«… ИЛИ СТОЯТЬ И ЖДАТЬ, КОГДА МЫ ОТСТАНЕМ ОКОНЧАТЕЛЬНО»
Автор: Сереброва Любовь
Регион: Иваново
Тема:  Экономика
Дата: 21.04.2003

из первых рук

Не так давно директор экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей, научный руководитель Высшей школы экономики профессор Евгений ЯСИН получил из рук президента страны орден. В ответ он передал В.Путину брошюру - доклад «Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива». Доклад - совместный труд либеральных экономистов под руководством Ясина. На очередном семинаре клуба региональной журналистики Евгений Григорьевич представил свое детище и попытался объяснить, почему эти идеи должны овладеть массами.

Суть доклада: ускорению экономического роста страны в большой степени может способствовать снижение государственных расходов и доли государства в экономике вообще. У нас велик бюджет расширенного правительства (здесь учитываются отчисления в ФОМС и Пенсионный фонд), ожидается, что в 2002 году он составит 41 процент ВВП (внутреннего валового продукта), а также слишком большой и неэффективный госсектор. К тому же значителен объем неформальных воздействий государства на бизнес. Когда говорят о бремени, имеют в виду тяжелую ношу. Так вот, по мнению либералов, государство - чересчур тяжелая ноша для экономики, ее надо снизить. «В таких размерах бремя государства существует разве что в Латинской Америке и Белоруссии. И пока оно такое, нет шансов выйти в высшую лигу...»

Авторы доклада сделали открытие. Частный сектор в России не преобладает. Предприятия и учреждения, полностью или частично находящиеся в госсобственности, производят половину ВВП. При этом государством они реально не контролируются, управляются с низкой эффективностью. С целью привлечения инвестиций на модернизацию госпакеты лучше продать, а ГУПы ликвидировать как институт. Были приведены ошеломительные цифры неформального воздействия государства на бизнес. Например, только административные барьеры (проверки, отчетность) обходятся примерно в 8 млрд долларов. А еще существуют коррупция, вымогательство властей... 12-13 процентов от ВВП – вот цена этого воздействия. «Я недавно был в Испании и поинтересовался, обирают ли дорожные полицейские водителей. Говорят, обирали, лет пятнадцать назад. А сейчас водитель всегда прав, и в суде его заявление будет весомее, чем заявление полицейского. Полицейским же возмещают поборы зарплатой и социальными гарантиями... Или попробуйте вручить взятку чиновнику в Зеландии... В странах высшей лиги существует гражданское общество...»

По глубокому убеждению авторов доклада, перспектива процветания России всецело связана с тем, чтобы сократить обязательства и полномочия государства, дать простор частной инициативе. Существует две модели модернизации: «сверху», то есть с массированным участием государства (история знает, например, петровскую и сталинскую модернизации), и «снизу», когда ключевым фактором развития становится не бюрократия, а бизнес. Он действует в соответствии со своими интересами, тем не менее, доказал, что является локомотивом модернизации. Участие государства давало свой результат на этапе индустриализации. Но сейчас у нас переиндустриализация (можно вспомнить недавнюю историю с Кропоткинским молокозаводом, когда жители нескольких областей отравились его продукцией, и есть другие промышленные гиганты, с которыми мы не знаем, что делать). Настало время для производства товаров интеллектуального труда. А это - удел индивидов, небольших фирм (самые революционные разработки прошлого века, персональный компьютер и Интернет, принадлежат конкретным людям). Короче, либералы за вторую модель. И за сокращение госрасходов. Причем Ясин не скрывает, что сам, будучи министром, настаивал на увеличении бюджетного финансирования для отдельных производств. Точка зрения, что, если государство не поможет, производство развалится, в некоторых случаях верна. Но это частное не меняет общего.

Тенденция сокращения госрасходов характерна для Великобритании (ситуацию там повернула М. Тэтчер), США, других высокоразвитых стран. В Корее, которая может, в отличие от нас, рассчитывать на трудовой потенциал, госрасходы самые низкие и составляют всего 23,4 процента от ВВП. Впрочем, послереформенная структура российской экономики уже определилась, и с нашим показателем госрасходов жить можно. Если бы не подверженность нашего экспорта (читай, нефти) влиянию мировой экономики...

Рецепты снижения госрасходов доклад содержит. Например, повысить пенсионный возраст и одновременно снизить ставку единого социального налога. Ясин не заблуждается: предложение встретит возражения. Но надо обратить внимание на соотношение тех, кто вносит деньги на социальные расходы, и тех, кто их получает. С 2007 года количество трудоспособных начнет уменьшаться, пенсионеров - расти. Тем более что большинство людей, выйдя на пенсию, продолжают работать, иначе не прожить. А в отношении отчислений произойдет то же самое, что произошло с подоходным налогом. Его снизили, а сборы увеличились, меньше денег стало уходить в «тень». В медицине деньги идут в основном на койки и на большое количество врачей, вместо того чтобы их вкладывать в профилактику и амбулаторное лечение. Реальное лечение при этом платное. А в больницах койки занимают престарелые люди, потому что для них не созданы нормальные дома престарелых. У нас 55 тысяч бюджетных учреждений, существующих иной раз независимо от того, нужны они или нет. А нужна, по мнению авторов доклада, система управления услугами. Большинство учреждений предлагается преобразовать в организации, конкурирующие на рынке за государственные и муниципальные заказы и средства частных лиц. Соответственно бюджетные ассигнования будут выделяться не на содержание учреждений по смете, а на конкурсные закупки конкретных услуг...

О том, как снизить коррупцию, прямых рецептов нет. «Задача решается косвенно, а не за счет увеличения, например, количества милиционеров или заработной платы. За счет реформ». Повлиять на коррупцию могут многие реформы, на которых настаивают либералы, - дерегулирование, реформа госслужбы, децентрализация... Кстати, авторы предлагают сократить численность госслужащих вдвое с одновременным повышением средней заработной платы в 3,5-4 раза и отменой всех натуральных привилегий...

Доклад занимает около 100 страниц и рассматривает все сферы государственного влияния.

Почему либералы так хотят, чтобы идеи овладели широкими массами? По их мнению, правительство все больше поддается тем, кто сопротивляется преобразованиям. Либеральные реформы тормозятся и угасают. Государственные расходы растут. Бремя государства для бизнеса, произвол бюрократии - тоже. И необходима мобилизация всех общественных сил, способных противостоять этим тенденциям. Во введении к докладу так и сказано: «Отдавая себе отчет в том, что общество нуждается в стабильности, что принимаемые ответственные решения должны быть сбалансированными и опираться на общественное согласие, мы считаем необходимым преднамеренно обострить проблемы, чтобы возбудить тревогу и вызвать дискуссию...» Кстати, здесь как раз уместно напомнить, что такое гражданское общество. Это когда люди объединяются для защиты своих интересов.

Среагирует ли и как на доклад президент? «Он может и ничего не сделать, - считает Ясин, - ведь предстоит выборный год». Но «для Путина это - момент истины: двигаться вперед или стоять и ждать, когда мы отстанем окончательно».  

Любовь СЕРЕБРОВА, Иваново «Рабочий край», 5.12.2002 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики