КАКИМ БЫТЬ МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ
Автор: Николаева Ирина
Регион: Северск (Томская область)
Тема:  Местное самоуправление
Дата: 17.04.2003

Новый федеральный закон о местном самоуправлении, принятый в первом чтении 21 февраля, продолжают бурно обсуждать не только представители всех ветвей власти, но и люди, не обремененные начальственными портфелями (что не удивительно, ведь нововведения повлияют на жизнь всех и каждого).

Как отмечают депутаты местного СНП, бесспорно, что новый закон - шаг вперед, логичное продолжение линии президента в выстраивании вертикали власти. Для России закон нов. Хорош ли нет? Мнения разделились. Возможно, до окончательного его утверждения острые места еще сгладят, учтут поправки регионов. Хотя, по словам депутатов, отправленные предложения перед первым чтением разработчиками не были приняты во внимание. Но даст бог... А вот в том, что закон будет принят и вступит в действие весьма скоро, никто не сомневается.

18 февраля в областной администрации клуб региональной журналистики организовал селекторную пресс-конференцию с Надеждой Косаревой, кандидатом экономических наук, президентом фонда "Институт экономики города", одним из авторов законопроекта.

Надежда Борисовна более подробно остановилась на недостатках проекта. Как она отметила, цель закона - передать часть полномочий федеральных и региональных органов власти органам муниципальным (так, огромное количество нефинансируемых государством обязательств пытаются переложить на плечи местного самоуправления, обязав либо их выполнять, либо пойти на риск, взяв на себя ответственность их отменить). По мнению Косаревой, все это имеет мало общего с настоящим местным самоуправлением, даст повод для развития коррупции. Разумеется, экономике это не на пользу.

Также Надежда Борисовна обратила внимание и на непроработанность, необеспеченность финансовой стороны закона. Хоть авторы законопроекта говорят, что никаких финансовых затрат нововведения не потребуют, верится в это с трудом, ведь предполагается увеличение муниципальных образований, проведение референдумов, расширение штата и управленцев и т.д.

Кстати, с москвичкой согласны и наши северские депутаты, и представители еще 48 регионов страны. Об этом говорит Е.С. Цепляев, побывавший на семинаре в Омске, где обсуждался этот проект:

- Несомненно, при передаче полномочий муниципалитетам придется решать финансовые вопросы. Ведь без этого закон практически не будет работать. Кроме того, принимая этот закон в окончательной редакции, предстоит доработать еще более двухсот законов, касающихся и налоговой сферы, и бюджетной.

Очень серьезный вопрос - избрание главы администрации. Новый закон предполагает два пути: глава избирается из представительного органа либо проводятся муниципальные выборы. Все это в любом случае требует разработки нового устава.

Много дискуссий вызвало положение о новом количественном составе Думы. Предлагается избирать 60 депутатов (у нас уже был подобный опыт, тогда мы только над составлением повестки сессии работали неделю). Мы предложили поправку: рекомендовать для городов, подобных нашему Северску, не более 30 депутатов, а 50 - для городов-миллионеров. Прислушаются ли к нам, не знаю. По мнению разработчиков закона, такой большой состав народных избранников нужен для предотвращения срастания представительной и исполнительной власти, а еще для выращивания опытных и талантливых кадров управленцев.

Е.С. Цепляев считает целесообразным оставить по-прежнему освобожденными должности председателя Собрания народных представителей и председателей комитетов (в новой редакции говорится об освобожденных должностях лишь председателя и его зама).

А вот обязательное создание контрольного органа - это положительный момент в законе о местном самоуправлении (в старом законе говорится о допустимости такого шага).

Вероятно, до первого мая закон будет принят.

- Это означает, что для нашего созыва наступят нелегкие времена, - говорит Егор Сергеевич, - ведь нам придется перерабатывать весь наш устав, множество документов и положений. Летом предстоит приступить к этой работе. Скорее всего, в сентябре 2004 года состоятся выборы исполнительной и представительной власти. Наши полномочия после этих выборов не закончатся. А продлятся до 1 января 2005 года. Будем передавать дела новому составу, вводить его в курс дела, а самое главное - нам придется принимать бюджет 2005 года. Пока же идет подготовка ко второму чтению проекта закона, вероятно, предстоят нелегкие дебаты.  

Ирина НИКОЛАЕВА, Северск (Томская обл.). Городской еженедельник "Диалог", № 12, 07.03.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики