Михаил Ходорковский. Кто он? Для большинства россиян это имя умещается в несколько строк: удачливый бизнесмен, председатель правления Российской Нефтяной Компании ЮКОС, богатейший в стране человек. Минимум информации обеспечивает недоверие и настороженность обывателей по отношению к тем, кому в молодые годы (а Ходорковскому нет еще и сорока) удалась блистательная карьера. Однако следует знать и то, что Ходорковский - один из немногих олигархов (слово-то какое - с отрицательной энергетикой!), кто не замешан ни в одном скандале, не уличен в интригах и нездоровых политических амбициях (есть ли они у него вообще, амбиции эти?). Компания ЮКОС стала по нынешним временам мерилом процветающего и стремительно развивающегося бизнеса не только на отечественном рынке. К тому же, в отличие от большинства "коллег", Михаил Ходорковский опекает множество благотворительных проектов в областях науки, культуры и образования.
В Москве уже два года функционирует Клуб региональной журналистики "Из первых уст". Руководит данным проектом известный журналист Ирина Ясина. Клуб занимается проведением семинаров для наиболее активных и талантливых журналистов региональных СМИ. Здесь можно "из первых уст" известных экономических и политических деятелей федерального уровня получить корректную и полную информацию о самом интересном, что происходит в стране. Народ имеет право ЗНАТЬ.
Разумеется, организация семинаров была бы невозможна без спонсорской помощи. По словам Ирины Ясиной, М. Ходорковский горячо поддержал и этот проект, направленный на повышение информационно-образовательного уровня журналистов "глубинки". Признаюсь честно - не сразу нашел для себя ответ: а зачем "им" все это надо? Ясность наступила лишь после беседы журналистов с самим Михаилом Ходорковским, состоявшейся в стенах Клуба.
Разговор, естественно, начался с анализа обстановки на "нефтяном рынке".
- Ситуация с нефтяной промышленностью России к моменту приватизации была драматичной, - считает М.Ходорковский. - Начиная с 1992 года мы падали примерно на уровне 10-15 процентов в год. Это очень серьезно, особенно для нефтяников (нарушается режим труб), таким способом в свое время загубили Самотлор. Нефтяные генералы, долго проработавшие в отрасли, не понимали, что главное - наладить сбыт, затем вернуться к вопросам технологий, но уже на новом уровне. Советские нефтяные объединения были лишь куском технологической цепочки. Когда все начало рушиться, то каждому предприятию предстояло самому отстроить заново эту цепочку. Вместо этого, хотя денег было достаточно, началось возведение домов отдыха и прочего. Кстати, первое, с чем я столкнулся, когда приехал в Нефтеюганск, это трехзвездочный отель, построенный на болоте. Причем, на расстоянии 30 километров от одного города, и 70 - от другого.
Я к тому времени уже отработал на шести предприятиях на этапах их вывода кризиса. Компания ЮКОС стала для меня просто большим по размерам предприятием.
- Чем обеспечивается сегодня конкурентоспособность нефтяной отрасли?
- Тем, что в основном используем отечественное оборудование, 93 процента закупок - на российских заводах. Нам удалось поправить ситуацию в стране с машиностроением для нефтяников. Теперь на отечественном рынке в этой сфере дикая конкуренция.
- В нефтедобыче вы применяете, тем не менее, западные технологии. Почему? Не было отечественных разработок?
- Нельзя сказать, что какие-то технологии были у нас неизвестны. Просто "пост-советская" нефтяная промышленность по сути дела оказалась "не промышленностью". Люди привыкли к зависимости от природы, привыкли надеяться на чутье. А нефтяники со стажем во многом забыли то, чему их учили в институтах. Перед нами встала задача переподготовки кадров. Сейчас ежегодно обучаем 75 процентов персонала. И еще одна проблема, с которой столкнулись: мы всегда мыслили "в тоннах" и никогда - в категориях экономических. Например, на Госсовете обсуждалась проблема запасов российских нефтяных компаний. Говорилось, что запасы огромные - на 50-80 лет. А западные классификаторы этих запасов не подтверждают (лишь 15-17 лет). В чем разница? Западные оценки построены на принципах экономической эффективности. То, что у вас есть запасы в земле - замечательно, то, что можете их добыть - великолепно. А теперь докажите, что добытую нефть можете доставить по приемлемой для рынка цене. А если не можете - то никого не волнует, что у вас есть в земле нефтяные запасы. Потому что они никому не нужны.
- Какова социальная ответственность руководства компании перед персоналом? Ведь у вас работают больше ста тысяч человек. Слышали, что вы разработали так называемое корпоративное поведение?
- Мы "сбросили" с баланса все города и социальные объекты. Считаю, что сделали абсолютно правильно. Представьте маленький город нефтяников. Человек работает у меня в компании, при этом живет в доме, принадлежащем компании, ребенок у него ходит в школу, финансируемую ЮКОСом, жена тоже трудится у нас. Покупки делает в магазинах, тоже принадлежащих компании. Теперь представьте, что он поссорился со своим начальником. Его вычеркивают ведь не с работы, вычеркивают из жизни! Это называется корпоративное рабство. С таким человеком вы можете сделать все, что угодно, он полностью зависит от компании. Хорошо ли это? Социальные последствия не буду обсуждать - это отдельная вещь. Уверен, что во многом советская система на этом была построена. На рабстве.
Остановлюсь на производственных последствиях. Они абсолютно отвратительны. Ваш начальник не чувствует у себя в регионе никакой конкуренции. Ему никто слова против не скажет, даже если он ворует или просто дурак. Штаб-квартиру никто об этом не проинформирует. Никакой инициативы не получим. Приказы сверху более-менее будут исполняться, а снизу не получим ничего. Есть руководство на нескольких уровнях, а все остальные - рабы. И каждый - раб вышестоящего.
Сегодня, когда производительность труда зависит не только от того, насколько четко люди станут исполнять команды, а насколько хорошо они думают головой (причем, конкурентно думают), такая ситуация становится неприемлемой. Поэтому мы эту систему разрушили. Сегодня в регионе, где проживало сто тысяч человек, и из них 50 тысяч работали на компанию, уже трудится на компанию 8 тысяч человек. И не потому, что остальные уволены - работы-то еще больше стало, если объемы растут. Остальные "вычленены", отделены. И ни один начальник не является начальником для всех. Если тебя уволили, ты можешь найти работу в другом месте, здесь же, в городе, и из дома не выселят, поскольку дом компании не принадлежит. Таким образом, "внутри себя" мы создали конкурентную среду.
Честно скажу, пока все это срабатывает тяжело. Психология осталась прежней, хотя база уже изменилась. Человек с трудом верит, что его уже не могут согнуть в бараний рог. Но новое поколение это понимает, так что постепенно движемся в нужном направлении. А в корпоративном поведении есть главный тезис: ответственность и доверие. Ответственность компании и доверие со стороны тех, с кем компания взаимодействует. Люди должны знать, как вы с ними станете обращаться завтра, послезавтра, через пять лет, то есть - возможности для карьерного и финансового роста, помощь в случае чрезвычайной ситуации. Иначе появляется неуверенность, как следствие - поиск другого места работы.
- Вы финансируете много социальных программ, какие, например?
- На Федерацию интернет-образования даем по десять миллионов долларов в год. Создали эту Федерацию и пообещали, что к 2005-му году будет по стране 50 центров интернет-образования, в которых в год станут обучаться до 50 тысяч учителей. Основную нагрузку несем в регионах, где финансируем создание спортивных центров, ЮКОС-классов - в них одаренные дети могут дотянуть уровень своего образования до уровня престижных российских вузов. Платим стипендии всем, закончившим школу на отлично. И если в вузе станут учиться отлично, то так и будут получать стипендию. Образование для нас вообще приоритетно.
- Кто все-таки определяет эффективность современной экономики?
- Два-три процента населения. К сожалению, это так. На международном рынке идет конкуренция за так называемое творческое меньшинство. Это те люди, которые способны выдвинуть, создать, внедрить новый продукт, организовать производство. Это по статистике и есть те 2-3 процента населения. Они распределены между бизнесом, политикой, наукой и искусством. На мировом рынке эти люди стоят до 300 тысяч долларов в год. "Выявляемость" таких людей в Америке до 80 процентов, у нас - ниже 30-ти. Поэтому в России вполне можно встретить, к примеру, умного сторожа.
Тем не менее, эти люди составляют основную стоимость. В России их должно быть до 4 миллионов человек. Поэтому я лично очень заинтересован в толковых и грамотных специалистах. Нужно правильно работать с неиспорченной советскими предрассудками молодежью, и тогда через десятилетие получим поколение свободного цивилизованного общества. У молодежи надо культивировать дух предприимчивости, дать им возможность получить образование и работать именно в России. Нужны интеллектуальные "дебоширы", готовые отстаивать свою позицию, а не те, кто тихо сидит на уроках и во всем слушается старших. В этом и сверхзадача "Открытой России" - формирование либерального демократического социума, то есть широкого слоя преуспевающих и уважающих себя граждан.
- Вы не участвуете в политических баталиях, партиях. Но вам наверняка предлагали, к примеру, участие в выборах. Почему вы как бы в стороне?
- С работой меня связывает такое понятие, как ответственность. Я не могу заявить, что сегодня оставляю место и иду куда-то, даже туда, куда мне очень хочется. Это будет означать многие проблемы для компании. Но Совет директоров я уведомил, что хочу уйти из компании в 2007 году. Занятие бизнесом - очень тяжелое бремя, а мне хочется уделять больше внимания своей семье, у меня ведь четверо детей...
- Вы производите впечатление уверенного в себе, самодостаточного человека. Есть что-то, что вас сегодня пугает больше всего?
- Есть вещи, которые всех должны пугать. Например, когда правительство принимает несбалансированные решения, а население эти решения с радостью поддерживает. Ошибки, базирующиеся на логике, могут быть небольшими, а когда они базируются на эмоциях - получаем "семнадцатый год". Для России это свойственно. И поскольку эмоциональная сфера находится за пределами моего бизнеса, то всякие удивительные процессы, происходящие именно в этой сфере, меня, конечно, пугают. 
Юрий МАРЧЕНКОВ, Екатеринбург. Газета "Новый Рефт. Факты", 9.04.2003 г.

|