Повышение уровня жизни народа - наша главная цель. Так неизменно на протяжении многих лет декларируют российские правители постсоветского периода, продолжая тем самым традиции своих предшественников.
По уровню достатка населения в мировом сообществе мы занимаем 60-е, откровенно говоря, не очень-то престижное для страны с большими природными богатствами, место. В замыкающей список стран Евросоюза Португалии объем ВВП (внутренний валовой продукт) на душу населения составляет 16 тысяч долларов США в год, у нас же всего 7 тысяч (данные 1999 года, которые практически с тех пор не изменились). Руководство страны в лице президента В.В.Путина ставит перед собой задачу выйти по объему ВВП на душу населения хотя бы на уровень Португалии. Вот только по зубам ли нам такая задача при ежегодном темпе роста ВВП в 4 %?
По мнению ведущих экономистов страны, в частности, доктора экономических наук Е.Г.Ясина, выступление которого мне довелось услышать в московском клубе региональной журналистики "Из первых уст", существующие факторы роста объема ВВП после кризиса 1998 года - девальвация рубля, цены на нефть, перераспределение доходов в пользу предприятий и первый эффект рыночных реформ - исчерпали себя. Нужен новый толчок, или, как образно выразился Е.Г.Ясин, нужен стартер, который непрерывно поддерживал бы мотор российской экономики в рабочем состоянии. Для этого необходимы инвестиции, с помощью которых постоянно обновлялось бы производство, расширялось, создавая новые рабочие места, повышался бы реальный курс национальной валюты. Ведь если экономика страны слабая, то и курс национальной валюты низок.
Чтобы добиться высоких результатов в экономике, а, значит, и повысить жизненный уровень населения, необходимо, в первую очередь, преодолеть наш национальный комплекс неполноценности - неверие в себя, в свои возможности. Увы, мы привыкли, а может, приучены, уповать на кого-то (вспомните "Забытую деревню" Н.А. Некрасова: "Вот приедет барин..."). Долгие годы только и делаем, что надеемся на государство, молимся на него: дескать, уж оно, родное, не оставит нас в беде, повысит и пенсии, и зарплату, и квартиру даст, и образование - бесплатно, и вылечит тоже. Словом, все от него, родного, и зависит. А сами мы НИКТО и зовут нас НИКАК. Но что такое государство? Это, прежде всего, чиновники, которые и представляют государство во взаимоотношениях с населением. И уже на самом высоком уровне признается, что громоздкий, неповоротливый, неэффективный государственный аппарат стал тормозом в дальнейшем развитии экономики страны. Бремя по обеспечению всех жизненно важных условий жизни человека, возложенное на себя государством, оказалось для него непосильным. Да и нельзя государству опекать человека до такой степени, что у того исчезает всякое желание заботиться о себе.
Прошедшая в последнее десятилетие приватизация государственных предприятий и учреждений не создала в стране преобладания частного сектора в экономике. Примерно 50 % ВВП производится на предприятиях полностью или частично находящихся в государственной собственности. ГУПы (а на нашем уровне МУПы) - это, как правило, предприятия с низким уровнем эффективности производства. Пример с МУП "Усмань-молоко", где объем производства к уровню прошлого года (и без того низкого) упал в два раза, а кредиторская задолженность приблизилась к полутора миллионам рублей, - тому доказательство.
Чтобы сократить бюджетные расходы на поддержание неэффективных в своей деятельности госпредприятий, необходимо преобразовать их, продать или ликвидировать вовсе. При условии преобладания государственного сектора в экономике страны (60-65 %) над частным бизнесом устойчивого и значительного роста ВВП не добиться. В США подсчитано, что если одно и то же дело поручить предприятию частному и государственному, то там, где частное на производство затратило 1 доллар, государственное - 1,3 доллара.
У нас в России, наверное, здесь издержки еще больше. Более того, госпредприятия постоянно требуют для себя определенных льгот на покрытие издержек, что, естественно, ложится бременем на бюджет. При проведении конкурсов на получение производственного господряда такие предприятия нередко оказываются в выигрышном положении, поскольку они "свои" по принадлежности, но, увы, не по эффективности производства. На региональном уровне только 6 % закупок проведено через открытые торги. Государственные закупки, проводимые не через открытые конкурсные торги, порождают коррупцию, которая наносит колоссальный урон экономике страны. По оценкам специалистов, коррупция изымает у российского бизнеса около 33 миллиардов долларов в год, причем около 99 % этой суммы приходится на органы исполнительной власти. К тому же на преодоление различных административных барьеров тратится до 8-8,5 миллиарда долларов в год, что составляет 2,7-2,9 % ВВП. Примерно 4 миллиарда долларов в год, или 1 % ВВП уходит по неформальному требованию властей всех уровней в те или иные фонды или на конкретные цели. Таким образом, на преодоление административных барьеров коррупции "отстегивается" до 38-40 миллиардов долларов в год, или 12-13 % ВВП.
Как преодолеть коррупцию? Есть только один выход: сократить чиновничий аппарат вдвое и тем самым сократить число взяток. При этом среднюю зарплату госслужащих предлагается увеличить в 3,5-4 раза. Конечно, эти меры не спасут общество от коррупции. В коридорах власти всегда найдутся лица, вроде бы ничего не просящие, но при этом выразительно смотрящие. Но то, что их будет значительно меньше - уже плюс для экономики.
В подготовленном при финансовой поддержке Фонда "Открытая Россия" под руководством Е.Г.Ясина Экспертным институтом и Фондом "Либеральная миссия" докладе "Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива" говорится, что перспектива роста благосостояния населения России возможна лишь в том случае, если будет дан простор частной инициативе, до минимума сокращены обязательства и полномочия государства в экономической жизни страны. На современном этапе экономического развития модернизацию должен выполнить бизнес, а не бюрократия. Если же будут расти государственные расходы, давление на бизнес и произвол бюрократии, то никакого ускорения экономического роста не будет.
В докладе предлагаются конкретные меры по снижению государственных расходов и доли государства в экономике. Помимо продолжения политики дерегулирования и дебюрократизации, предлагается внести поправки в налоговое законодательство с разрешением органам местного самоуправления вводить собственные налоги и сборы, что должно привести к сокращению масштабов вымогательства, ведь по результатам исследований до 64 % коррупции приходится на муниципальный уровень. Обеспечение постоянного распространения информации о реальных масштабах коррупции и неформальной сферы в целом, об ущербе, наносимом бизнесу, обществу, всемерная пропаганда и поощрение борьбы с коррупцией будут способствовать ее сокращению и искоренению.
Есть в докладе и непопулярное для общества предложение, направленное на увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 65 лет, но позволяющее изменить соотношение плательщиков социального налога и пенсионеров, сопоставимое с другими экономически более развитыми странами.
Предлагается также расширять в разумных пределах платное образование и здравоохранение, с тем, чтобы платежеспособные граждане могли легально пользоваться необходимыми услугами, а не приобретать их неформально. При условии выполнения предложенных мер авторы доклада, который, кстати, был вручен президенту страны, считают возможным повышение темпов экономического роста до 8-9 % уже с 2006-2007 годов, а значит и улучшение жизни каждого из нас, уже потерявших надежду на всемогущее государство, но все еще не обретших веру в собственные силы. 
Владимир МАКСИМЮК, Усмань. Газета "Новая жизнь", № 33, 18.03.2003 г.

|
|