«ТУДА» ИЛИ «СЮДА» - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС!
12 марта Совет Федерации рассмотрит пакет законопроектов по реформе электроэнергетики. При рассмотрении профильными комитетами Совета Федерации и комиссией по естественным монополиям проблемы возникли с двумя из шести законопроектов: о введении в действие законов «Об электроэнергетике» и «Об энергосбережении»
В первом отсутствуют критерии, ориентируясь на которые, правительство будет принимать решение о переходе к очередному этапу преобразований. Согласно второму документу, средства от включаемой в тариф составляющей, за счет которой должны финансироваться региональные программы энергосбережения, в соответствии с предложенной редакцией могут уйти в федеральный центр.
Изначально слабые надежды на приход в Россию иностранцев в качестве стратегических партнеров отечественных энергокомпаний не оправдались. В нашей стране появились традиционные инвесторы — олигархические группы, которые занялись скупкой акций как самого РАО «ЕЭС», так и региональных АО-энерго. На заседании Клуба региональной журналистики «Из первых уст» заместитель министра экономразвития и торговли РФ Андрей Шаронов рассказал, как на самом деле будет происходить реформирование естественных монополий, в том числе и РАО.
При свете
Три года назад новое руководство РАО «ЕЭС» во главе с Анатолием Чубайсом анонсировало план реструктуризации российской электроэнергетики. Общественности объявили, что основная цель реформы заключается в построении рыночных отношений в отрасли. При этом важнейшая задача была сформулирована следующим образом: привлечь стратегических иностранных инвесторов в качестве партнеров российских энергокомпаний. По оценкам РАО, потребности электроэнергетики в инвестициях для обновления и модернизации оборудования составляли не менее миллиардов.
Попытки реформирования энергетического монополиста начались в 1992 году, когда возникло акционерное общество «РАО «ЕЭС» России». Мало кто помнит, что тогда РАО создавалось сроком на три года, как стартовая промежуточная структура. Доля государства составляет 52%. Однако этот процесс затянулся на десять лет. Конечно, есть некоторые изменения, но цели реформирования, которые ставились тогда, до сих пор не достигнуты. В середине февраля 2003 года пакет законов, регулирующих процесс реструктуризации РАО, прошел второе чтение в Думе, и это дало повод для многочисленных заявлений об относительно скором начале в России продажи электроэнергии на свободном рынке.
Дочки-матери
Прежде всего РАО — это 80% всей электроэнергии в стране. Есть атомные станции, которые входят в состав «Росэнергоатома». Есть 72 АО-энерго, региональных акционерных общества. В среднем РАО владеет в них от 49% до 100% акций. Есть 27 федеральных электростанций, которые также полностью принадлежат РАО. Есть две структуры, которые, собственно, и обеспечивают единство энергосистемы РФ: это магистральные линии, или межсистемные линии электропередачи (провода, по которым идет под высоким напряжением ток), центральное диспетчерское управление и семь объединенных диспетчерских управлений.
На первом этапе созданы две компании — федеральная сетевая компания и системный оператор. Обе — 100%-ные «дочки» РАО. Если до недавнего времени объединенные диспетчерские управления были подразделениями РАО, а ЦДУ — «дочкой», то вновь созданный сетевой оператор является 100%-ной «дочкой», который объединяет фактически всех диспетчеров — центральной и объединенных. На базе межсистемных линий передачи создана федеральная сетевая компания. На базе атомных станций создана генерирующая компания «Росэнерго - атом». Создан администратор торговой системы. Фактически это некоммерческое партнерство, которое по сути является торговой площадкой. Здесь будут производиться торги по регулируемым и нерегулируемым тарифам.
Эта организация уже создана без какого-либо участия государства. 50% принадлежит покупателям, 50% — продавцам электрической энергии.
На базе федеральных и некоторых региональных электростанций должны будут созданы порядка 11 генерирующих компаний (Генко). Бренд РАО будет теперь относиться только к системному и сетевому операторам.
На втором этапе должна начаться ликвидация холдинга РАО «ЕЭС». Больше не будет объединения в рамках одной компании монопольных и конкурентных видов деятельности. Уменьшение монопольных составляющих будет также происходить за счет укрупнения и объединения АО-энерго.
И, наконец, итоговая комбинация — это генерирующие компании, где нет уже такого холдинга, так как все пакеты распродаются. Их на самом деле не 5-7. Их должно быть как минимум десять. Возможно, что будет еще больше. Происходит дальнейшее укрупнение региональных компаний. Развиваются иные субъекты рынка, появляются независимые сбытовые компании. При этом администратор торговой системы продолжает оставаться торговой площадкой. Возможно разделение одной генерирующей компании на несколько.
Домашние заготовки
ОАО «Башкирэнерго» — одна из трех энергетических компаний в России, вместе с «Татэнерго» и «Иркутскэнерго», с долей РАО «ЕЭС» менее 50 процентов. Реформирование электроэнергетики идет уже довольно давно и продуктивно. На первом этапе вначале были выведены непрофильные активы — детские сады, санатории, больницы, общежития, жилой фонд. К примеру, жилой фонд составлял тысячи квадратных метров жилья. А затраты на его содержание сопоставимы иногда с расходами на эксплуатацию средней электростанции.
Еще один шаг на этом этапе был сделан в сторону выделения из общей структуры АО различных сервисных организаций — ремонтных, наладочных, строительных и других. При этом, к примеру, «Энергостройремонт» — дочернее предприятие, 100%-ная дочка «Башкирэнерго». Остальные зарегистрированы в виде обществ с ограниченной ответственностью, но с определенной долей в уставном капитале ОАО. Эти предприятия по-прежнему оказывают сервисные услуги «маме». Но теперь деньги могут зарабатывать и на оказании услуг сторонним организациям. Как говорят в самом «Башкирэнерго» — семейные узы от этого не ослабли, а, скорее, наоборот, только окрепли.
На втором этапе, который частично стал реализовываться, уже созданы или близятся к завершению структуры, которые отвечали бы рыночным реалиям. В первую очередь было создано Республиканское энергетическое управление (РЭК), выполняющее чисто диспетчерские функции.
Еще одной созданной компании — сбытовой — переданы функции оператора торговой сети. Компания сама регулирует сбыт электроэнергии или ее покупку для нужд республики. Кроме того, она же поддерживает взаимоотношения с ФОРЭМом (Федеральным рынком оптовой энергии) — тарифная политика «Башкирэнерго» привлекает многих потенциальных покупателей, в том числе и из-за рубежа.
ОАО «Башкирэнерго» является собственником в том числе и линий электропередачи, в частности, ЛЭП-500. Транзитом энергии будет заниматься Башкирская сетевая компания. Транзит электроэнергии — тоже бизнес, причем не маленький. Если в остальных региональных АО-энерго линии электропередачи отошли к РАО «ЕЭС», то Башкирия — единственный регион, где этого не произошло. По причине независимости в том числе.
Если в остальных регионах скупкой акций региональных энергетических компаний активно занимаются крупные предприятия, иногда и не «по месту прописки», в республике активных игроков на этом рынке пока не наблюдается. Свои интересы могут удовлетворить предприятия нефтехимии, расположенные в Уфе (Новоуфимский НПЗ, «Уфа-нефтехим», Уфимский НПЗ). Но уже ведутся переговоры по продаже им ТЭЦ-4. В августе, по словам пресс-службы ОАО «Башкирэнерго», появятся и другие структуры. Реформирование электроэнергетики в республике можно будет считать завершившимся.
«Доля, моя доля…»
В то же время остается конфликт по поводу того, какую долю должно иметь государство в системном операторе и в сетевой компании. По закону — не менее 52%. Некоторые политические силы и депутаты настаивают на 100% или 75% плюс одна акция. Сейчас это реализовать либо невозможно, либо очень дорого. На самом деле, по словам Андрея Шаронова, нет большого смысла реализовывать эту меру немедленно, потому что она будет или незаконной, или очень дорогой. Государство в состоянии контролировать все процессы, владея 52% акций, которые оно получит в 2004 году.
Что касается разграничения полномочий между субъектами Федерации и Правительством, то следует отметить, что по последним поправкам регионы все-таки получили права на регулирование тарифов для конечного потребителя на электрическую энергию, и, что наиболее важно для них, сетевой тариф и надбавку для гарантирующего поставщика.
Государство проводит либерализацию рынка электроэнергии, тем не менее оно же осуществляет контроль за ценами: имеется в виду борьба со сговорами или приостановление торгов в случае взлета цен по причинам технических отказов генераторов или сетей. Государство отслеживает уровень экономической концентрации на оптовом рынке, а также солидарное поведение, и продолжает полностью регулировать цены и тарифы на электрическую энергию в тех случаях, когда нет конкуренции. Если нет конкуренции на Камчатке или Дальнем Востоке, то государство продолжает устанавливать «свои правила» и здесь. Стандарты, надзоры, безопасность — это тоже сфера государства.
Прибыльное мероприятие
Рано или поздно рынок электроэнергии в России будет создан, однако ключевые роли здесь будут играть не те персонажи, на которые рассчитывали реформаторы. Стратегия поведения российских компаний, получивших контроль над электроэнергетикой, будет зависеть от их главной деятельности. Для металлургов, например, чрезвычайно важно, чтобы электроэнергия была дешевой — она является единственным конкурентным преимуществом российских экспорто-ориентированных металлургических предприятий.
Нефтяникам, в свою очередь, важно не наличие собственных энергетических активов. Для них важна возможность получения дополнительной прибыли благодаря оптимизированным ценам на электричество и поставкам на электростанции попутного газа, который сейчас сжигается в местах добычи.
Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский заявил, что лично для его компании энергетические активы интересны именно в вопросах переработки газа. К 2005 году ЮКОС планирует стать серьезным игроком на рынке электроэнергии. К этому времени будет генерироваться около 13 млрд кВт/ч электроэнергии в год, что позволит ему экономить ежегодно до 0 млн на оптимизации тарифов для своих НПЗ, а также зарабатывать за счет продажи излишков электроэнергии потребителям, в том числе и зарубежным, для чего может пригодиться «Белгородэнерго», связанный с украинскими энергосистемами.
Угольщики, которые столкнулись с вытеснением угля из энергетики, будут пытаться расширить рынки сбыта своей продукции, в основном, на Дальнем Востоке, ТЭС которого еще крепко завязаны на угле.
Чисто активы
Есть, конечно, боязнь того, что федеральные электростанции, являющиеся порой градообразующими, в результате объединения в некоторых регионах «уведут» налоги из местных бюджетов. Минэкономразвития считает, что такого не случится, потому что внесены поправки в налоговый кодекс, которые в случае интеграции компаний, создания холдингов и т. п., оставляют основные налоги по месту деятельности подразделения. То есть налог распределяется пропорционально выработке, численности населения, численности работающих, на имущество и так далее. По оценке и Минэкономразвития, и РАО с участием регионов риск того, что в результате объединения регионы потеряют налоговую базу, минимален. Но он все же есть.
С другой стороны, ликвидность акций РАО «ЕЭС» на российском фондовом рынке весьма высока. Ожидается, что она останется высокой и после реформы. «Насколько высокой?» — зададимся вопросом. И получим ответ: «Стоимость энергетических активов в случае успешной реализации реформ может возрасти в несколько раз». 
Альбина БЕРГАЛИНА, Уфа
«Новая экономическая газета», №№ 7-8, 1-14.03.2003 г.

|