Главная тема
Армию еще можно реформировать
Попытки реформировать российскую армию начались с весны 1992 года. Более чем за десять лет реформа не принесла ощутимых результатов и свелась в основном к малообоснованным структурным изменениям. Например, таким, как объединение Приволжского и Уральского округов. Тем временем перед российской армией встали новые задачи, для решения которых нужна современная техника и профессионалы на всех уровнях - от рядового до маршала. Пока неясно, сможет ли власть помочь армии справиться с этими задачами.
тяжелая наследственность
Традиционно армия в нашей стране имела привилегированное положение. Вся советская промышленность и экономика ориентировались на обеспечение обороны как высшего приоритета. И так было весь советский период отечественной истории.
справка:
Советская экономика позволяла содержать вооруженные силы численностью около 4 млн. человек и сохранять количественное и качественное превосходство по большинству классов вооружения над США. К середине 80-х годов страна располагала 32 тыс. единиц стратегического и тактического ядерного против 27 тыс. у США.
Советская армия имела 5 видов вооруженных сил, 15 военных округов, 5 групп войск за рубежом общей численностью около 600 тыс. чел., 4 флота и 3 эскадры, которые несли боевое дежурство в отдаленных частях мирового океана. 60-тысячный советский контингент вел войну в Афганистане, тысячи советников работали в десятках армий Азии, Африки и Латинской Америки. По объемам поставки оружия за рубеж (свыше млрд. в год) наша страна занимала первое место в мире. 70 процентов этих поставок осуществлялось безвозмездно.
С распадом СССР расчленили единый организм вооруженных сил. Около 80 процентов ВПК осталось на территории России, но значительная часть смежников оказалась за ее пределами. Государство лишилось возможности финансировать оборонные программы. ВПК пришел в упадок.
Отсутствие позитивных результатов экономической реформы, фактический провал попыток реформировать армию, две тяжелые чеченские кампании до предела обострили отношения армии и общества. Военные, прежде всего офицеры, не удовлетворены материальным положением и не понимают, почему они лишились прежнего уважения в обществе. А общество не может понять, зачем России нужна армия, погрязшая в пороках. В СМИ регулярно появляется информация о разного рода беспорядках в вооруженных силах: от пресловутой "дедовщины" до взяточничества и хищений. При этом, армия, как и прежде, остается одним из наиболее закрытых институтов российского общества. Едва ли россияне уверены в том, что вооруженные силы служат ныне надежной защитой страны.
За последние десять лет в мире изменилась геополитическая ситуация. Одни политологи характеризуют современный мир как однополярный, подразумевая военно-политическое превосходство США. Другие, например, Самюэль Хантингтон (США), рассматривают мир как многополярный, состоящий из нескольких "цивилизаций", на стыке которых могут происходить ожесточенные локальные конфликты. Так или иначе, окончание холодной войны не сделало мир спокойнее. Появился прежде неизвестный в таком масштабе новый вид военных угроз - терроризм. Вероятность нападения на Россию или ее союзников по СНГ с использованием современных вооружений и техники маловероятна. Но военные эксперты также не сбрасывают ее со счетов.
Войны все более превращаются в столкновение интеллекта и технологий. Эксперты считают, что наступает период войн шестого поколения. Современный уровень науки, техники и технологии позволяет создать новые средства борьбы. В настоящее время разрабатываются более 12 новых типов оружия: лучевое, лазерное, пучковое, электромагнитное, СВЧ, инфразвуковое, радиочастотное, генетическое, плазменное и др.
В новых условиях Росси предстоит решить сверхзадачу: осуществить экономические преобразования, повысить уровень жизни граждан и обеспечить надежную вооруженную защиту государства.
воевать некому и нечем
Сложно сказать, достаточно ли сейчас средств для решения задач, стоящих перед российской армией. Отсутствие серийного выпуска военной продукции привело к тому, что новая техника в войска не поступает. Вооружение, не пройдя проверку в армии, не находит должного спроса и у иностранных заказчиков. Научно-технический задел советского периода иссякает. Хуже всего армия обеспечена высокоточным оружием, средствами разведки и управления, информационной борьбы. Такие силы едва ли будут в состоянии оказать сопротивление масштабной агрессии против России.
справка:
По данным ежегодного справочника "Военный баланс 2000-2001 гг." (издается Лондонским институтом стратегический исследований), российские вооруженные силы на сегодня насчитывают свыше 1,2 млн. военнослужащих, порядка 30 "тяжелых" и 5 "легких" дивизий различной степени укомплектованности.
В войсках и на складах имеется около 22 тыс. танков, около 26 тыс. другой бронетехники, более 20 тыс. артиллерийских средств, 2 тыс. зенитно-ракетных установок, 1800 боевых самолетов, 900 ударных вертолетов, 40 многоцелевых атомных дизельных подводных лодок и около 140 боевых кораблей основных классов.
Однако основная часть накопленных вооружений за прошедшие годы морально устарела, а значительная часть военной техники в ближайшее время исчерпает свой технический ресурс. Через 10 лет пригодной к эффективному использованию техники останется в 3-5 раз меньше, доля новых образцов вооружения снизится до 2-3 процентов.
эдуард воробьев, заместитель председателя комитета по обороне госдумы рф:
- Недостаточная продуманность и обоснованность реформирования в военной области пагубно сказались не только на военной организации, но и на оборонно-промышленном комплексе. Если в ближайшее время не будут приняты радикальные меры по переоснащению армии, оборонная промышленность отстанет от передовых государств мира на десятилетия.
Похоже, защищать Отечество будет также и некому. До последнего времени происходила невиданная по масштабам убыль офицерского состава. Офицеры, увольняющиеся досрочно, составляют около 75 процентов от общего числа уходящих из армии. Половина из них - в возрасте до 30 лет. По словам одного из российских военачальников, "до Урала у нас нет командиров батальонов, а за Уралом нет командиров полков". За последние годы качественный состав армии не улучшается. Напротив, он становится хуже. "Российскую армию захлестнули воровство и хищение. Среди офицерского состава процветает вседозволенность и всепрощенчество. Продолжается криминализация армейской среды", - заявил в прошлом году начальник Генерального штаба вооруженных сил РФ Анатолий Квашнин.
справка:
В мае прошлого года Генеральная прокуратура РФ подготовила доклад "О состоянии законности, правопорядка в РФ и в работе органов прокуратуры за 2001 по пресечению правонарушений". В то же время был подготовлен отчет уполномоченного по правам человека при президенте РФ о положении в армии.
В этих документах отмечается, что в 2001 году в армии выросла преступность. Количество возбужденных уголовных дел превысило 23,3 тысячи. Прокуратура отмечает, что на 26 процентов чаще стали совершаться преступления в состоянии опьянения, на четверть больше - с применением оружия. За 2001 год в войсках и воинских формированиях зафиксировано более 3 тысяч случаев неуставных взаимоотношений. Проявились новые виды нарушений - это недостачи боевой и специальной техники, разукомплектование, извлечение из элементов и деталей боевой техники и вооружения драгоценных металлов с целью их продажи.
Серьезно влияет на криминогенную обстановку незаконный оборот огнестрельного оружия в стране. Сейчас в розыске находится более 54 тысяч единиц стрелкового оружия.
В армии вскрыто почти 11 тысяч нарушений бюджетного и кредитно-финансового законодательства.
Для многих очевидно, что система комплектования армии на основе всеобщей воинской обязанности устарела. Военные комиссары постоянно жалуются на снижение качества призывного контингента. Военачальники, адекватно оценивающие обстановку в армии признают, что она превратилась в пугало для населения. Большинство семей ищет способ избежать призыва. По официальным данным с негативной установкой на военную службу сегодня в армию прибывает около 35 процентов молодежи, в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах этот показатель еще выше.
А если учесть физическое состояние призывного контингента и неблагоприятные демографические перспективы - Россия может прийти к тому, что вооруженные силы будут укомплектованы на 45-55 процентов. С подобной ситуацией в армии сталкивались в 1991-1992 годах, тогда офицеры вместо солдат несли службу в караулах.
не могу и не хочу
Видимо, в консервации сложившего положения прежде всего заинтересована часть армейского руководства, использующая служебное положение для собственных нужд. Солдаты остаются дешевой рабочей силой для строительства дач и гаражей. Слабый контроль за расходованием материальных ценностей позволяет ответственным военным чиновникам воровать, возможность распределять подряды, скажем на проведение строительных работ, способствует коррупции. Военным, втянутым в эти махинации, никакие реформы не нужны. Им удобнее говорить о реформе, что они успешно делают уже более 10 лет. Эти люди, в силу своего статуса, сегодня определяют настроения в армии. Видимо, здесь кроется ответ на вопрос, почему военные чиновники, как по команде, встают на защиту принципа всеобщей воинской обязанности и стремятся торпедировать все попытки ввести альтернативную воинскую службу. Иных разумных объяснений этому найти просто нельзя.
Большинство высших военных чиновников с трудом меняет свои взгляды и привычки, среди которых неспособность и нежелание существовать в условиях гражданского общества. Политическая активность ряда генералов могла бы способствовать большему взаимопониманию между обществом и армией. Однако она не привела к этому, а иногда отчуждение армии от общества усугублялось неловкими действиями политиков в погонах.
Некоторые высокопоставленные военные начали выступать в непривычном амплуа публичных политиков еще со времен перестройки. Необходимость действовать в духе нового времени поставила генералитет в сложные условия: популярность армии падала. А они служили ее олицетворением. И делали это не лучшим образом. Наверное потому, что иначе просто не умели. Первый опыт генерал-полковника Бориса Громова оказался неудачным - при всей своей популярности, играя в паре с Николаем Рыжковым на президентских выборах 1991 года, он уступил Ельцину, который построил тандем с Александром Руцким. Тот первое время ловко использовал имидж защитника Отечества. Но и у Руцкого политическая карьера оказалась неудачной.
Не менее неуклюже вели себя в политике и другие генералы. "Лучший министр обороны" Павел Грачев, вошел в историю с прозвищем "Паша-Мерседес". Долгое время, до самой гибели, на плаву оставался Александр Лебедь. Он добился статуса сильного регионального политика. На большее его не хватило. Более-менее успешно работает в качестве губернатора Ульяновской области генерал Владимир Шаманов. Хотя этот регион едва ли сможет послужить хорошей стартовой площадкой для карьеры федерального политика. Экс-министр обороны Игорь Родионов пытался во времена "позднего" Ельцина реформировать армию. Но - тщетно. Сейчас этот генерал состоит во фракции КПРФ и возглавляет одну из карликовых патриотических партий. Действительно любимый в войсках генерал Лев Рохлин также не смог занять четкой политической позиции: его дрейф от НДР к НПСР окончился трагически.
Альберт Макашов претендовал на президентский пост в 1991 году, стал популярным среди левых политиком, но даже в КПРФ он занимает особое маргинальное положение и работает как активный политик только благодаря своей харизме.
Все эти генеральские маневры терпели крах в значительной степени потому, что эти люди не готовы действовать в современных условиях, не владеют политическими технологиями, а часто просто оторваны от реальности. Показателен пример избирательной кампании 1995 года. Тогда более двух десятков офицеров и генералов ПриВО претендовали на места в Госдуме. Но никто из них туда так и не попал.
реформа или "отвлекающий маневр"?
Наряду с улучшением финансирования армии, важнейшее направление реформ - ее профессионализация.
Эдуард Воробьев:
- Основные причины тяжелого положения в армии - падение стимулов к военной службе. Прежде всего, это недостаточная социальная защищенность военнослужащих, общая финансовая недостаточность. Это объясняет многие явления - низкий уровень боевой подготовки, слабую материально-техническую базу, и, конечно же, большое количество бесквартирных офицеров.
Вместе с тем, нельзя престиж военной службы сводить только к финансовым параметрам обеспечения офицерского состава и прапорщиков, так как почти половина военнослужащих - призывники.
Комплектование по призыву тоже болевая точка, прежде всего потому, что современная военная техника требует, чтобы ею управляли профессионалы, для которых военная служба - основная работа.
Выход из этого положения в переходе на контрактную систему комплектования. Чтобы человек шел в армию осознанно, за достойное вознаграждение и денежное, и статусное. Это первый и, на наш взгляд, важнейший компонент отношений между армией и обществом, который должен разрядить сложившуюся обстановку. Но обязательно следует отметить, что военная реформа должна быть комплексной, идти сразу по нескольким направлениям.
Попытки реформировать армию предпринимались с начала 90-х годов, но они не увенчались успехом. В 1996 году Борис Ельцин в ходе своей избирательной кампании дал обещание перейти к профессиональной армии уже в первом десятилетии XXI века. Странно, нашлись люди, поверившие этой предвыборной чепухе. В 1997 году о военной реформе заговорили с новым энтузиазмом. Сил хватило на введение жилищных сертификатов для офицеров, некоторые структурные преобразования, характер которых оценивается экспертами как волюнтаристский: объединение ВВС и ПВО, ликвидацию сухопутных войск как вида вооруженных сил, изменение численности и границ военных округов и т.п.
справка:
Пока власть действует в соответствии с концепцией военного строительства, принятой на период до 2005 года. Этот документ определяет 18 направлений, по которым должна осуществляться реформа, от реформирования совершенствования управления вооруженными силами до установления гражданского контроля над военной организацией и альтернативной гражданской службой. Среди направлений военной реформы, прежде всего, совершенствование системы комплектования, социальная защита военнослужащих, повышение денежного довольствия и обеспечение военнослужащих жильем, принятие закона о военной реформе и других законов, обеспечивающих военное строительство, законодательное обеспечение военно-гражданских отношений, обеспечение морально-психологической обстановки в воинских коллективах.
До сих пор остается нерешенной самая важная задача - перевод армии на контрактный принцип и комплектование на добровольной основе. Руководство СПС взяло на себя разработку концепции перехода на профессиональную армию и его экономического обоснования.
Эдуард Воробьев:
- Для выполнения задач в локальных войнах России достаточно иметь армию мирного времени численностью около 1 миллион человек Мы считаем, что эта миллионная армия должна быть укомплектована по контракту. В случае возникновения более серьезного конфликта, армии с такой численностью будет недостаточно, возникнет необходимость призыва некоторого количества военнообязанных из резерва. Поэтому предлагается переход к комплектованию ВС мирного времени на добровольной основе по контракту с одновременным сохранением системы призыва, но только для подготовки резерва - за 6-8 месяцев.
Самые серьезные споры вызывает время перехода к профессиональной армии. Очевидно, что полумеры - сокращение срока службы - не решают задачу. Правые в Думе настаивают на радикальном варианте проведения военной реформы и считают, что это возможно в 2005-2006 годы. По всей вероятности, правительство намерено осуществить этот переход к 2010-2012 году и старается действовать осторожно. 76-я воздушно-десантная дивизия была выбрана в качестве площадки для проведения эксперимента по переходу на профессиональную армию. Эксперимент начался с сентября, выделены деньги в сумме 2,6 млрд. рублей. Военные уже получили деньги - около 300 млн. рублей на переоборудование казарм и строительством нового жилья для контрактников. Предполагается, что дивизия должна выполнять боевые задачи, в том числе и в Чечне.
сколько стоит реформа?
Почти треть военного бюджета следующего года - расходы на оборонный заказ. Несмотря на то что закупка нового вооружения запланирована в бюджете на сумму 55 мдрд. рублей, на эти средства, по мнению экспертов, можно приобрести лишь полк новых истребителей. Поэтому чиновники Минобороны уверены, что при закупке вооружений в следующем году придется ограничиться лишь единичными экземплярами. Впрочем, недостаточность финансирования скажется не только на оборонном заказе.
Средства, выделяемые на проведение военной реформы (14,6 млрд. рублей), по большей части пойдут на предоставление увольняемым военнослужащим жилья и "прочие расходы", перечень которых закрыт. При этом расходы на пенсии военным инвалидам, а также родителям погибших военнослужащих учитываются в бюджете пенсионного фонда и открыты лишь частично.
справка:
Расходы на оборону в целом в бюджете 2003 года оказались немного выше уровня 2002 года. В общем объеме ВВП в прошлом году военные расходы составляют 2,55 процента, на текущий год запланировано 2,65 процента. Эта ниже уровня расходов на оборону, который считает приемлемым Совет безопасности (2,84 процента от ВВП). Как считают в комитете Госдумы по обороне, средств, выделенных в бюджете-2003 на продовольственное обеспечение военнослужащих, хватит лишь для снабжения натуральным пайком и котловым питанием 67 процентов личного состава. Всем остальным будут выдаваться денежные компенсации в размере всего 20 рублей, в то время как натурпаек стоит около 50 рублей. Расходы бюджета на вещевое обеспечение позволят выдать военнослужащим лишь комплект полевой формы. Бюджет позволит профинансировать и проезд семей военных в отпуска только наполовину.
По-прежнему военный бюджет не предусматривает расходы на комплексную реабилитацию участников боевых действий, розыск пропавших без вести, официальную публикацию списков погибших, захоронение.
Перечень открытых статей бюджета весьма невелик. Военные расходы на мобилизационную подготовку экономики предусмотрены в 27 федеральных ведомствах, но на что именно и сколько будет тратить каждое ведомство - закрытые данные. Закрыты и расходы на вневойсковую службу в "силовых" ведомствах. По-прежнему остался секретным и состав расходов на проведение военных операций в Чечне.
Эдуард Воробьев:
- К сожалению, непробиваемая завеса секретности не позволяет детально раскрыть все методики оценки состояния армии. Во многих случаях специалистам приходится пользоваться зарубежными цифрами или неофициальными данными из российской печати. Россия регулярно отправляет за рубеж обширную и детальную информацию о численности, составе, вооружении и финансировании российских ВС - в ООН, в ОБСЕ и т.д. В то же время военная информация как бы скрывается от российской общественности - по моему мнению, чтобы не допустить открытой дискуссии о вооруженных силах. Отсеиваются несовпадающие мнения для утверждения монопольного права на принятие решений. Но как показывает исторический опыт, они далеко не всегда оптимальны.
Едва ли армия обретет человеческое лицо и крепко встанет на ноги в ближайшее десятилетие - слишком сильна инерция чиновников от обороны. Но федеральной исполнительной власти придется всерьез заняться военной реформой - иначе может случиться так, что верховный главнокомандующий - президент Владимир Путин - останется без армии. Или его армия будет способна только маршировать на парадах, но не защищать Родину.
Военный бюджет РФ на 2002-2003 годы
(в миллиардах рублей)
2002
2003
Общая сумма: в миллиардах рублей
284,2
345,7
в процентах к ВВП
2,5
2,65
Из них:
Строительство и содержание ВС РФ
263,9
326,8
Военная программа Минобороны по атомной энергетике
13,9
13,0
Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки
3,3
4,2
Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны
0,3
0,3
Техническое оснащение
Гособоронзаказ (формируется после утверждения бюджета)
(в миллиардах рублей)
НИОКР
45,5
Закупка техники
55,0
Ремонт вооружения
9,0
Утилизация оружия
10,8 
Вадим СИПРОВ, Андрей БОРСУКОВ, Самара
«Факт», №;2, февраль 2003 г.

|