ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА РОССИИ ПО СЦЕНАРИЮ ЗАММИНИСТРА АРКАДИЯ ДВОРКОВИЧА
Автор: Тыщенко Светлана
Регион: Камышин
Тема:  Экономика , Реформа
Дата: 21.04.2003

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ – ГЛАВА 3

Мы уже сообщали нашим читателям, что журналист Светлана Тыщенко вернулась недавно из Москвы с семинара, который проводил клуб региональной журналистики «Из первых уст». Одним из самых значимых на семинаре стало выступление замминистра экономического развития и торговли Аркадия Дворковича. Он вел речь об экономической реформе страны.

С февраля началась реальная подготовка к бюджетному процессу - разработка бюджета на 2004 год, В феврале же была вынесена на рассмотрение правительства обновленная среднесрочная программа социально-экономического развития 2003 - 2005 годов. В предыдущей программе планировалось создать объединенную систему медико-социального страхования. После долгих обсуждений все-таки приняли решение разделить системы медицинского и социального страхования.

Последнее время в правительстве ни одно заседание не обходится без употребления достаточно сложного термина - диверсификация экономики. Первоначально многим казалось, что за ним стоит идея что-то отобрать у кого-то и поделить между остальными, К примеру, отобрать у нефтяного сектора. Подобное может привести к достаточно тяжелым последствиям, неизбежно уменьшатся инвестиции а нефтяном секторе, ухудшится отношение инвесторов к стране в целом, поскольку такое государство воспринимается плохо инвестиционным сообществом. Не факт, что будут достигнуты результаты в других секторах, поскольку вливание денег без механизмов повышения качества работы каждого конкретного предприятия ведет только к росту потребления, а не к росту производства.

Идея диверсификации основана на том, чтобы, фактически не меняя условий развития сырьевого сектора, облегчить жизнь других секторов. Прежде всего это коснется несырьевого экспорта. У нас есть конкурентоспособные товары, и с ними можно занять нишу на мировом рынке, второе направление - импорт я замещение. Очевиден широкий круг возможностей, где можно заместить импорт производством отечественных товаров, в первую очередь речь идет о потребительски» товарах. И третье направление - развитие новых секторов, здесь потребуется развитие новой экономики. Выдвигается идея особых экономических зон. К примеру, в малом бизнесе. Недавно на заседании коллегии выступая один из предпринимателей, который выращивает высококачественный, экологически чистый картофель. Все испытания пока показывают, что действительно реально вырастить такой продукт, с применением высоких технологий можно с одного куста собрать невероятный урожай. В этом году в Подмосковье будет открыт агропарк, и начнут выращивать такой картофель.

Пока мы проигрываем конкурентам в транспортных условиях: и а морском, и в авиационном транспорте. Здесь нужны серьезные прорывы, чтобы не только не потерять отрасли, не и выиграть конкуренцию у серьезных партнеров, которыми сегодня являются Польша, Румыния, Чехия.

Уже примята программа реформирования государственной службы: четко выстроена система управления на территориальном уровне - субъекты федерации, районы, муниципалитеты. Готовится блок поправок в Налоговый бюджетный кодекс, чтобы на каждом уровне управления - федеральном, региональном, муниципальном - были четко определены законом полномочия, в соответствии с которыми будут расходоваться средства и определять политику, чтобы ни один орган власти не «бегал» к другому органу власти за деньгами. Законом будет установлено, по каким принципам эти средства либо формируются на данном уровне, то есть ему принадлежат определенные налоги, либо строится транспортная политика с тем, кто осуществляет межбюджетные выравнивания.

Административную реформу не случайно включили в программу правительства - без изменения системы принятия решений, характера деятельности отдельных министерств и ведомств, изменения профессионального уровня внутри правительства осуществить какие-либо реформы качественно невозможно.

Пока же очень медленно идет земельная реформа, все базовые законы приняты, а реализация еле-еле движется, не созданы сами механизмы реализации. Это касается и налоговой реформы; для многих предприятий налоговая нагрузка не изменилась, а ситуация даже ухудшилась, потому что увеличилась отчетность.

В правительстве очень надеются, что административная реформа станет серьезным подспорьем для реализации обновленной среднесрочной программы.

Теперь несколько слов о налоговой реформе. Идет серьезная дискуссия, в которой обсуждаются такие основные моменты: нужно ли сейчас снижать налоговую нагрузку на экономику, действительно ли это является инструментом экономического роста. И как должна быть выстроена система ответственности за сборы налогов.

Аркадий Дворкоеич заявил, что, с его точки зрения, налоги снижать необходимо, и делать это следует достаточно быстро. Сегодня общий экономический эффект от расходов оказывается меньшим, чем те потери, которые государство вызывает, забирая средства налогоплательщиков. Расклад простой: если берем один рубль из экономики - можем использовать его эффективно, второй - ему тоже можно найти достойное применение. И так до определенного уровня. Но не до бесконечности. На каком-то этапе начинается использование субсидий на неэффективном предприятии. А эти средства более производительно можно было бы использовать в частном секторе.

В 2004 году будет достаточно серьезно изменен налог на добавленную стоимость; идет разговор о том, можно ли снизить ставку НДС. Может быть изменен порядок возмещения при капитальном строительстве.

Сегодня же тот, кто осуществляет долгосрочные проекты - по строительству кораблей, самолетов, может возместить НДС только после завершения строительства.

Закон, который дорабатывается и скоро будет представлен в Государственной Думе, даст возможность возмещать НДС сразу. Прорабатывается вариант и об ускоренном возмещении НДС экспортерам.

- Мы настаиваем на отмене налога с продаж. - заявил заместитель министра - Да, это потери для регионов Но мы знаем, как их возместить - собираемся передать дополнительные источники налогов региональным бюджетам, начиная от остатка акцизов на нефтепродукты до полностью всех имущественных налогов.

Еще одно важное решение, которое, скорее всего, вступит в силу с 2005 года, - снижение единого социального налога. Здесь рассматриваются разные варианты: от снижения ставки до изменения шкалы. Более целесообразным видится изменение шкалы, то есть применение более низкой ставки а более широком диапазоне, начиная от зарплаты в пять-десять тысяч рублей в год.

Такая зарплата к 2005 году, по мнению замминистра, будет даже не средней, а умеренной.

Остается только надеяться; что прогнозы замминистра сбудутся. Особенно хорошо бы насчет зарплаты.  

Светлана ТЫЩЕНКО, Камышин «Газета «Диалог», 17.04.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики