МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Автор: Юсупов Газиз
Регион: Уфа
Тема:  Реформа здравоохранения
Дата: 17.04.2003

Не секрет, что отечественная медицина находится в коме. Недовольны все: и пациенты, и сами медицинские работники.

Причина негативного отношения населения к медицине проста: не хватает денег. Никакие государственные субсидии не спасают положения. Все деньги словно утопают в бездонном колодце.

Согласно рекомендации Всемирной Организации здравоохранения, на медицину в цивилизованном обществе должно тратиться не менее восьми процентов, но наше горячо любимое государство не имеет возможности нести столь непосильный груз.

Обеспечение сферы здравоохранения, первоначально взятое на себя республиканским руководством, было со временем перетянуто в Москву, и федеральный Центр, видя невозможность совладения с массой проблем, которыми чревато здравоохранение, средствами бюджета чуть ли не каждый год выдает на-гора рецепты решения проблем. Но воз, как говорится, и ныне там.

ПРОБЛЕМЫ ГЛАЗАМИ МЕДРАБОТНИКОВ

Перечислим вкратце претензии, которые предъявляют нынешней системе медработники.

Во-первых, мало средств выделяется в перечислении на одного больного. Так, в среднем по России это составляет около пятнадцати рублей на пациента. Поэтому ответ на вопрос: "Сможет ли больной вылечиться, закупив лекарств на эту сумму", - будет один - нет.

Во-вторых, на бумаге-то на каждого больного выделяется не полдоллара, а почти шестьдесят (!) - чувствуете разницу? Эти средства съедаются той махиной чиновничьего аппарата, которым окутан фонд ОМС.

В-третьих, эта гнетущая система суперперепроверок, которая изматывает самих докторов, которые не могут уделять достаточно внимания лечению, а вместо этого занимаются бумагописанием. Так, вместо того, чтобы выписать препараты, руководствуясь их необходимостью для больного, лечащий врач вынужден заполнять горы бумаг, обосновывая необходимость применения того или иного лекарства.

В-четвертых, эту бюрократическую волокиту доктора должны терпеть за тот мизер зарплаты, который они получают. Знаменательны на сей счет слова одного врача: "За те два рубля, которые приходятся на одного больного за осмотр, я имею полное право сидеть к нему спиной". Действительно, ныне редкий доктор работает на одну ставку - две ставки это уже норма. Как же можно требовать чего-то от человека, работающего за двоих, а порой и за троих? Рентгенологи облучаются, вместо максимум четырех обследуемых желудков, которые положено нормативами для охраны здоровья доктора, они порой смотрят до десяти, получая вдвое-втрое большую дозу облучения. (Еще раз вспомним, что было "во-вторых")

В-пятых, плачевное состояние самих учреждений, многие из которых находятся в аварийном состоянии. Так, Четвертая республиканская инфекционная больница до сих пор расположена в бараках дореволюционной постройки и зданиях, построенных ранее как общежития, но переделанных под лечебные корпуса. Ясно, что здания медицинского назначения должны изначально строиться как строения, предназначенные для здравоохранения с соответствующей структурой и согласно санитарно-гигиеническим стандартам медучреждений. Не стоит, наверное, говорить о том, что недостаточное обеспечение необходимой аппаратурой заставляет медиков обращаться чуть ли не к дедовским методам диагностики.

ОТКУДА ПОСТУПАЮТ СРЕДСТВА?

Бели кто-то из россиян и получил удовлетворительную медицинскую помощь, то он должен быть благодарен самоотверженности докторов, которые действуют, руководствуясь клятвой Гиппократа - "Не навреди". Ведь в таких условиях им приходится думать не столько о выздоровлении больных, сколько о том, чтобы им не стало хуже. Торжественная клятва российского доктора включает в себя много красивых слов, но они меркнут пред суровыми реалиями российского здравоохранения.

Если больницы и поликлиники действуют и оказывают посильную медицинскую помощь населению, то это, в основном, благодаря организаторскому таланту главных врачей, которые, уже не полагаясь на заботу государства, и тем более Фонда обязательного медицинского страхования, изыскивают возможности привлечения средств в здравоохранение, обращаясь как к частным лицам, так и к муниципальным, региональным органам власти. Так, администрации многих городов Башкортостана, видя критическое положение медицины, вызываются помочь средствами. За примерами далеко ходить не надо: администрация города Стерлитамака регулярно выделяет средства сверх того, что причитается по закону.

Конечно же, это хорошо, когда администрации городов, руководство республики находят возможности для поддержки здравоохранения.

Однако сейчас в республике остается только лишь чуть больше 30 проц. собираемых налогов. То есть бюджет республики уже нельзя сравнить с тем объемом средств, которые он имел в своем распоряжении десять лет назад. Он попросту скуден. А из этого следует, что, выделяя средства на медицину сверх положенного законом, республика отказывает себе в чем-то ином.

Как же изменить эту порочную практику, когда органы власти различного уровня выполняют несвойственные ей функции? Думается, следует менять саму систему.

Так, задавшись целью исправить сложившуюся ситуацию, Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию реформирования системы обязательного медицинского страхования. Одобрило, но пока не утвердило. Этот первоначальный, черновой вариант реформы был предложен Министерством экономического развития и торговли РФ как одним из наиболее заинтересованных ведомств в регулировании денежных потоков в сфере здравоохранения.

Силами Клуба региональной журналистики "Из первых уст", регулярно проводящего селекторные пресс-конференции с представителями региональных СМИ, и агентства "Башинформ" была проведена пресс конференция, посвященная обсуждению данной проблемы. Журналисты республиканских СМИ имели возможность ознакомиться со слов первого заместителя министра экономического развития и торговли РФ М. Э. Дмитриева с концепцией, одобренной правительством, и задать ему вопросы, связанные с реализацией проекта.

В данной концепции подробно разработана схема оптимизации использования средств частных вкладчиков. Суть концепции проста: деньги следуют за пациентом.

Если рассмотреть схему ныне действующего распределения средств обязательного медицинского страхования, то перед нами предстанет некий гибрид: на каркас распределительной по своей сути советской системы здравоохранения Семашко, где деньги выделялись в расчете на количество коек, прежние реформаторы от медицины механически накладывали методы привлечения средств, заимствованные у Запада и худо-бедно адаптированные к российским условиям. Нынешние же реформаторы решили идти методом изменения самой основы регулирования потоков денег. В идеале, к концу реализации программы предполагается полностью отказаться от административных методов распределения. Планируется, что больницы, поликлиники и иные лечебно-профилактические учреждения в результате реформы полностью перейдут на самообеспечение и будут руководствоваться рыночными методами финансирования. Деньгами, собранными фондом обязательного медицинского страхования, будут распоряжаться пациенты, сами решая, в каком лечебном учреждении им предстоит лечиться.

Институт страховой медицины в этом случае будет реализован в таком виде, в котором пациент будет распоряжаться своими средствами в полном объеме.

Правительство РФ, в отличие от своих прежних составов, не планирует моментального изменения системы. Предполагается постепенный переход к новой схеме финансирования. Общий срок реализации концепции после утверждения - около четырех-пяти лет. Таким образом, если концепция будет одобрена в этом году, то к 2007-2008 году будем уже лечиться по новым правилам.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПАЦИЕНТА

Как будет распоряжаться больной своим медицинским страховым полисом - его личное дело. Пациент сам будет решать, куда направить средства, выделенные фондом на его лечение.

В этом случае будет более полно реализовано право людей на выбор как больницы, так и лечащего врача. Выбирать же, конечно, пациент будет того врача и то лечебно-профилактическое учреждение, в котором, на его взгляд, ему будет оказана наиболее действенная помощь.

Право выбора касается не только медучреждений, но и медицинских страховых фондов. Пациент имеет право отказаться от обязательного государственного медицинского страхования, предпочтя частный фонд. В этом случае он при выборе страхового фонда обращает внимание на то, с какими медицинскими учреждениями заключен договор о предоставлении услуг. Чем более разветвлена сеть больниц, с которыми частный фонд заключил договоры, тем больше шансов, что россиянин предпочтет именно его.

Отказавшимся от государственных услуг и купившим страховой медицинский полис в частной компании будет возвращена часть единого социального налога, приходящаяся на выплаты в систему обязательного медицинского страхования, а это около половины ЕСН.

Менять страховую компанию, выходить и входить в систему ОМС можно будет только лишь раз в год, для того, чтобы сделать прозрачнее схему формирования средств фонда, и, составляя программу на следующий год, уже знать, на какие средства следует рассчитывать при составлении плана на будущий год.

Самое, наверное, главное в этой системе, то, что врачи лично будут заинтересованы в повышении качества лечения. Ведь если качество окажется неудовлетворительным, то страховая организация вправе не оплачивать оказанную услугу и от имени застрахованного подать в суд и на врача, и на больницу. Процедуру оценки качества лечения будет проводить страховая медицинская организация, причем для пациентов она будет совершенно бесплатной.

КИРГИЗСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ

В системе обязательного государственного медицинского страхования выплата страховых взносов за неработающих граждан вменяется, как и при ныне действующей системе, регионам. Разница только в том, что средства не будут перекачиваться по двухканальной системе. Деньги, выплаченные республикой за пенсионера, живущего в Башкортостане, останутся в республике, а не будут перекачаны в центр и уже оттуда равномерно распределены по всем субъектам. По крайней мере, такая схема применялась в Ошской и Иссык-Кульской областях Кыргызстана, где был запущен пилотный проект системы "Манас", медицинского страхования Кыргызстана, и хорошо себя зарекомендовала.

По результатам этого проекта в 2000 году было решено перейти полностью на эту систему.

Восемь лет назад по инициативе министерства здравоохранения Кыргызстана этот процесс начался. В 2000 году, после пяти лет успешного внедрения программы в экспериментальных областях, было решено охватить всю пятимиллионную республику. Все реформы уложились в 10 миллионов долларов, которые были получены в виде беспроцентного кредита от Всемирного банка.

Первым делом был упразднён республиканский фонд медицинского страхования, его активы были переданы в Министерство здравоохранения. Этим было обеспечено единоначалие в использовании средств.

Второй шаг - дебюрократизация. В 2000 году были ликвидированы все (!) областные управления здравоохранения. Освободившиеся средства были переданы в территориальные органы медицинского страхования, тем самым была создана основа для функционирования системы единого плательщика: все средства на здравоохранение стали проходить через территориальные фонды.

Еще одна новация, о которой говорили еще в конце девяностых годов прошлого века, - введение института семейной медицины, суть которого в том, что определенное число семей обслуживается группой медиков, которая объединяет врачей трёх основных специальностей - терапевт, педиатр и акушер-гинеколог. Семейный врач может наблюдать за человеком с момента рождения и до старости.

В двух областях зарплата медиков увеличились в три раза, а средняя заработная плата медиков Кыргызстана превысила среднюю по стране, о чём в России приходится только мечтать. Чтобы избавиться от поборов с пациентов, помимо основной заработной платы, была официально введена сооплата от средств, поступающих в кассу лечебного учреждения. В итоге ассигнования на лекарственные препараты и питание увеличились в два раза. В пять раз увеличились объёмы бесплатной медицинской помощи. В то же время в 4 раза уменьшилось количество неотложных состояний и, соответственно, направлений в больницу. Была создана единая компьютерная информационная база, увеличилась средняя продолжительность жизни, сократилась детская и общая смертность. На амбулаторном уровне налажено обеспечение больных медикаментами.

Каково же мнение самих врачей относительно предполагаемой реформы и внедрения киргизского опыта?

Их первое впечатление от проекта - настороженность. Дело в том, что хоть и проводятся параллели с реформами в Кыргызстане, тем не менее инициатором и разработчиком российского проекта является Минэкономразвития, а не Минздрав. Во-вторых, реформы на малых пространствах более эффективны, поскольку позволяют контролировать ситуацию. Просторы России же не одну реформу поглотили - страна даже не поперхнулась. В-третьих, доктора, с которыми мне довелось беседовать, не очень-то верят в эффективность реформы системы медицинского страхования. Поскольку каждая реформа, каждая новация до сих пор несла только ухудшение финансирования и рост бюрократического аппарата.

В заключение остается пожелать, чтобы прогнозы медиков относительно нереальности реформирования медицины оказались ошибочными. Впрочем, они и сами на это надеются.  

Газиз ЮСУПОВ, Уфа. Газета "Истоки", № 14, 2-8.04.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики