БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА. МИХАИЛ ДМИТРИЕВ: "ВНЕДРЯЕТСЯ НОВАЯ СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ"
Автор: Лавренков Игорь
Регион: Кемерово
Тема:  Реформа здравоохранения
Дата: 15.04.2003

Система обязательного медицинского страхования в России не работает так, как это планировалось при ее внедрении в начале 90-х годов. Понимая недостатки и проблемы этой системы, правительство России разработало новые принципы финансирования ОМС в стране. Как и когда они будут применяться на практике, рассказал журналистам один из разработчиков новой системы первый заместитель министра экономического развития и торговли России Михаил Дмитриев на одной из пресс-конференций, организованных Клубом региональной журналистики "Из первых уст". Мы приводим выдержки из выступления Дмитриева на этой пресс-конференции, любезно предоставленные клубом региональной журналистики.

20 февраля этого года правительство Российской Федерации приняла документ, который называется "Концепция развития обязательного медицинского страхования в Российской Федерации". Этот документ мы ждали давно. Реально работа по подготовки этих решений началась еще в конце девяностых годов и целью этого решения была одна из ключевых проблем медицинского страхования и российского здравоохранения в целом. Именно острые недостатки ресурсов обязательного медицинского страхования (ОМС) Российской Федерации, за счет которого на сегодня финансируется две трети всех объемов медицинской помощи в нашей стране. И многие ключевые проблемы российского здравоохранения, на сегодня это понимают практически все специалисты, связаны именно с тем, что долгое время финансирование системы медицинского страхования, охватывающее столь большой объем медицинской помощи населению, это финансирование происходило далеко не в полном объеме.

В подавляющем большинстве территории уровень недофинансирования этой системы составлял пятьдесят процентов, а иногда и более, от стоимости гарантий по ОМС. В таких условиях долгие годы не удавалось реализовать главное преимущество системы медицинского страхования по сравнению с традиционными для нас способами финансирования здравоохранения. Это преимущество состоит в том, что в системе медицинского страхования в отличие от финансирования медицинских учреждений по смете, главный фигурой, главным лицом, которое определяет куда, в какую больницу, госпиталь, к какому врачу пойдут деньги является не чиновник, не бюрократ, а сам пациент. Именно пациент в системе ОМС вначале выбирает страховую медицинскую организацию, а с ней весь тот комплекс больниц, госпиталей, с которыми эта страховая организация поддерживает соответствующие отношения. С другой стороны, когда пациент уже выбрал медицинскую организацию в ее рамках среди тех врачей, которые вступили в договорные отношения со страховой медицинской организацией, он в праве выбирать и врача, и госпиталь, и больницу в соответствии с его характером заболевания и с учетом всего того перечня больниц, поликлиник, которые работают с данной страховой организацией. Оплата работы врачей происходит в этой системе только по факту обращения пациента: обратился пациент, оказана ему медицинская помощь на должном уровне и должного качества, соответственно врач, поликлиника, больница получают объем средств, связанных со стоимостью лечения. Не обратился пациент, выбрал пациент другую поликлинику, больницу, госпиталь, значит, деньги поступают туда, куда пациент обратился.

И в этой системе, если финансирование из нее идет в полном объеме, возникает борьба за пациента. Врачи больницы, поликлиники, госпиталя заинтересованы в создании максимально благоприятных условий для лечения потому, что если они этого не добьются, то пациенты будут выбирать другие больницы, поликлиники и госпитали, и, соответственно, деньги пойдут туда, где лечат лучше. До сих пор эта система, которая на бумаге выглядела красиво, на деле практически нигде не работала. Просто потому, что за пациентом в ней следовал, допустим, если стоимость лечения оценивалась в сто или двести рублей или в тысячу рублей, то реально на практике страховая медицинская организация, фонды медицинского страхования были в состоянии заплатить врачам, дай Бог, половину этой стоимости, в лучшем случае - две трети. То есть оплата шла не полновесным рублем. Когда за конкретный вид помощи платят меньше, чем она реально стоит, то, естественно, все те стимулы, которые могут реально возникнуть в системе медицинского страхования, работают очень плохо. Кто же станет тебя хорошо лечить, если платят тебе не полную стоимость твоей работы, не полную стоимость услуги?

В такой ситуации то, что у нас до сих пор называлось обязательным медицинским страхованием, на деле им не являлось. Реальные преимущества для этой системы, для самих граждан, для пациентов застрахованных они были далеко не очевидны, и в этом состояла главная причина почему, что необходимо было принятие решения по исправлению ситуации. Решения эти, прежде всего, заключались в поиске ресурсов, которые позволили бы покрыть дефицит системы обязательного медицинского страхования. Этот дефицит в отдельные годы, например, в 2001 году превышал 50 миллиардов рублей - это очень значительная для нас сумма, пол процента внутреннего валового продукта страны. Найти такие деньги было очень непросто. Собственно, и длительность решения вопроса - проблема рассматривалась на протяжении нескольких лет подряд, она связана именно с тем, что непростым был поиск этих источников финансирования.

Сейчас эти источники определены и они будут достаточны для того, чтобы оплачивать в полном объеме всю медицинскую помощь застрахованным пациентам без изъятия из какого-либо региона страны, без какого-либо дефицита. Если так, то все те потенциальные преимущества обязательного медицинского страхования с точки зрения создания стимулов хорошо лечить пациентов, они будут в полном объеме задействованы. Еще одно важное свойство новой системы состоит в том, что в рамках этой системы решаются и вопросы учета застрахованных, и учета их прав в полном объеме. Создается единый регистр всех застрахованных в российской системе обязательного медицинского страхования - такого еще никогда не удавалось добиться. Регистр этот создается на базе Пенсионного фонда Российской Федерации, который уже имеет разветвленную, детальную и дееспособную систему персонифицированного учета граждан на всей территории страны.

После того, как эта система будет дополнена механизмами страхования детей и граждан не трудоспособного возраста, она может быть эффективно использована для улучшения качества медицинского страхования и для контроля за качеством, надлежащим уровнем оказания медицинской помощи. Внедрение новой системы по территории страны разложено по этапам. Первоначально, в этом году эксперимент по отработке новых механизмов охватит лишь несколько регионов, максимум 10-15, и затронет не все население этих территорий, а лишь неработающих пенсионеров. С 2004 года в регионах, которые будут охвачены новым механизмом, все население будет включено в новую систему медицинского страхования. А в полном объеме, на всю территорию страны, новые механизмы мы рассчитываем распространить к 2007 году. Этот переходный период необходим, прежде всего, потому, что не все территории подготовлены к введению новой системы. Для ее эффективной работы нужно создание весьма непростой системы учета средств, уточнение стандартов оказания лечебной помощи, установление новых механизмов формирования расценок на медицинские услуги и создание более эффективных методов контроля над деятельностью, как страховых медицинских организаций, так и госпиталей, поликлиник и медицинских работников.

Источники финансирование новой системы ОМС - прежде всего, дополнительное финансирование из федерального бюджета. Оно пойдет во все те субъекты российской федерации, которые примут решение присоединиться к новой системе ОМС. Такого раньше в обязательном медицинском страховании не предполагалось. Кроме того, для тех регионов, которые страдают от недостатка собственных бюджетных средств, для сильно дотационных регионов будет предусмотрено дополнительное финансирование за счет федерального фонда обязательного медицинского страхования. Для этого будут увеличены поступления в федеральный фонд ОМС за счет единого социального налога. И поэтому, бремя финансирования взносов за неработающее население в бедных регионах удастся значительно облегчить за счет помощи централизованного источника. И наконец, вот эти два вида платежей - из федерального бюджета, из федерального фонда обязательного медицинского страхования - будут не просто использованы для финансирования обязательного медицинского страхования, они будут использованы как стимул для более полновесного и бесперебойного финансирования программы медицинского страхования из третьего источника, - из бюджета субъектов федерации.

В соответствие с нашими законами субъекты российской федерации обязаны финансировать из своих бюджетов взносы за неработающее население. Но, к сожалению, большинство субъектов российской федерации не выполняет эту обязанность в полном объеме. В результате, у нас такого рода платежи варьируются по разным регионам в размере от двадцати до тридцати раз. Это очень тяжелая ситуация, когда из-за низкой платежной дисциплины субъектов российской федерации страдает финансирование страховой медицины. В новой системе создаются действенные стимулы для того, чтобы субъекты в полном объеме выплачивали причитающиеся взносы потому, что только при условии полной уплаты взносов из территориальных бюджетов, будет субъект получать помощь из федерального бюджета и из федерального фонда медицинского страхования на финансирование страховки неработающему населению.  

Игорь ЛАВРЕНКОВ, Кемерово. Газета "Авант-Партнер", 1.04.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики