основными фондами, - и при этом связывает значительные ресурсы, соответственно, недоступные для частного бизнеса. Утяжеляют бремя и вымогательства власти, то есть требование - от предпринимателей в полулегальной форме взносов на поддержку бюджетов. И наконец, надо назвать в этом ряду административные барьеры, на преодоление которых также требуются средства, а также коррупцию. По оценкам экспертов, объем только деловой коррупции в России составляет в год порядка 33 млрд долларов. Это две трети федерального бюджета. Колоссальные цифры. И если сложить все вместе, то получается, что реальное бремя государства составляет порядка 60 процентов ВВП.

Есть ли возможность его облегчить? Есть. И она состоит не только в механическом снижении налогов. А в снижении расходов государства в целом и через это снижение налогов. Евгений Григорьевич пояснил, что имеется в виду. Проведенные недавно исследования показали, что расходы на содержание бюджетных учреждений на треть выше, чем реально требуется для оказания предлагаемого ими объема услуг. Мы не сторонники сокращения расходов на образование или здравоохранение, отметил Евгений Ясин, но уверены, что выделяемые средства могут расходоваться существенно лучше. Для этого требуется проведение реформ. Прежде всего административной и реформы государственной службы. Сегодня одной из самых тяжелых нагрузок на государство, как ни странно это звучит, является единый социальный налог, исчисляемый в размере 37,5 процента от фонда заработной платы. Ситуация такова, что если бы мы не имели такого большого количества людей, которые получают теневую зарплату в конвертах, чтобы не платить этот налог полностью, то только в этом случае сборы в тот же Пенсионный фонд и другие значительно увеличились бы.

Отвечая на вопросы журналистов, в частности, Ясин дал оценку ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве страны. К сожалению, коммунальная отрасль продолжает работать по старым принципам. Отчисления населения и бюджета увеличиваются, а уровень услуг остается плохим, практически ничего не меняется к лучшему. 100-процентная оплата услуг ЖКХ, что для многих регионов стало реальностью, предполагает выдачу жилищных субсидий для малоимущих. Но... система работает плохо в силу своей заформализованности.

Чтобы реально получить субсидию, надо столько справок собрать, что многие просто не берутся этим заниматься. В результате из 18 процентов населения, имеющего право на помощь государства при оплате коммунальных услуг, получают ее только 6,8 процента. Что предпочесть, усиление госконтроля за развитием отрасли или же сделать ставку главным образом на расширение конкурентной среды, то есть увеличение частных фирм в ЖКХ? Надо учитывать преимущества того и другого пути. Но основную ставку все же делать на развитие конкурентной среды и увеличение заработной платы и пенсий населения, чтобы каждый имел возможность сам заплатить за услуги ЖКХ, что само по себе будет способствовать развитию действительно рыночных отношений в отрасли.

Малый и средний бизнес. Почему, несмотря на выход в свет защищающих права предпринимателей законов, число проверок и, соответственно, поборов не уменьшается? Евгений Григорьевич считает, что слишком у наших бизнесменов развито желание угодить чиновнику. Надо учиться всем вместе отстаивать свои права, хорошо знать закон, чтобы доказать свою правоту.

Что касается реформы электроэнергетики, Ясин назвал себя сторонником скорейшего ее проведения. Компромиссы только затягивают - рыночные перемены и усугубляют ситуацию в отрасли. Участие частного капитала не исключает контроля за электроэнергетикой со стороны государства. А от повышения тарифов никуда не деться. Отрасли нужны серьезные инвестиции: 95 процентов оборудования изношенного и устаревшего, что уже почти привело ситуацию на грань катастрофы.

Очень важным для страны считает Евгений Григорьевич реформирование межбюджетных отношений. Что лучше? Политика выравнивания или же развитие конкурентных отношений между регионами? Без поддержки слабых не обойтись. Но... надо помнить, что, несмотря на то, что объем трансфертов вырос уже с 46 до 59 процентов, число депрессивных регионов не уменьшается. Значит, политика «каждой сестре по серьгам» не стимулирует их развитие. Хорошим выходом из складывающейся тупиковой ситуации представляется система «один бюджет - один налог». Тогда каждое территориальное образование будет исходить из реальных средств и приложит все усилия, чтобы увеличить доходы бюджета. Пока деньги приходят «сверху», перемен не добиться. Закон о местном самоуправлении должен расставить здесь все точки над «I». Однако подготовка документа идет весьма трудно, во многом именно по причине слабости финансовой его части.

Уход государства из экономики и одновременно укрепление вертикали власти. Не противоречат ли друг другу эта процессы? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться «истории, не мнению Ясина, Не протяжении долгого времени власть не верила в народ, что он способен на большие дела. А народ, в свою очередь, не доверял и не доверяет власти. Надо избавиться от этого неформального института. А иначе мы никогда не сможем прийти к лучшей жизни.  

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ, Ставрополь «Вечерний Ставрополь»», №48, 11.03.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики