Проект федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" был совсем недавно принят Государственной Думой РФ в первом чтении. Этот факт вызвал не только бурную полемику, но и возбудил очередную волну интереса к закону, поскольку новшества, которыми он изобилует, должны коренным образом изменить всю систему местного самоуправления, а значит, и нашу с вами жизнь.
Из самых заметных нововведений стоит отметить установление обязательного формирования муниципальных образований на двух территориальных уровнях: в городских и сельских поселениях ("нижний" уровень местного самоуправления) и муниципальных районах и городских округах ("верхний" уровень местного самоуправления). При этом в законе четко указан нижний порог численности представительного органа муниципального образования. Например, при численности населения свыше 100 тысяч человек в органе должно быть не менее 50 депутатов.
Кроме того, в законе содержится подробный перечень вопросов местного значения (от исполнения бюджета до установки уличных указателей) и их детального разграничения по каждому уровню местного самоуправления. Названы меры ответственности должностных лиц как перед населением, так и перед государством. Среди мер ответственности - отзыв выборного должностного лица, роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение от должности главы муниципального образования или главы местной администрации.
К явным минусам закона стоит отнести недостаточно четкую систему межбюджетных отношений между различными уровнями местного самоуправления, особенно в сфере самостоятельности бюджетной политики сельских поселений (будут у нас и такие). Как говорят эксперты, "отдельные положения требуют существенной доработки". Как бы то ни было, даже без учета поправок закон можно назвать революционным, хотя есть и другие мнения типа "в целом закон не проработан и концептуально неприемлем для регионов". В общем, остается ждать окончательного утверждения и начинать по-новому.
* * *
Николай Николайчук, председатель Томской городской думы:
- Закон 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", мягко говоря, далек от совершенства. Главное, что он не отвечает на вопросы о разграничении полномочий между субъектом федерации и муниципалитетом, и не закрепляет за местной властью источники финансирования их полномочий.
Проект нового закона, принятый в первом чтении Государственной Думой РФ, пока также не отвечает, на эти вопросы. Межбюджетные отношения понятнее не стали. А, на мой взгляд, любая реформа местного самоуправления просто обречена на провал, если не будет решен финансовый вопрос. Муниципалитет должен знать, сколько у него будет денег на исполнение своих полномочий. Как говорится, "сколько денег, столько песен". Более того, доходную часть необходимо закрепить на определенный срок. Например, на пять лет. Только тогда мы сможем развивать определенные отрасли городского хозяйства.
Другой вопрос - готовы ли мы сегодня к реализации этого закона? Например, сколько в Томске будет районов - два или четыре? Соответственно, сколько будет дум, сколько в них будет депутатов?
Туманны и полномочия муниципалитетов. Например, организация образовательного процесса, на первый взгляд, делегирована местной власти, а вот зарплату учителям планирует платить федеральный бюджет. Здравоохранение, социальная защита, льготы - ясности нет ни по одному пункту.
Думаю, что закон нуждается в значительной доработке. Ну, а параллельно с ним необходимо корректировать Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Ведь если вчитаться внимательно в проект закона, то становится понятно, что нам предстоит административная революция. 
Владислав МИХАЙЛОВ, Томск. "Томская неделя", №12, 20.03.2003 г.

|