В последнее время центральные средства массовой информации все чаще обращаются к теме возможной агрессии в Ираке со стороны США и их союзников. Причем наблюдатели, не отрицая проблем морального характера, акцентируют внимание на экономических последствиях, в первую очередь, для России, что совершенно неудивительно - в результате возможных военных действий неизбежно упадут мировые цены на нефть. А это - прямая угроза благополучию российского бюджета, до 30 процентов доходной части которого составляет "нефтяная выручка".
Заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Михаил Задорнов, выступая в конце прошлого года в Московском Клубе региональной журналистики "Из первых уст", отметил позитивные моменты принятия бюджета-2003 - управились вовремя с "версткой", успели принять бюджет до наступления нового финансового года, бюджет получился профицитный, и ряд других моментов. В то же время он не преминул заметить: большая часть депутатов пошла на поводу у правительства, которое, в первую очередь, держало совет с "большой четверкой": фракциями "Единая Россия", ОВР, КПРФ и "Народный депутат", игнорируя рациональные предложения других. В результате принят бюджет, который, как считает М.Задорнов, "социально направленным" никак не назовешь.
Несколько лет назад был создан федеральный Фонд социальных выплат, из которого в субъекты федерации направляются средства на детские пособия, компенсации чернобыльцам, обеспечение ряда льгот инвалидам и ветеранам. С одной стороны, это, вроде бы, и неплохо: как платились те же пособия на детей из бюджетов субъектов федерации - общеизвестно, а тут - администрациям областей напрягаться в поисках денег на эти цели не надо, только получай и плати. Но если откровенно, можно ли всерьез воспринимать мизерную сумму в размере 70 рублей как серьезную заботу государства о подрастающем поколении? Упреждая вопросы журналистов региональных СМИ на эту тему, Михаил Задорнов не единожды в своем выступлении замечал: да, социальные пособия чисто символические, но депутаты-яблочники не смогли убедить коллег в необходимости пересмотра его в сторону увеличения. Ссылки же были крайне "объективны" - бюджет не позволяет... А если добавить к этому новый порядок выплат, согласно которому "детские" дают только тем, у кого доход на каждого члена семьи меньше прожиточного минимума, и полную свободу действий в его определении на местах, становится ясно, что забота государственных мужей о детях носит чисто декларативный характер.
Судите сами: в третьем квартале прошлого года прожиточный минимум в среднем по стране составлял. 1817 рублей, в Белгородской области - 1631 рубль. А вот в четвертом квартале, несмотря на сезонное повышение цен, размер его понизился до 1576 рублей. И коснулись эти изменения не только детей, но и еще одной категории социально незащищенных - безработных. С ноября 2002 года в области их "уравняли", теперь все они получают вспомоществование не в зависимости от последнего заработка, а как раз в размере пресловутого прожиточного минимума.
В речи Михаила Задорнова не раз прозвучал новый термин - "нефинансируемые мандаты". Это в переводе на общепонятный язык означает: принимаются чисто популистские законы о предоставлении льгот, но источники финансирования разработчики, а вслед за ними и депутаты ГД, определять "забывают" или определяют частично. К примеру, в Законе о ветеранах предусматривается финансирование льготного приобретения медикаментов из федерального бюджета. А проезд в общественном транспорте - из местных бюджетов. Белгородская область относится к числу регионов, где этот порядок соблюдается. Точнее - соблюдался до последнего времени, поскольку Белгородчина была в числе экономически благополучных регионов, более того, была в разряде "доноров". Правда, с каждым годом межбюджетные отношения складываются таким образом, что работать хорошо, быть "донором" нет никаких стимулов. Стоит ли "упираться", чтобы все большую часть доходов отдавать центру и делиться с регаонами-"реципиентами" со слабой экономикой?
Не в этом ли кроется причина того, что благополучные области, в том числе и Белгородская, в нынешнем году принимают бюджет с дефицитом? 
Валентина МИЛЮКИНА, Белгород. "Белгородское ЯБЛОКО", №4, февраль 2003 г.

|