С января 2004 года вступит в силу Закон "Об альтернативной гражданской службе" (далее - АГС). Призывники получат право выбора: служить в Вооруженных Силах РФ, или отдать долг Родине на гражданском поприще.
Почин Екатерины
Введение АГС - это отнюдь не политическая новация в России, а реставрация давних исторических традиций. Альтернативная служба была впервые введена еще Екатериной II, которая таким образом стимулировала эмиграцию из Германии. Тогда в Россию приезжало довольно много сторонников определенных религиозных конфессий, у которых были развиты пацифистские положения, и они не могли приносить присягу и брать в руки оружие. Чтобы снять это препятствие, императрица ввела освобождение от воинской обязанности, в результате чего постепенно сформировался институт АГС. Далее он был распространен на некоторые православные общины (духоборы, молокане и т.п.). Любопытно, что институт АГС был даже одобрен специальным декретом большевиков в 1923 году. Однако в 1939 году, когда уже никто не смел заявлять о своих религиозных убеждениях, этот закон был отменен.
Лишь в конце 80-х, в разгар горбачевской перестройки, вновь заговорили о необходимости возврата к альтернативной службе. Но непосредственным стартом этого процесса можно считать 1992 год, когда в России началась подготовка первого законопроекта об АГС. Дискуссия продолжалась ровно 10 лет и носила драматический характер. Достаточно вспомнить, что законопроект дважды, в 1994 и 1998 годах, был отклонен Госдумой.
К финишной ленточке подошли лишь летом 2002 года, когда закон об АГС был, наконец, принят. Но принят в более жесткой формулировке, чем обсуждался в первом чтении. Прежде всего это касается продолжительности и экстерриториальности АГС. Предусмотрен срок альтернативной службы в 3,5 года и обязательно за пределами региона проживания.
Честь имею уклониться
Ежегодная численность призыва в Вооруженные Силы РФ составляет около 1 млн. 100 тыс. человек. Но реально лишь 11 процентов мужских возрастных когорт подлежат призыву. Все остальные либо имеют отсрочку, либо полностью освобождены от призыва, либо уже отслужили.
Всем известно, что российская молодежь в подавляющем большинстве своем не хочет служить в армии. Проведенное независимым институтом социальной политики репрезентативное исследование, включившее 1600 респондентов, как молодых людей призывного возраста, так и их родителей, показало, что общество разделилось на три почти равные части. На вопрос "Как вы относитесь к службе в армии по призыву?" треть опрошенных ответили, что каждый мужчина все-таки должен пройти армию. Треть считает, что это долг, который надо выполнить, хотя он и ущемляет их интересы. И еще около трети респондентов признались, что служба для них - это просто бессмысленное занятие, которого они будут стараться всячески избежать.
Основной причиной, из-за которой молодежь уклоняется от службы, считается, по терминологии военных ведомств, развитие неуставных отношений, или, проще говоря, дедовщина. Но в последнее время появился еще один аргумент, связанный с новыми инновационными формами поведения. Молодые люди считают, что два-три года службы - это напрасно потраченное время, которое препятствует их образовательному процессу, трудовой карьере, вообще мешает выстраивать свою жизненную стратегию. В первую очередь этот аргумент актуален для крупных городов.
Село протестует
На протяжение многих лет считалось, что российское село - самое слабое звено в социально-экономической структуре с точки зрения поселенческих различий, что к современным реформам более адаптировались крупные города, худо-бедно - средние и малые города, а вот российская деревня находится на обочине этого процесса. Социальные проблемы современной России изменили свой адрес и переместились из деревни в малые города. Причина этого феномена в том, что в малых городах уже нет тех ресурсов, которые свойственны российскому селу, но еще нет адаптационных ресурсов, которые присущи крупным городам.
Прежде сельчане являлись социальной базой армии. Они охотно шли служить, потому что для них это был канал вертикального восхождения. В армии они получали какую-то специальность, которая позволяла им потом вырваться за пределы своего села. Сейчас ситуация изменилась. С охотой пойдут в армию прежде всего жители малых городов.
Сегодня село в большей степени, чем город, протестует против призыва на воинскую службу из-за военной кампании в Чечне. Потому что, во-первых, потери Российской Армии в Чечне коснулись села в максимальной степени. А во-вторых, цинковый гроб в городе с его разобщенностью, или в деревне, где все друг друга знают, имеет совершенно разное воздействие на людей в психологическом плане. Например, выяснилось, что московские призывники в Чечне не служат. Потому и общественное мнение в столице относительно войны в Чечне и вообще службы иное, чем в российской глубинке.
Кризис армии
При разработке законопроекта об альтернативной службе предполагалось, что ее, кроме социальных учреждений, можно будет проходить в милиции, пожарной охране или вспомогательных технических войсках. Но Министерство обороны, МЧС, МВД и прочие силовые ведомства жестко настояли на отмене этого положения.
Между тем, проведенный опрос призывников показал, что они бы предпочли пройти АГС как раз в перечисленных структурах. Это говорит о том, что на самом деле желание ребят пройти альтернативную службу связано не с религиозными и пацифистскими устремлениями (они готовы исполнить свой гражданский долг, принять присягу и носить оружие), а с глубочайшим кризисом армии, в которую молодежь просто не хочет идти.
Та профессиональная армия, о создании которой так много говорят, предполагает колоссальные структурные изменения. Учитывая инертность военной системы, полностью завершить реформирование армии за несколько лет невозможно. Это займет десятилетия. Но мы должны понять, что цена, которую общество платит за армию в том виде, в котором она сейчас существует, слишком высока и неэффективна. За ту же самую цену можно получить более прочную обороноспособность государства.
В конце концов, сам факт введения альтернативной гражданской службы станет первым кирпичиком в новый фундамент Вооруженных Сил РФ. Международный опыт показывает, что там, где вводят АГС, дело движется к переходу на профессиональную армию.
Подальше от дома
Сколько призывников смогут воспользоваться альтернативной службой? Миллионы, тысячи, десятки? Исследования показали, что АГС охватит не более 4 тысяч 200 человек в год. Эта незначительная цифра - реакция не столько на высокую продолжительность альтернативной службы, сколько на требование экстерриториальности. Как только стало ясно, что АГС-служащие должны будут непременно покинуть свой регион, молодежь, рассматривавшая АГС в качестве механизма уклонения от армии, отказалась от него, вернувшись к нелегетимным схемам уклонения (не бесплатная договоренность с военкомом, например).
Можно было бы перенять положительный опыт Германии, где принцип экстерриториальности при альтернативной службе не действует, там молодежь проходит АГС по месту жительства и приносит ощутимую пользу родному городу или селу.
Но в России можно и воспользоваться этим же принципом, особенно призывникам Южного федерального округа. Сегодня Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область - главные поставщики солдат в Чечню. С введением АГС ситуация должна коренным образом измениться. Ведь по закону об альтернативной гражданской службе предполагается покинуть не только родной субъект федерации, но и федеральный округ. Поэтому АГС-служащий, призванный из южного региона, например с Кубани, не должен работать на восстановлении Грозного, но может поехать, допустим, на крайний север, на метеорологическую станцию. Тоже тяжелые условия, зато фугасов меньше.
Взятка адвентисту
На АГС пойдут молодые люди со своей жизненной позицией, более ли менее четкой установкой, которая связана иногда с фрондерством, иногда просто с желанием поддержать новый институт политических свобод, в меньшей степени - с религиозными пацифистскими убеждениями.
Разработчики закона больше всего боролось против требования военных ведомств, чтобы каждый молодой человек доказал своё право на АГС, на свою особенность, на то, что его пацифистские взгляды имеют под собой религиозную основу. Выходило, что поддержку получали лишь некоторые конфессии, причём не православные, исконно русские, потому что православие не содержит пацифизма. Но если бы такая норма прошла, это значило бы, например, что адвентисты седьмого дня должны дать справку молодому человеку, что он действительно является членом этой общины. Тогда бы к адвентистам седьмого дня не заросла народная тропа. К счастью, в законодательстве снято это требование.
Введение АГС не будет означать и реабилитацию для дезертиров. Закон не содержит амнистирующих норм, и дезертир останется дезертиром, даже если заявит об изменении своих религиозных убеждений, что, конечно же, будет выглядеть нелепо, неправдоподобно.
Полезный труд
Сферы применения АГС связаны с общественно-необходимыми работами, на которые нет предложения на свободном рынке труда. Это обслуживающий рядовой персонал в муниципальных больницах, домах престарелых, сиротских приютах, на объектах жилищно-коммунального хозяйства, где много вакансий и высокая утечка кадров. Принято считать, что эти учреждения неэффективны, потому что не укомплектованы. Когда принимался закон, у государства была уникальная возможность решить эту проблему, потому что самое главное требование к рынку труда для АГС - это общественно-необходимый характер работ.
Но если сравнить количество вакантных рабочих мест и потенциальную численность АГС-служащих, станет очевидным, что государство само себя наказало. При различных сценариях прохождения АГС эта свободная ниша на рынке труда может быть заполнена в лучшем случае на треть. Общество должно понимать, что чем меньше будет желающих пройти альтернативную службу, тем меньше шансов решить эту проблему.
Есть еще один аргумент. Мы знаем о крайне неблагоприятных демографических тенденциях в России, связанных, кроме высокой смертности и низкой рождаемости, со старением населения, с увеличением числа инвалидов, лиц, нуждающихся в уходе. Тем самым нагрузка на социальные учреждения, где очень остро ощущается дефицит рабочей силы, постоянно возрастает. Но традиционные работники не предлагаются на эти работы. И именно АГС могла бы внести свою лепту и восполнить этот пробел.
Другая сторона медали
Принесет ли выгоду государству альтернативная гражданская служба, или она станет еще одной обузой для бюджетов всех уровней? Это уже вторая сторона медали. Но при том мизерном соотношении - чуть более 4 тыс. АГС-служащих на 145 млн. россиян - затраты тоже будут незначительными, всего 0,07 процента консолидированного бюджета. В госказне вполне найдутся эти средства. Но за эти затраты можно было бы получить гораздо больший экономический эффект на рынке труда, гораздо большую прибыль. Ведь АГС-служащие не только принесут затраты, но и будут создавать ВВП, который можно было бы направить в том числе и на военные нужды. Нужна лишь политическая воля руководства страны.
Другое дело, что у работодателя возникнет вопрос о том, что ему выгоднее: взять на рабочее место традиционного работника, который не требует дополнительных затрат (ему надо заплатить только зарплату, часто на уровне прожиточного минимума), или нанимать АГС-служащего и платить, помимо зарплаты, за общежитие, за перемещение к месту службы и т.д. На второй вариант российский работодатель пока смотрит с неохотой.
Очень многое зависит от позиции Министерства социального развития и Министерства здравоохранения, которые могли бы решить проблемы дефицита рабочих мест в медицинских и социальных учреждениях за счет АГС-служащих. Если эти ведомства будут настроены на активное вовлечение АГС-служащих в свою деятельность, значит, работодатели будут обязаны реализовывать эту программу. Тогда и Закон "Об альтернативной гражданской службе" полностью себя оправдает. 
Евгений РОЖАНСКИЙ, Новороссийск. ОПУБЛИКОВАНО:
1. 15.04.03г. в краевой газете Краснодарского края "Вольная Кубань".

|
|