Спасти дряхлого и беспомощного исполина, каковым на сегодня является наше жилищно-коммунальное хозяйство, может только частный бизнес. Но это практически невозможно. Потому что на пути частника непреодолимые преграды, одна из которых - огромный административный барьер, сооруженный из унитарных предприятий. До тех пор, пока они будут загораживать дорогу частному бизнесу, в жилищно-коммунальном комплексе все останется по-прежнему. По-прежнему плохо.
Эта мысль члена правления фонда "Институт экономического города" Сергея Сиваева стала главной во время селекторной пресс-конференции, организованной клубом региональной журналистки на прошедшей неделе. Сергей Сиваев объяснял казанским журналистам причины торможения реформы жилищно-коммунального хозяйства;
- Надо признать, что никаких серьезных экономических изменении в отрасли не происходит, положение ЖКХ остается стабильно плохим на протяжении многих лет, - начал он разговор . - Реально реформа сводится только к повышению оплаты жилищно-коммунальных услуг, и это, конечно, вызывает негативное отношение россиян. Надо признать, что в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации ЖКХ - социальный банкрот Сегодняшняя ситуация, которая сложилась в отрасли, действительно крайне тяжелая и требует системных решений.
Одно из таких решений, по мнению Сергея Борисовича, в привлечении частного бизнеса в сферу обслуживания и управления жилым фондом. Сиваев признал, что сейчас много говорится о том, что нужно привлекать в ЖКХ частный бизнес, но реальных шагов практически не происходит, потому что это отрасль административного подчинения.
- Ясно, что чиновничество не очень хочет терять свои, административные рычаги, местные власти привыкли рассматривать ЖКХ как свою вотчину, - говорит Сергей Сиваев. - Хотя вся мировая практика показывает, что ЖКХ - это сфера не власти, а реальных экономических отношений. Одна из основных причин неэффективности ЖКХ заключается в том, что в отрасли а основном работают муниципальные унитарные предприятия, причем на совершенно исключительных условиях. Частники же в таких условиях хозяйственного ведения работать просто не смогут. Сегодня всем понятно, что существование унитарных предприятий - это самый высокий административный барьер, который не позволяет реально формировать отношения между властью и бизнесом в сфере управления объектами жилищно-коммунального хозяйства. Это проблема федерального порядка, требующая законодательного решения. Пока мы ее не решим, вопрос привлечения частников будет иметь локальный характер и проблема в целом снята не будет. Можно сказать определенно: пока существуют унитарные предприятия в сфере управления муниципальным имуществом, никаких реальных конкурентных отношений быть не может.
Во время беседы журналисты поинтересовались у Сергея Сиваева, как он оценивает ход проведения реформы ЖКХ в Казани. Ведь, как известно. Татарстан вошел в число восьми субъектов Российской Федерации, в которых проводится правительственный эксперимент.
- Мы сейчас работаем в трех регионах по проведению данного эксперимента, где для этого была подготовлена реальная почва, - пояснил Сергей Борисович. - По каким принципам попали туда пять оставшихся субъектов, я не знаю. Эксперимент заключается в том, чтобы федеральные средства шли не предприятиям напрямую, а в распоряжение граждан: на его банковский смет начисляется субсидия. Это одна из ключевых целей - оказание помощи не поставщику услуг, а потребителям. В Казани, на мой взгляд, тревожная ситуация. В рамках данного эксперимента еще ничего не произошло. Первое, что должно было быть, - открытие персонифицированных счесов граждан для последующего перечисления бюджетных денег на эти счета. Таких событий в Казани пока не произошло, в отличие, например, от Чувашии. Нижегородской области. Более того, те стартовые документы, которые мы видели, показывают дальнейшую неэффективность работы. То есть нет свободы по распоряжению деньгами, что принципиально. Мы сейчас ведем диалог с людьми, которые ответственны за эксперимент в Казани, но вопросов еще много. К сожалению, на мой взгляд, у местных властей нет реальной мотивации к изменению ситуации. 
Алсу МУБАРАКШИНА, Казань. "Казанские ведомости", 27.02.2003 г.

|