НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Автор: Лавриненко Галина
Регион: Сыктывкар
Тема:  Налоговая реформа
Дата: 03.04.2003

В конце года члены Правительства России обсудили ход и дальнейшие планы налоговой реформы. «Правительству нужно точно проанализировать эффект, который получен, и проблемы, которые остаются и которые мы не смогли увидеть сразу», – сказал премьер-министр Михаил Касьянов, открывая заседание 5 декабря. В канун заседания представители региональной прессы смогли получить комментарии о налоговой реформе из уст заместителя министра экономического развития и торговли РФ Аркадия Дворковича и руководителя департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаила Орлова. В эти дни в Москве проходил очередной семинар клуба региональной журналистики, который так и называется – «Из первых уст».

Главная задача реформирования – создание такой налоговой системы, которая удовлетворяла бы потребности государства и одновременно учитывала бы интересы налогоплательщиков, не снижая активности предприятий и предпринимателей.

В целом представители Минэкономразвития положительно оценивают результаты налоговой реформы 2000-2002 гг. и открыто признают некоторые ошибки и упущения, которые правительство намерено исправить в ближайшее время.

«Минусы» и «плюсы»

В частности, в 2002 году была снижена ставка налога на прибыль с одновременной отменой всех льгот по этому налогу. В их числе оказалась и инвестиционная льгота, которая давала предприятиям возможность самостоятельно развивать и модернизировать производство, освобождая от налога на прибыль внутренние инвестиции. И Орлов, и Дворкович назвали это решение поспешным.

Характеризуя макроэкономические показатели уходящего года, Аркадий Дворкович отметил: «В нынешнем году иностранные инвестиции в экономику тоже не увеличились. Инвестиционная активность начала расти лишь в мае-июне. А первые четыре месяца были потеряны, так как инвесторам не сразу удалось приспособиться к новым налоговым условиям». Вероятнее всего, что уже со следующего года эту льготу вернут предприятиям, только уже в модифицированном виде. В 2003 году, по словам заместителя министра экономического развития, правительство рассчитывает на более высокие темпы роста инвестиций – 6,3-7,5% к уровню этого года.

В феврале 2003 года станут известны результаты введения в действие главы 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль». Тогда будет видно, как «работает» налог по новым правилам и как его усовершенствовать, чтобы применять более эффективно. Правда, эти поправки к главе вступят в силу не раньше 2004 года.

Другим недостатком реформы Дмитрий Орлов считает необходимость вести налоговый учет параллельно с бухгалтерским. «Вряд ли это целесообразно, – признался руководитель департамента налоговой политики. – К тому же это влечет дополнительные затраты налогоплательщика». В качестве примера он назвал учет по налогу на прибыль и сообщил, что правительство намерено внести коррективы в 25 главу Налогового кодекса, приближая друг к другу системы налогового и бухгалтерского учета по данному налогу.

Очередная проблема – обязательные платежи с фонда оплаты труда. В связи с нововведениями в пенсионном страховании получилась сложная и громоздкая система отчислений с фонда оплаты труда. «Как ее упростить, мы пока не знаем», – развел руками Дмитрий Орлов. – Как можно заметить, нерешенных задач еще больше. В следующем году нам предстоит работа над ошибками, допущенными в ходе реформирования налоговой системы. Четкой программы реформ на ближайшие годы у нас, к сожалению нет, есть только наработки по отдельным вопросам».

Что собрать?

В частности, разрабатывается новая система возмещения НДС экспортерам, которая потребует внести изменения в 21 главу Налогового кодекса. «Однако упрощения системы возврата НДС ожидать не стоит, это не уменьшит числа лжеэкспортеров», – считает Дмитрий Орлов.

