Если реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) сейчас у населения - тема номер один, то о реформе местного самоуправления жители городов и весей мало что ведают, хотя и та и другая очень тесно связаны с нашей обычной жизнью. Последние новости на эти темы привезли в Нижний Новгород из столицы президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева и директор направления "Городское хозяйство" этого же фонда Сергей Сиваев.
По мнению Н. Б. Косаревой, проект Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" нацелен сугубо на административно-территориальную реформу, а совсем не на реформу местного самоуправления. Конституция РФ ставит целью развитие активности населения, чтобы оно само решало вопросы и проблемы, касающиеся его жизни в родном селе или городе. А предлагаемый законопроект эту цель не приближает, а, похоже, отбирает и последние возможности для инициативы.
Проект закона, например, предусматривает непрямые выборы представительных органов местной власти. Сейчас мэра, депутатов, структуру органов местного самоуправления выбираем напрямую и самостоятельно мы с вами. По новому законопроекту устанавливается жесткая и обязательная для исполнения структура органов местного самоуправления, включая норматив численности депутатов в зависимости от численности населения.
Новый проект закона лишает органы местного самоуправления самостоятельности в установлении видов местных налогов и сборов. А в целях выравнивания допускается централизация местных налогов. Конституция же России (ст. 132) гарантирует самостоятельность в формировании, утверждении и исполнении местного бюджета.
В законопроекте есть и положения о переходном периоде (до 2005 г.). Они весьма существенно ограничивают права на местное самоуправление, причем в базовых позициях: это отмена выборов, невозможность выразить населению свою волю при изменении границ муниципальных образований. Кстати, эти границы должны установить до 1 февраля 2004 года органы (обратите внимание!) государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако в реальности это не просто установление новых границ, а изменение уже существующих, и проходить оно будет без участия населения, что противоречит ст. 131 Конституции РФ.
В новом законопроекте отчетливо прослеживается тенденция к огосударствлению местного самоуправления, то есть воля государства замещает самостоятельность местного самоуправления. Скажем, ответственности местного самоуправления перед государством уделяется в несколько раз больше места, чем ответственности перед населением.
А к двум основным и прямым противоречиям с Конституцией РФ (имеются в виду отмена выборов муниципальных органов и пересмотр границ муниципальных образований) добавляется еще, по выражению Н. Б. Косаревой, "фантастический неучет экономических последствий нового законопроекта". Их, этих последствий, тоже немало, и мы остановимся лишь на некоторых.
Президент фонда "Институт экономики города" утверждает, что ряд положений нового законопроекта может затормозить проведение важных реформ, прежде всего реформы ЖКХ. Скажем, органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям (МУ) и предприятиям (МУП) вменяется в обязанность выступать заказчиками работ на жилищно-коммунальное обслуживание населения. А ведь реформа предполагает как раз перевод ЖКХ на рыночные условия хозяйствования. И, по убеждению многих практиков, именно МУ и МУП являются тормозом для повышения качества жилищно-коммунальных услуг. По мнению Н. Б. Косаревой, наложение двух реформ - ЖКХ и местного самоуправления, - административный характер реформирования вовлекут в процесс весь корпус губернаторов и мэров и уведут их от решения проблем жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, социального обеспечения. И это может стать источником техногенных катастроф и социальной напряженности в городах и регионах.
Еще один неблагоприятный вывод: предполагается масштабный и не оправданный экономически передел собственности, причем не только между муниципальными образованиями разных типов, ной в целом между местным самоуправлением и государством.
На взгляд сотрудников "Института экономики города", резко увеличится численность бюрократов и количество инстанций, принимающих решения по вопросам местного значения, возрастут административные издержки. А дополнительные барьеры для развития экономики будут способствовать росту коррупции.
Все это не может не отразиться на интересах иностранных инвесторов непосредственно в муниципальных образованиях. Чрезмерная централизация, огосударствление не могут не вызвать снижения инвестиционной привлекательности и отдельных муниципалитетов, и России в цепом.
Вот таковы основные замечания по проекту новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", о которых рассказала в беседе с журналистами нашего города президент фонда "Институт экономики города" (г. Москва) Н. Б. Косарева. 
Нина АБРОСИМОВА, Нижний Новгород. "Город и горожане", № 7, 18.02.2003 г.

|