Взвешенная политическая линия государства - это, несомненно, хорошо. Совершенно очевидно, что согласованные действия всех ветвей государственной власти, сверху донизу, укладываются в рамки некоего разработанного плана и в конце Концов приведут к жизненному прорыву. К примеру, решат проблемы ЖКх или налогообложения на территории всей страны. Однако встречаются и другие, менее оптимистические примеры.
Управленцы - едва ли не самая нелюбимая из страт современной России. Без преувеличения можно говорить, что по своей непопулярности среди населения управленцы делят пальму первенства с бомжами. Чиновники всех мастей, от федеральных до муниципальных или районных, - извечный объект неприязни со стороны "обычных" граждан. Регулирование численности чиновников всегда выступает одним из центральных пунктов предвыборных программ всех без исключения кандидатов - хоть в Госдуму, хоть в губернаторы, хоть в райсовет. Впрочем, стремление народных избранников обуздать стремительно разрастающиеся штаты управленцев всех мастей понятно - бюджеты трещат по швам, а на содержание управленцев уходит от 10 до 65 процентов (данные ВЦИОМ) бюджетов муниципальных образований. Особенно малых. Мы в этом списке не последние. По данным, которыми располагает городская дума, на аппарат управления в бюджете 2003 года заложено 235 миллионов (включая расходы на саму Думу) плюс обязательные "отчисления" со всех прочих бюджетных статей. К примеру, статья "Социальная политика": из 54 миллионов, выделенных департаменту социальной политики, 10 направляется на аппарат управления, 20 миллионов - на оплату труда специалистов, занятых в сфере социальной политики. 1,8 миллиона рублей администрация запланировала на доплату к государственным пенсиям, бывших муниципальных служащих. 15 миллионов рублей направляется на управление департаментом ЖКХ и 15 - на управление благоустройством. Городские финансисты затребовали на свое содержание 21 миллион рублей, архитекторы - 10. Неудивительно в этой связи, сколь ожесточенно ведется борьба вокруг поправок в Устав Томска, позволяющих депутатам регламентировать число управленцев в городе.
Однако судьба поправок, вернувшихся из областной думы, пока неизвестна. Впрочем, для нашей темы это не так важно - смогут ли депутаты "давать укорот" растущему муниципальному аппарату. В самое ближайшее время, 2-3 года, не больше, количество чиновников возрастет кратно. Причем новый чиновный вектор будет направлен в самый низ социальной структуры. Недалек тот час, когда управленцы действительно начнут пробиваться "из самих корней земли русской".
Мэр поселка Затрапезниково
Четвертого января президент Путин внес в Госдуму проект закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". Реформа муниципальной власти, которая начнется с принятия этого закона, предполагает системные изменения в структуре управления страной. "Местное самоуправление, - заявил Владимир Козак на пресс-конференции редакторов региональных СМИ в ноябре прошлого года, - будет по нашему проекту осуществляться на уровне поселений. Те же государственные функции, которые на этом уровне осуществить нельзя, будут передаваться в районы".
Самым "нижним" и, соответственно, самым ближним к населению уровнем государственного управления станет муниципальная власть.
Причем полномочия муниципалитета предлагается "спустить" до уровня поселений. Правда, по желанию граждан. Совсем уж небольшим поселкам предлагается добровольно объединяться в муниципальные округа. Именно таким, "близким" к людям, муниципалитетам будут переданы полномочия по исполнению основных государственных обязательств, вкупе с "общераспространенными доходными, в том числе и налоговыми, источниками", которые приходятся на каждый конкретный муниципалитет. Какие последствия мы будем иметь в связи с нашей проблемой? Самые прямые. Муниципалитетов в стране станет значительно больше. Эту точку зрения отстаивает и президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева. По ее словам, для муниципальной власти на ближайшие два года не будет более важной задачи, чем образовать свои границы и закрепиться на отвоеванной территории. Возьмем, к примеру, Парабельский район. Парабель, несомненно, станет муниципалитетом со всеми вытекающими последствиями. А Кедровый? Наверняка не упустит возможности реализовать давнюю мечту стать самостоятельным хозяйствующим субъектом. А Пудино? Ведь нельзя забывать, что новые муниципалитеты получат не только полномочия, но и финансы, в том числе налоговые, собранные на своей территории. В этой связи нетрудно спрогнозировать значительный рост числа муниципалитетов только в отдельно взятой Томской области. Решать, быть муниципалитету или не быть, станут сами люди.
Кроме того, ни для кого не секрет, что в процессе нового властного передела "всплывут" интересы конкретных управленцев и влиятельных людей на местах. Так что исход очевиден - число муниципалитетов вырастет. А значит, вырастет и число управленцев, в этих самых муниципалитетах работающих. Это тенденция нам всем давно знакома - как только в поселке появляется глава администрации, вскоре у него "оседают" секретарь, пара замов по разного вида проблемам, их секретари... "Семейственность" в муниципальной власти на местах - явление признанное и даже оправданное крестьянской традицией. "В случае принятия именно такого варианта закона об общих принципах организации местного самоуправления, - настаивает Надежда Косарева, - в стране начнется масштабная акция клонирования бюрократических признаков". Так что готовьтесь к "бюрократическому буму"...
Управление в массы
Однако еще более впечатляющий образец бюрократизации населения предоставляют наши областные власти. Этот шаг в процессе формирования структуры управления обществом можно назвать "рывком вглубь". А проистекает источник этого рывка из проблем жилищно-коммунальной сферы. Коэффициент небаланса в тепломагистралях города в 43 процента привел областную администрацию к необходимости установки теплосчетчиков в каждом доме, независимо от формы собственности. А раз так - счетчиками, которые поставит администрация (область предполагает затратить на это 167 миллионов рублей), кто-то должен распоряжаться. Следить за ними, обслуживать... Полагаться в этом вопросе на ЖЭУ бессмысленно. Это в администрации понимают. Посему решили положиться на ТОК - товарищества собственников жилья, сравнительно недавнее изобретение в системе управления гражданами.
В грубом сокращении идея выглядит следующим образом: в каждом доме Томска создается собственная структура самоуправления - товарищество. Товарищество следит за состоянием общей собственности, решает вопросы благоустройства и, главное, получает полномочия в распоряжении частью коммунальных платежей жильцов дома. Что это значит? Что в каждом доме появится минимум по 2-3 управленца "новой формации" - домовой. Именно домкомы, а не муниципалитеты станут самым "низовым" уровнем управления. Самые насущные для людей вопросы будут решать они - управляющие, председатели, казначеи. Подкрепленная некоторым количеством коммунальных денег, система быстро и необратимо разовьется и намертво врастет в общегосударственную систему. Через год-два председатели многих домкомов заведут не только бухгалтера, но и одного-двух замов, экономиста и паренька по связям с общественностью.
Однако общий вывод несколько пессимистичнее - главным принципом последних начинаний федеральной власти является выстраивание вертикали управления снизу доверху, Возможности добраться до управления в самом низу социальной лестницы, у подножия пирамиды власти, самой власти не предоставлялось никогда. Теперь такая возможность появилась сама собой. Губернатор Виктора Кресс однажды озвучил основной стимул чиновника - страх потерять свое рабочее место. Этот стимул сработает и в самом низу: в домкома и ТСЖ. А значит, самый близкий круг наших интересов станет еще более предсказуемым и подлежащем управлению. Может, таким образом, через российский вариант неоконфуцианства, нас и вправду введут в райские кущи "цивилизованного мира"? Только что-то не верится... 
Андрей СОКОЛОВ, Томск. "Томский вестник", № 41, 20.02.2003 г.

|