С 2004 года произойдет отмена налога с продаж. Свою позицию по этому налогу представители министерства объясняют просто: «Налог стал административным барьером: одни услуги им облагаются, другие – нет, одни ведут его расчет, другие – нет... Такой налог надо отменять, то есть сносить барьер, вместо того, чтобы сверлить в нем дырки». А пока, в 2003 году, идеологам отмены налога предстоит найти компенсационные источники, которые заменят выбывающие доходы бюджета.

Минэкономразвития планирует реформировать систему поимущественных налогов. С нового года будет введен в действие транспортный налог. Вслед за ним будут совершенствоваться налоги на имущество организаций и физических лиц, земельный налог, а также налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

В 2004-05 годах планируется снижение единого социального налога: или в виде снижения ставки налога, или его порогового предела.

Большие надежды реформаторы возлагают на упрощенную систему налогообложения, которая вступит в силу с 2003 года. Они рассчитывают, что она поможет малому бизнесу работать эффективнее. «Ее «плюс» в том, что у предпринимателей появилась возможность выбора налоговой системы. «Минус» – она не интересна плательщикам НДС», – рассуждает Дмитрий Орлов. Другой камень преткновения упрощенной системы – стоимость покупных товаров нельзя относить на расходы предприятия, ведущего расчет налога по методу «доходы минус расходы». Эту «недоработк» власти пытаются срочно исправить: соответствующие поправки к 26 главе Налогового кодекса уже прошли в Госдуме первое чтение.

По просьбе журналистов Дмитрий Орлов высказал и свое отношение к единому налогу на вмененный доход:

– Налог на вмененный доход – это абсолютно неправильный налог с точки зрения налоговой системы: его ставки не зависят ни от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика, ни от размера нажитого им имущества. Мы вынуждены смириться с тем, что не можем проконтролировать доходы определенной части предпринимателей, и поэтому сохраняем этот налоговый режим, чтобы изымать в бюджет хоть какую-то долю этих доходов. Хотя и признаем, что формула исчисления налога далека от совершенства. По всей видимости, в 2003 году нам придется приостановить действие коэффициента К1 и разрешить регионам применять коэффициент К2 в более широком диапазоне. Такие предложения уже поступили в Госдуму РФ.

Кстати, по мнению Орлова, у регионов есть и другие возможности. 28 глава Налогового кодекса позволяет им самостоятельно устанавливать ставки транспортного налога, уменьшая или увеличивая их, но не более чем в пять раз. Федеральный закон №110 предлагает регионам некоторые замещающие налоги: например, акциз на нефтепродукты перенести на автозаправочные станции. «Правда, у нас существует опасение в том, что доходы от нефтяного акциза будут распределяться пропорционально потребляемому топливу, – признался он, – но подтвердить их или развеять смогут только результаты первого квартала будущего года».

В качестве положительного результата реформы Аркадий Дворкович отметил повышение роли в региональных бюджетах налога на доходы физических лиц: произошла частичная легализация заработной платы на предприятиях – выросли доходы регионов. По его мнению, сильно повысится и роль ресурсных платежей: «Прежние налоги в этой сфере были неэффективны. Предприятия без труда находили варианты, как их обойти. Пример тому – трансфертные цены и т.п.».

Как потратить?

Рассуждая о налоговой и бюджетной политике государства, Аркадий Дворкович коснулся очень злободневной темы: насколько эффективны расходы бюджета? По мнению заместителя министра экономического развития, «проблема бюджета не в доходах. Мы собираем 65-70% налогов. И этого достаточно. Государство и не должно собирать больше. 32-33% составляют неналоговые поступления. И это для нашей страны уже высокий показатель. Теперь надо снижать ставки налогов и улучшать условия деятельности налогоплательщиков».

Но, к сожалению, столь популярный среди предпринимателей лозунг – снижать налоги – оптимистично воспринимают не все ведомства экономического блока Правительства России. И пока, надо признать, позиции Минфина в этом вопросе гораздо сильнее доводов Минэкономразвития. В Минфине и МНС считают, что налоговая реформа практически завершена и дальнейшее снижение налогов следует отложить до лучших времен. Минфин опасается, что снижение налогов не позволит ему выполнить обязательства перед бюджетниками.

Аркадий Дворкович обратил внимание журналистов на то, что существенно увеличились расходы бюджета: «Силовые ведомства потратили в этом году 30 миллиардов рублей сверх плана. В следующем году эта цифра будет еще выше – 70 миллиардов рублей. А ведь эти деньги могли бы пойти в социальную сферу! Очень низка эффективность расходов в дорожном хозяйстве: более 2% ВВП идут на строительство дорог. А каков результат? 30% средств разворовывается в прямом смысле этого слова. Есть и другие способы «отмывания» денег: дороги строятся в зимнее время, так как за это положены надбавки…»

Столь же неэффективно, по словам замминистра, тратятся деньги в сфере образования: «Они идут на содержание школ и зарплату учителям, а не на обучение ребенка. Сегодня у образовательных учреждений нет никакой цели, никакой системы...»

По характеристике Дворковича, бюджет-2003 – очередной затратный бюджет. Задача, которую ставит перед собой правительство, очевидна – повышение эффективности расходов. Минэкономразвития предлагает осуществлять ее двумя путями. Во-первых, внедрять более эффективные способы расходования бюджетных средств. К примеру, конкурсные процедуры по закупкам сырья, товаров и продуктов для нужд бюджета позволят ежегодно экономить несколько миллиардов рублей. Пример другого рода – покупка квартир для госслужащих на условиях ипотечного кредитования. Во-вторых, необходимо считать результативность бюджетных расходов.

– Надо ли строить клиники в регионах для проведения сложных операций? – спросил Аркадий Дворкович у журналистов. И сам же ответил: – Если только для того, чтобы спасти 10-15 человек в год, а 1,5-2 тысячи – оставить без элементарной медицинской помощи, то не стоит. Как бы это кощунственно не звучало...

«Нам срочно нужны новые принципы бюджетной политики. Хотя бы с 2004 года, –считает Аркадий Владимирович. – Первый принцип: мы должны исходить из результата, который был достигнут. Естественно, мы должны стремиться к экономическому росту, но не любой ценой. Нам важен только такой рост, который приведет к повышению уровня жизни населения. Второй принцип бюджетной политики: снижение расходов, подсчет их эффективности и результативности, целевое финансирование. Третий – снижать профицитность бюджета. Пока же государство выплачивает долги, и мы вынуждены поддерживать профицитный бюджет. Главное же сейчас – сосредоточить внимание на расходах. Надо посмотреть на каждую строчку бюджета и оценить, должен ли вообще бюджет решать задачу, под которую выделяются деньги, правильно ли распределяются расходы и можно ли решать необходимые задачи дешевле. Этим мы пока еще серьезно не занимались».

Даже если анализ приведет к выводу, что расходы снижению не поддаются, налоги, говорит Дворкович, все равно могут быть снижены. Но не сильно. Например, 4% -ный рост ВВП в течение трех лет позволяет снизить НДС на 3% , до 17% (без отмены льгот). Сложнее с соцналогом: по словам замминистра, предлагаемое Минфином снижение предельной ставки ЕСН до 30% недостаточно для того, чтобы у работодателей возник стимул выводить зарплаты «из тени». Аркадий Дворкович полагает, что снижение ЕСН до 20-25% и облегчение доступа к регрессивной шкале не приведет к падению бюджетных доходов.

К концу весны правительство хочет точно знать, насколько оно может снизить налоги в 2004-2005 гг. По решению правительства, Министерству экономического развития поручено к 1 февраля 2003 г. представить доклад о налоговой реформе, а к 1 апреля межведомственная комиссия предложит меры по оптимизации расходов бюджета. Налоговая реформа продолжается.  

Галина ЛАВРИНЕНКО, Сыктывкар Ежемесячный журнал "Дело и Право" №12, 2002 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики