ДЕЙСТВУЮЩАЯ ВЛАСТЬ НАМЕРЕВАЕТСЯ ВЫВЕСТИ ЭКОНОМИКУ ИЗ “ТЕНИ”
Когда Петру I доложили о том, сколько людей в России ворует, он тут же издал указ о введении смертной казни за воровство. В ответ услышал: “Государь, вы останетесь без подданных”. Рассмеявшись, он разорвал указ. Это лишь доказательство тому, что издавна не только россияне имели обыкновение покушаться на чужое добро, но и сама государственная система держалась на взяточничестве и коррупции.
Трудно сказать, как это неотъемлемое качество вписывается в русский менталитет, но на Руси по-прежнему воруют. И не только бомжи, рецидивисты и наркоманы. В высших эшелонах власти тоже процветают коррупция и взяточничество. Больше того, по утверждению вице-президента фонда “Либеральная миссия” Игоря Клямкина, вся государственная система России построена на этом. С незапамятных времен до наших дней.
Императрица Екатерина, например, тоже предпринимала попытки бороться со взяточничеством, издавала указ за указом лишь для того, чтобы показать, что власть к этому относится плохо.
Корни порока
Россия испокон веков утверждалась как мощная военная держава и занималась сбором податей для содержания армии. На все остальное денег не хватало, гражданским чиновникам платить было нечем, и они вынуждены были “кормиться сами”. Так продолжалось столетиями, в том числе — при советской власти. С переходом к рыночной экономике мало что изменилось. Мы если не знаем, то догадываемся, сколько получает рядовой чиновник: вместе с тем, мало кто из них бедствует.
Таким образом, до настоящего времени система российской власти укладывается в формулу: “Державность, бедность, коррупция”.
Казалось бы, не найти суровее властителя в стране, чем Иосиф Сталин. Однако после его смерти выяснилось, что в “теневые” отношения, как их принято называть теперь, были вовлечены практически все слои населения. Ничего не изменилось ни в хрущевскую, ни в брежневскую эпохи. Все мы помним “несунов” и взяточников, как принародно клеймили первых и “обходили вниманием” вторых.
Бессмысленно даже высчитывать процент людей, вовлеченных в теневые отношения сегодня. Но ни для кого не секрет, что эффективную медицинскую помощь трудно получить без определенной “финансовой подпитки”, трудно без нее же отвертеться от “бдительного” инспектора ГИБДД, поступить в вуз или сдать экзамен, а для начинающих бизнесменов — получить какое-либо разрешение, лицензию или “добро” у расплодившихся контролирующих и проверяющих инстанций. А заработная плата в конвертах? А работа или подработка без трудовых книжек и договоров?
Бизнес и власть
Как показало наше недалекое прошлое, эпоха начала реформ проходила под знаком бурного цветения “теневых” отношений. Во многом это было неизбежно. В истории многих государств наблюдалось подобное. Например, в книге ведущих экономистов страны Ирины Стародубровской и Владимира Мау “Великие революции от Кромвеля до Путина” читаем: “Хаос в экономике предопределяется хаосом в политике. Отсутствие сильной легитимной власти, а тем более ее полицентризм усугубляли экономический кризис во всех революционных странах. Прежде всего это связано с непрекращающейся политической борьбой, не оставляющей места для решения экономических проблем, среди которых особое место занимают углубление бюджетного кризиса, рост цен и спад производства. Основными факторами ухудшения экономической ситуации на этой стадии являются... кризис хозяйственной структуры, незаконная (теневая, спекулятивная) экономическая деятельность, роль которой заметно возрастает”.
Все это мы имели несчастье наблюдать на заре перестройки, а многое не изжито до сих пор.
О взаимоотношениях бизнеса и власти разговор особый. Для того чтобы бизнес процветал, начинающим предпринимателям приходилось выстраивать особые отношения с государственными органами. Во многих московских фирмах, например, появились специальные отделы посредников, в которых работают преимущественно психологи. Их задача — устанавливать дружеские, “неформальные” отношения с чиновниками. По существу, был создан своеобразный институт межличностных отношений. Причем эта система отлажена лучше, чем официальная.
По данным социологических исследований, страна, по сути, поделена на две части. Тех, кто активно участвует в бизнесе (или хотел бы участвовать, но по каким-то причинам не может), и людей старой формации — тех, кто принципиально презирает рыночную экономику и, соответственно, бизнесменов. И те и другие вне зависимости от своего отношения к рынку вовлечены в “теневые” отношения.
Практически все предприниматели входили в бизнес в союзе с бюрократией. Но сегодня наиболее прогрессивная часть из них, а это около 4 процентов, активно действуют с тем, чтобы разорвать этот союз. Но в России нет традиций правовых отношений. И уж совсем наивно полагать, что разрыв будет поддержан внутри госаппарата.
По данным той же статистики, 26 процентов молодых людей, ориентированных на занятия бизнесом, ничего не имеют против “теневых” отношений. Большинство же населения, мало в них вовлеченного, негативно относятся к сращиванию бизнеса и власти, но эта их реакция, по данным социологов, имеет другую природу. Ими движет не жажда правовых отношений, а морально-репрессивная установка. Эдакая жажда мести финансово удачливым соплеменникам. К слову, в зависимости от установок люди и голосуют за тех или иных лидеров.
При Ельцине бюрократия пыталась вести с крупным бизнесом свою игру, но в то же время держать его на “коротком” поводке. Именно поэтому во времена ельцинского правления представители крупного бизнеса буквально ломились во власть. Это мы наблюдали и на краевом уровне, и на уровне высшего эшелона власти. Вспомним Березовского, Потанина, союз семибанкирщины. Крупные краевые бизнесмены — то же самое. Сегодня они отошли от руля (или их попросту вывели), но их влияние до последнего времени по-прежнему велико.
Для действующей власти держать бизнес “на прицепе” совершенно бесплодно. Пока бизнесмены не почувствуют себя в безопасности, а для этого должны быть переписаны заново многие законы, они не будут вкладывать серьезных средств в развитие экономики. Кроме того, пока деньги не будут отделены от власти, не может быть разговора о гражданском обществе.
Таким образом, сейчас перед правительством и Государственной думой стоит извечная для России проблема — отчленение бизнеса от власти, от бюрократии. Для бизнеса тоже важно позиционировать себя не только как носителя частных интересов, но и общенациональных.
Экспертиза законов на “взяткоемкость”
Сразу оговорюсь, понятие “взяткоемкость” законов ввели журналисты. Это означает, что многие принятые в последние годы законы имели в себе ниши для использования их в корыстных интересах тех или иных групп. Все, кто участвует в практической экономике, искали в них лазейки, как бюрократы всех мастей для извлечения “дополнительной” прибыли.
В последнее время идет активная разработка и принятие новых законов. При этом не только разработчики, но и прогрессивные бизнесмены следят за тем, чтобы максимально исключить наличие подобных пробелов в законодательстве. Так, например, когда рассматривался новый закон о недропользовании, представители этого бизнеса вышли с инициативой сделать едиными правила игры для всех участников рынка, несмотря на то, что качество добытого и условия добычи существенно различаются. Просто затем, чтобы исключить возможность чиновников за “доп. плату” действовать в пользу тех или иных компаний.
Новое налоговое законодательство, понижающее налоговые платежи, также направлено на то, чтобы вывести бизнес из тени. Эту же цель преследует рассматриваемый сейчас закон о валютном регулировании, как и принятый в первом чтении Трудовой кодекс, или совсем новоиспеченный Закон о земле. Последний вызвал шквал негодования. И хотя речь в нем идет о свободном обращении лишь двух процентов земли, те же коммунисты подвергли его жесткой обструкции. Но законодатели мотивировали свое решение тем, что, например, в Подмосковье нормативная стоимость земельных участков равнялась 100—200 долларам США, а реально продавалась за 3—4 тысячи долларов. Поэтому и была введена свободная продажа части земель, чтобы исключить коррупцию.
В целом все разрабатываемые законы направлены на либерализацию и максимальное снижение взяткоемкости.
В ближайшее время в Госдуму будут внесены законы о лицензировании и стандартизации продукции, законодательство, минимизирующее количество проверяющих инстанций. Известно, что в процессе принятия законы проходят несколько чтений. Порой в них вносится более полутора тысяч поправок, за которые борются различные фракции, и конечный вариант разительно отличается от первоначального. Но важно уже то, что “процесс пошел”. И если мы ратуем за развитие экономики и вывод ее из тени, важно, чтобы и местные власти учитывали наметившиеся тенденции при принятии городских и краевых законов. С тем, чтобы по возможности исключить их “взяткоемкость”. 
Шевчук Лариса Алексеевна, газета "Городские новости" от 17.07.2001

|