ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. "ДЕНЬГИ ЗА ПАЦИЕНТОМ" - И ВСЕ ДОВОЛЬНЫ
Автор: Макушина Елена
Регион: Уфа
Тема:  Реформа здравоохранения
Дата: 17.04.2003

Правительство РФ одобрило концепцию реформирования системы обязательного медицинского страхования в нашей стране. Сразу оговорюсь: одобрило, но еще не утвердило. Что это за документ и, самое главное, что даст он нам, реальным пациентам, и им, реальным докторам? Этому-то и была посвящена селекторная пресс-конференция, прошедшая в агентстве "Башинформ". Организатором ее проведения выступил Клуб региональной журналистики "Из первых уст" (Москва). С журналистами республиканских СМИ по телефону общался первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ Михаил Дмитриев. Именно ведомство Грефа и стало разработчиком концепции, претворение в жизнь которой сулит россиянам, по замыслу авторов, качественные изменения в здравоохранении. Эксперимент по внедрению новой системы в некоторых субъектах начнется уже в нынешнем году, а к 2007 году она должна, как предполагается, заработать по всей России.

Суть концепции, казалось бы, проста: деньги следуют за пациентом. Но как же это будет реализовано на практике? Попробуем разобраться.

Сейчас финансирование здравоохранения осуществляется за счет средств бюджета и фондов обязательного медицинского страхования. То есть деньги достаются непосредственно больницам. И с них же спрашивают за то, чтобы каждый рубль был потрачен по смете. Результаты работы медиков по большому счету никого не интересуют.

По новой же концепции правительство отказывается от содержания больниц, госпиталей, поликлиник, других лечебно-профилактических учреждений, а эти деньги переходят к конкретному пациенту, который пользуется медицинскими услугами. Тогда сам пациент будет решать, куда направить средства, выделенные на его лечение. Таким образом будет более полно реализовано право людей на выбор и больницы, и лечащего врача. Вот здесь-то в полную силу заработает институт страховой медицины - люди будут выбирать, с какой страховой организацией заключить договор, а где пациент будет лечиться, зависит от того, с кем работает его страховая компания. И это даст толчок к развитию здоровой конкуренции между больницами, врачами. Они станут бороться за своего пациента, а не отфутболивать его, как это зачастую бывает, особенно когда речь заходит о пенсионерах. И, как ни печально это звучит (ну привыкли мы к бесплатной медицине!), но человек станет желанным посетителем в больнице только тогда, когда за него будут платить полновесным рублем. А не половину и не треть стоимости его лечения, как это происходит сейчас.

По словам Михаила Дмитриева, новая стратегия схему финансирования кардинально не меняет. Сегодня проблема состоит в том, что если работодатели исправно платят единый социальный налог за работающее население, то за неработающие категории граждан территориальные бюджеты раскошелиться не спешат, отсюда и дефицит средств. Так вот, концепция в первую очередь направлена на то, чтобы обеспечить дисциплину платежей. Для исправных плательщиков в ней предусмотрены льготы. Например, в виде субсидий из федерального бюджета. А субъекты-реципиенты должны будут дисциплинированно выплачивать лишь посильную часть взносов, остальное доплатит федеральный бюджет (правда, за счет субъектов-доноров).

Есть и еще одна новация. Тем, кто решил не пользоваться услугами государства и купил полис в частной страховой компании, будет возвращена часть единого социального налога. Из ЕСН будет вычтена половина платежей, которые идут сейчас в систему ОМС. Но это совсем не означает, что к частникам уйдут все богатые и система останется без денег. Выходить из системы ОМС и возвращаться обратно можно будет всего раз в год. Таким образом, к моменту формирования бюджета станет ясно, сколько граждан выйдет, каких денежных потерь из-за этого можно ожидать и насколько уменьшатся обязательства государственного медицинского страхования в связи с тем, что они не будут пользоваться его услугами.

Кроме того, и это, пожалуй, самое главное, врачи лично будут заинтересованы в повышении качества лечения. Ведь если качество окажется неудовлетворительным, то страховая организация вправе не оплачивать оказанную услугу и от имени застрахованного подать в суд и на врача, и на больницу. Процедуру оценки качества лечения будет проводить страховая медицинская организация. Причем для пациентов она будет совершенно бесплатной.

Чем еще ценна эта система для больниц, так это тем, что в тарифы оплаты медицинских услуг по системе медицинского страхования впервые войдет амортизационная составляющая. На эти средства и будут обновляться медицинское оборудование, да и в целом оснащение больниц и поликлиник.

Эта реформа, еще раз подчеркнул Михаил Эгонович, значительно улучшит ситуацию в нашем здравоохранении. Но для того, чтобы новая система заработала в полную силу, нужно внедрять усовершенствованные стандарты оказания медицинской помощи, отработать новые методики установления тарифов на медицинские услуги для того, чтобы они соответствовали затратам, изменить организационно-правовые формы лечебных учреждений, отработать новые механизмы контроля за выставлением счетов за оказанную медицинскую помощь. Когда все это произойдет, то, хочется верить, деньги действительно придут врачу после того, как он реально поможет своему пациенту, а не до того, или, как это бывает, вместо того.  

Елена МАКУШИНА, Уфа. "Башинформ", 13.03.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики