С тех пор, как каждый из нас получил на руки свой собственный страховой полис, не стихают споры о той, чего же больше в российской системе медицинского страхования - плюсов или минусов, и нужна ли нам эта система. Спорят левые и правые, ученые и общественные деятели. Мы часто слышим мнение пациентов. А о чем думают те, кто эти реформы проводит в жизнь? На наши вопросы ответил Михаил ДМИТРИЕВ, первый заместитель Министра экономразвития и торговли РФ на селекторной пресс-конференции.
Деньги пойдут за клиентом
В 2002 году правительство одобрило концепцию развития обязательного медицинского страхования. В ходе реализации этой концепции планируется наполнить деньгами существующую систему здравоохранения. В итоге в центре внимания станет пациент, который сам будет контролировать свои средства. Во всех регионах за пациентов будут платить столько, сколько лечение стоит на самом деле. Когда клиент начнет приносить в лечебное учреждение деньги, тогда, по мнению Минэкономразвития, начнется здоровая конкуренция среди учреждений здравоохранения.
В настоящее время в стране существует смешанный механизм финансирования медицины: учреждения, подчиненные центру, финансируются федеральным бюджетом, остальные - через страховые компании. Существуют федеральный и региональные фонды ОМС. Региональные фонды формируются за счет налога на здравоохранение, собираемого с местных предприятий, и финансируют медицинские услуги для работающего населения, в то время как федеральный фонд предназначен для населения, которое не работает. Кроме того, здравоохранение финансируется также за счет частных организаций и различных страховых компаний. Не стоит сбрасывать со счетов и платную медицину, удельный вес которой постоянно увеличивается.
В результате такой организации финансирования государство сегодня не в состоянии обеспечить выполнение ст. 41 Конституции РФ, гарантирующей каждому гражданину право на бесплатное медицинское обслуживание. Следствием такого положения дел стало то, что мы сегодня вынуждены сократить количество сложных дорогостоящих операций.
Обязательное медицинское страхование стоит ликвидировать и оставить страховые компании. Сегодня бюджет Фонда обязательного медицинского страхования составляет порядка 50-60 миллиардов рублей. Планируется эти деньги перераспределить по всей территории России независимо от экономического состояния региона и количества собираемых налогов.
Человек, который хочет получить особенно качественное медицинское обслуживание в комфортных условиях и располагает для этого необходимыми средствами, получает возможность застраховать свое здоровье в медицинской страховой компании. Он покупает полис, который обеспечивает ему госпитализацию в медицинские учреждения, имеющие договора с этой страховой компанией. Остальная же масса населения должна иметь возможность лечиться за счет бюджета.
Но здесь встает вопрос: откуда государству взять деньги на здравоохранение? Сегодня многие говорят, что надо остановить беглый капитал. Кроме того, Россия сейчас активно торгует природными ресурсами и имеет достаточно высокий потенциал ВПК. Это тоже деньги. И немалые. Есть и другие источники, которые могли бы дать здравоохранению средства на медицинское обеспечение. Дело медиков, знающих эту проблему не со стороны, - четко заявить о том, что им требуется для нормальной работы.
С чего начать
Предполагается, что страховая медицина поможет медицинским предприятиям войти в рынок и научить их работать в рыночных условиях. В страховых фондах происходит аккумуляция средств налогоплательщиков: за пенсионеров деньги в Фонд переводит государство, а за работающих - предприятие. Образно говоря, эти деньги возвращаются налогоплательщикам в виде медицинской помощи. Кроме того, страховая .компания может эти средства умножать, так как она имеет право производить с этими деньгами определенные финансовые операции, разумеется, если компания работает честно. Несомненным достоинством страховой медицины является и то, что многие страховые компании имеют возможность содержать своих экспертов, с помощью которых они могут достаточно эффективно отслеживать результаты работы своих партнеров и влиять на качество медицинских услуг, предоставляемых ими. Ведь страховые компании заинтересованы заключать договора с теми учреждениями, которые лечат лучше и дешевле.
Если мы хотим, чтобы медицинские предприятия могли адаптироваться в новых условиях, надо четко сказать, что система медицинского страхования - это единственный механизм, который может эффективно работать. Снова передать деньги в чиновничьи руки министерств и ведомств - это значит возродить их тотальный контроль и коррупцию. К сожалению, страховые фонды в стране не собирают необходимых средств для того, чтобы обеспечить качественную медицинскую помощь по всем направлениям.
Субъекты России в результате реформы получат дополнительные стимулы. Например, за каждый рубль, уплаченный за неработающего жителя региона, определенную часть средств будет доплачивать федеральный бюджет в виде субсидий. Для тех субъектов, которые не могут в полном объеме финансировать неработающее население, но исправно и дисциплинированно вносят средства в некоторых объемах, также будут получать некоторые дотации из федерального бюджета. Одним словом, будут установлены материальные стимулы и жесткие санкции.
Что касается медицинских учреждений, то предполагается их реорганизация в новую организационно-правовую форму - специализированные государственные и муниципальные некоммерческие организации. Однако, по словам представителей Министерства имущественных отношений РБ, подобная реорганизация приведет, скорее всего, к перекладыванию проблем с больной головы на здоровую. Обычно учреждения Минздрава относятся к федеральной собственности. Реформа приведет лишь к тому, что основную часть расходов придется нести регионам и муниципалитетам.
Правила игры
То же самое можно сказать и о перераспределении средств по стране. Мнение представителей Федерального фонда медстраха по республике Башкортостан однозначно: медицина наша в таком состоянии не потому что плохие работники, а потому что не достаточно средств для квалифицированной медицинской помощи. В результате реформы все средства просто "размажут" по стране, а медицина так и останется на том уровне, на котором находится и сейчас.
Новшества коснутся как работодателей, так и простых граждан. Для тех, кто предпочтет оплачивать медицинские услуги самостоятельно, останется просто написать заявление в ФОМС и получить частный полис. Если гражданин это сделал - можно получить вычет по единому социальному налогу на лечение в негосударственном секторе. Такое решение может принять работодатель и также получить уменьшение по ЕСН.
Изменения коснутся и оплаты труда медиков. В выигрыше останутся те, кто предоставляет более качественные и дешевые услуги. Будет введено страхование профессиональной ответственности медицинских работников, которая предполагает возмещение ущерба и затрат на дополнительное лечение в случаях ошибок за счет средств страховки профессиональной ответственности. Система эта стоит не дешево. В России она будет введена в первую очередь для тех учреждений, кто из государственного сектора перешедших в негосударственный.
Бойцы невидимого фронта
Фонд обязательного медицинского страхования с самого начала строил свою работу не по привычной схеме. Прежде всего он отказался от услуг страховых компаний и взял на себя функции страховщика. Следующим важным новшеством стало то, что сбор страховых взносов возложили на Министерство по налогам и сборам. В отличие от многих территориальных фондов здесь в статьи, оплачиваемые фондом, входят коммунальные и транспортные расходы. Фонд работает в одной связке с Минздравом республики, а его исполнительный директор является заместителем министра.
Не менее важно и то, что суммы среднедушевого финансирования на работающего и неработающего равны. От контроля за сбором средств фонд никто не освобождал, в нем есть специальный отдел, курирующий сбор взносов, его сотрудники работают в тесном контакте с налоговиками. Одной из своих главных функций ФОМС считает оказание качественной медицинской помощи. Система экспертизы качества оказываемых медицинских услуг в фонде четко отработана. Ежеквартально проверками охватываются около 5% законченных случаев в стационарах и поликлиниках.
По словам Михаила Дмитриева, экспертиза качества останется неизменной. Для пациента она будет бесплатной, а экспертизы будет проводить страховая медицинская организация, которая будет включать в себя контроль за расходованием средств, качеством лечения. Дополнительный контроль будет возложен на Пенсионный фонд РФ, будет составлен реестр застрахованных. Однако, по мнению республиканского фонда, он будет выполнять не свойственную ему функцию, а новые вые контролеры в лице представителей Пенсионного фонда будут только вставлять палки в колеса.
В каждом субъекте Федерации оказанием медицинских услуг ОМС может заниматься любая организация, имеющая соответствующую лицензию. Она же и направляет деньги, по желанию пациента, в то или иное медицинское учреждение.
В Башкортостане финансирование ЛПУ напрямую связано с уровнем качества оказываемой медицинской помощи. Разработан четырехуровневый медико-экономический стандарт - республиканский, специализированный городской, городской и районный. В зависимости от имеющихся лицензий учреждения работают по соответствующему уровню. Стандарты разработаны республиканскими министерствами и ведомствами. В них есть медицинская и экономическая части. Если стандарты выполняются на 100%, то и оплата будет стопроцентная. Если же включается шкала финансовых санкций, сумма соответственно уменьшается. Но это сказывается только на финансировании ЛПУ, зарплата медиков от этого не зависит, это статья защищенная, меньше быть она не может, а вот приработок напрямую связан с объемом оказанной помощи и уровнем качества.
Безусловно, наши врачи повседневно сталкиваются с недостаточным финансированием, некоторые страховые компании воруют деньги и разваливаются. Но это - издержки производства. Страховая система работает во многих странах мира. И у нас она должна работать. Надо только навести порядок в этой системе и поставить ее с головы на ноги. А страховые медицинские организации в республике рано или поздно все равно появятся. 
Альбина БЕРГАЛИНА, Уфа. "Новая экономическая газета", №9, 15-21.03.2003 г.

|