ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОПРОЕКТА. РЕФОРМА КАЧЕСТВА ИЛИ ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ?
Автор: Медведев Виктор
Регион: Магнитогорск
Тема:  Бизнес
Дата: 23.04.2003

С 1 июня 2003 года вступит в силу Федеральный закон № 184 "О техническом регулировании, стандартизации и подтверждении соответствия", который был принят 27 декабря 2002 года. Еще семь лет продлится так называемый переходный период, который дается бизнесу, чтобы приспособиться к реформе технического регулирования. За это время надо успеть оформить по новым правилам необходимую документацию на производимую продукцию. Не простая судьба у этого закона, проект которого вызвал сопротивление и непонимание многих заинтересованных ведомств. У нас существуют 57 федеральных органов исполнительной власти, из которых 52 занимаются контролем, надзором, установлением требований и проведением сертификации. Поэтому только для того, чтобы внести законопроект на заседание правительства, необходимо было получить 52 визы. Правда, получили всего 39. Но, прежде чем его направили в Госдуму, законопроект дважды рассматривали в кабинете министров.

Аргументы "ЗА"

Государство требует безопасности товаров

А за качество отвечает "солодов"

По новому Закону "О техническом регулировании, стандартизации и подтверждении соответствия", государство оставляет за собой лишь требование к безопасности товара, оценивать его качество предстоит самому покупателю. Соответствующие поправки будут внесены в Закон "О защите прав потребителей". Подробнее о новом законе рассказывает заместитель руководителя Департамента регулирования предпринимательской деятельности и развития корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли РФ Марина ГЛАЗАТОВА. Встреча с одним из разработчиков реформы технического регулирования состоялась благодаря содействию Клуба региональной журналистики (руководитель Ирина Ясина).

- Закон носит абсолютно революционный характер и перестраивает всю систему стандартизации и подтверждения соответствия, которая сейчас действует в нашей стране. Когда выбираем рыночные условия хозяйствования, то мы понимаем, что государство и рынок должны как-то существовать друг с другом и государство должно каким-то образом регулировать рынок.

В стране есть все необходимые базовые условия функционирования рынка: частная собственность, совершенно адекватная рынку система потока финансовых ресурсов, независимый Центральный банк, существует фондовый рынок и конкуренция. Это все макроуровень. Но на микроуровне - для тех, кто непосредственно "делает" экономику, реформы еще не проводили. Сейчас наступает такой период.

Зачем понадобилось реформировать техническое регулирование?

- Помните у Маркса: есть базис, и есть настройка. У нас есть базис в виде обязательных требований, а есть настройка в виде различных механизмов контроля над этими требованиями. И базис и настройка вместе называются техническим регулированием. Сейчас мы имеем систему требований, которая была выстроена еще в плановой экономике. Что она из себя представляла? Государство было и единственным потребителем, и единственным заказчиком, и единственным изготовителем.

Это сочетание и определяло то, что государство устанавливало к продукции абсолютно любые требования, которые касались всех возможных характеристик, как связанных с безопасностью, так и с потребительскими свойствами. Например, по ГОСТу есть четкое обозначение, что форма у котлет должна быть продолговатой. Получается, что если изготовили котлеты круглой формы, то их уже нельзя назвать котлетами. Или, например, есть ГОСТ на селедку, по которому она должна быть от 15 до 20 сантиметров. Вся импортная селедка длиной 25 сантиметров. Получается, что в нашей стране рыба, которая является селедкой, но длиной 25 см, селедкой не может быть названа. Когда задаются такие величины, как длина стежков, плотность плетения и так далее, такой подход возможен только тогда, когда есть единственный заказчик, определяющий все требования, которые он хотел бы определить.

Когда заработали механизмы рыночного хозяйствования, то получился разноцветный объемный мир потребительских интересов. У каждого свои требования к потребительским характеристикам. В этой ситуации эта плоскость интересов превращается в сферу.

Государство задает свойства по безопасности, потому что рынок не будет о ней заботиться. У рынка другая забота - извлечение прибыли. В этом случае предприниматель не будет ставить очистные сооружения, не будет проводить дополнительные исследования, чтобы доказать, что он выполнил параметры безопасности. Это явление называется провалом рынка. Провал рынка может исправить только государство. Все обязательные требования, которые государство вводит, вводятся именно для того, чтобы исправить провал рынка, чтобы нас с вами обезопасить. Это и определяет революционность закона.

Но того же "солодова, за качество отвечающего", теперь некому будет спросить, если он допустит брак. Государство не будет требовать качества продукции...

- Покупатель на рынке сам определит, исходя из своих финансовых возможностей, какую ему вещь покупать - более качественную или нет. Понятное дело, что за три рубля финские сапоги не купишь. И если вам предлагают "фирму" за гроши на барахолке, то это явно не фирменная вещь. Об этом же все знают. Но, к примеру, у вьетнамцев покупают обувь, потому что она дешева, хотя и разваливается на третий день. Право выбора - это право покупателя. Другое дело, если покупателя обманывают. К примеру, пишут, что шуба из натурального меха, а это искусственный мех. За это будут наказывать.

Законом разделяются абсолютно четко все требования: на требования по безопасности и требования, касающиеся потребительских свойств товаров. Все, что касается безопасности, устанавливает и регулирует государство. Все, что касается потребительских свойств продукции, выводится в добровольное исполнение.

Что в этом законе в первую очередь интересно для бизнеса?

- Во-первых, перечень продукции, который является основой для разработки товарной номенклатуры внешней экономической деятельности. Во-вторых, требования, которые могут быть завышенными или заниженными. Требования, которыми можно открыть рынок, а можно и закрыть рынок. Требования, которыми можно убрать с рынка, например, вообще всех малых предпринимателей. Интересы в подтверждение соответствия - какую процедуру выбрать, сколько денег нужно изымать из оборота, чтобы оплачивать эту процедуру. Затем - контроль и надзор.

Так, есть технический регламент по парфюмерно-косметической продукции, есть технические регламенты (около 50) в различных видах деятельности - их делает бизнес, профессиональные ассоциации, которые понимают, что для них важно.

Законом установлено, что будет два вида технических регламентов. Первый - общий технический регламент. Второй - специальные технические регламенты. Общие технические регламенты будут содержать требования, инвариантные для всех видов деятельности, безопасности... Специальные технические регламенты еще можно назвать отраслевыми. Требования в техническом регламенте могут быть не только прямыми - по безопасности. Есть еще дополнительные требования, которые государство должно обеспечивать для своих граждан. Эти требования носят социальный характер и защищают отдельные категории лиц. Например, детей или инвалидов.

У нового закона есть бесспорный плюс - фактически этой реформой ведомства лишаются властных полномочий...

- Все ГОСТы, СНиПы, вся эта масса требований, которые могут регулировать рынок в любом из его секторов, ранее устанавливалась ведомственными актами. Сейчас они лишены такой возможности. Ведомства лишены правоустанавливающих функций. Ведь требование - это ограничение прав. Больше ведомственными актами ограничения прав не будет. Как и положено по Конституции, ограничение прав будет происходить на уровне федеральных законов. Это уже совсем другой уровень принятия решений.

По крайней мере, это абсолютно точно обеспечивает их официальное опубликование в средствах массовой информации. Если сейчас сборник ГОСТов продается за 8,5 тысячи долларов, то весь набор технических регламентов будет содержаться в "Российской газете". Вот еще одна экономическая разница.

Похоже, что и государственные органы пытаются уменьшить свое влияние на экономику?

- Государство может регулировать экономику с помощью ставки финансирования, налоговыми механизмами, государственным заказом. Но есть еще один механизм - административный.

Техническое регулирование -это тоже механизм государственного регулирования рыночной экономики. И от того, насколько мы будем зарегулированной страной, или страной с оптимальной долей регулирования, зависит инвестиционный климат. Прозрачность властных решений, которые принимает Россия для того товарооборота, который происходит у нее на территории, способствует этому климату.

В государстве остается только государственный контроль и надзор. Органы по сертификации - это конкурентная функция, и она должна быть выведена на рынок. Государство будет аккредитовывать этот орган на право проведения сертификации. Аккредитация - это своеобразный контроль, который подразумевает проверку: есть ли соответствующие специалисты, оборудование, помещение, в котором это оборудование может быть помещено?

Все, что мы делали до принятия этого закона, называется первой волной дерегулирования и дебюрократизации экономики. Закон о регистрации юридических лиц, лицензировании отдельных видов деятельности, защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора, установивший требования к мероприятию по контролю, - все эти законы были направлены на то, чтобы формализовать отношения между предпринимателем и властным органом. Здесь как раз речь шла о снижении бюрократического влияния - это был первый шаг. А сейчас, когда принят закон о техническом регулировании, который определил долю государственного вмешательства в экономику, надо говорить о втором шаге - уменьшении доли государственного вмешательства в рыночную экономику.

Аргументы "ПРОТИВ"

В России отказываются от контроля над качеством

Под флагом действительно необходимого дела - дерегулирования экономики - в Министерстве экономики и развития протащили Закон "Об основах технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия". В нем, по существу, предлагается убрать сертификацию (сделать ее добровольной), а весь контроль над продукцией сосредоточить на рынке. Что чревато резким ростом объемов опасных товаров на рынке т увеличением нанесения вреда здоровью, жизни и имуществу потребителей.

НА ЧЕСТНОСТЬ НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ

От такого подхода отказались США, Япония и все страны Евросоюза. Зато в России надеются на честность и порядочность продавцов, а также осмотрительность потребителей. В законе устанавливаются правовые основы стандартизации в РФ, определяются процедуры подтверждения соответствия продукции и процессов производства требованиям технических регламентов, а также устанавливается порядок предоставления информации о стандартах, технических регламентах и процедурах соответствия и ответственность за нарушение законодательства в области подтверждения соответствия. И вот что любопытно - в законе сказано, что: "особенности применения техрегламентов, устанавливающих характеристики в отношении санитарных, ветеринарных правил и мер, направленных на защиту жизни, здоровья и (или) имущества граждан, окружающей среды, животных и (или) растений могут устанавливаться специальным законодательством". А могут и не устанавливаться? И к чему тогда этот закон?

УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Далее. В законе указано, что обязательной сертификации подлежат следующие виды продукции: авиационная техника, автомобильная техника, электротехнические изделия и бытовые приборы и техника, пищевая продукция, игрушки, медоборудование, средства индивидуальной защиты, реализуемые населению. А прочие товары для детей, а топливо, а вода, а косметика и товары бытхимии, а посуда? Необоснованно исключена такая опасная продукция, как сосуды высокого давления, газовая аппаратура, строительные и дорожные машины. Наряду с тем что сам перечень входит в противоречие с критериями, он существенно увеличивает риск попадания в обращение на рынке особо опасных товаров.

Специалисты считают, что многие положения нового закона научно необоснованы. Например, из сферы обязательной сертификации исключены работы и услуги, которые могут быть опасны для потребителя (услуги по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств, ремонту электробытовых приборов).

Более того. Фактически закон создает условия для беспрепятственного ввоза опасной и некачественной зарубежной продукции, что формирует угрозу для национальной безопасности страны. Такое заключение дал Госстандарт России. Он, конечно, оппонент. Но обвинение, согласитесь, тяжелое.

В законе отсутствуют условия и порядок ввоза на территорию РФ товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия. Создается впечатление, что разработчики сознательно пытаются снять все барьеры на пути движения товаров в Россию, тогда как правила ВТО допускают наличие национальных барьеров в торговле в случае, когда это продиктовано вопросами безопасности.

СВОД ПРОТИВОРЕЧИЙ

Критиковали закон и за то, что в нем исключаются из деятельности по разработке госстандартов общепризнанные в мировой практике добровольные объединения заинтересованных сторон - технические комитеты по стандартизации. Передача этих функций федеральным органам исполнительной власти вносит элементы командно-административного управления и бюрократии.

Закон фактически исключил защиту потребителя методами обязательной сертификации, в то время как в мировой практике обязательная сертификация, в основном, направлена на защиту потребителей. Вводится правовая норма об обязательной сертификации только для государственных нужд. Введение сертификации для госнужд противоречит и той логике, что, как правило, эта продукция контролируется заказчиком и не требует сертификации.

Специалисты Госстандарта критиковали закон, называя проект только набором разрозненных положений, причем многие из которых противоречат международной практике и правилам и не имеют целостной концепции.

ГОСОРГАНЫ ОТРЕКАЮТСЯ ОТ НАДЗОРА

По мнению доктора экономических наук, профессора В.Г. Версана, защита рынка лежит не на сертификации. Госконтроль и надзор - главный элемент защиты рынка. Госконтроль тем более необходим в условиях, когда в торговую сеть поступает большой объем товаров, не проходивших сертификацию, сопровождающихся фальшивыми копиями сертификатов. Торговая сеть принимает на реализацию опасную и фальсифицированную продукцию, в том числе из-за рубежа. Деформации в экономике привели к появлению большого числа организаций-посредников (например, на 125 тыс. организаций розничной торговли приходится 225 тыс. организаций-поставщиков товаров), у большинства из которых отсутствует минимальная культура обеспечения качества своей деятельности.

Анализ показывает, что на нашем потребительском рынке находится до 50% неучтенной продукции. Хотя введение маркирования товаров знаком соответствия с учетной информацией принесло значительный эффект, пресекая поступление фальшивок и недоброкачественных товаров. Но даже у мировых фирм с именем может быть брак. Имеются убедительные факты того, что они не в состоянии обеспечить надежный контроль качества и безопасности своих изделий без участия третьей стороны. По результатам проведенной сертификации количество единиц опасной продукции только для фирм, являющихся флагманами в мире по производству техники, составляет около 20 тыс. единиц в год. И в этих условиях государственные органы снимают с себя функции контроля над качеством? В наведении порядка на отечественном потребительском рынке объективно заинтересованы все: изготовители, потребители и государство. Страна несет громадные экономические потери из-за фальсификации продукции. Из-за значительного объема товаров, находящихся в теневом обороте; государство недополучает в бюджет миллиарды рублей. Это и политическая проблема, так как население, сталкиваясь с обманом, невольно делает вывод о неспособности государства защитить его и навести порядок.

САМОРЕГУЛЯТОРЫ

Если первая часть пакета законопроектов снимала административные барьеры для предпринимательской деятельности, задача второй - установить эффективные механизмы контроля над соблюдением цивилизованных правил игры. Во второй части пакета законопроектов, направленных на дерегулирование экономики, говорится о СРО (саморегулирующихся организациях).

Сейчас СРО действуют пока только на рынке ценных бумаг, и единственное упоминание о них содержится в соответствующем законе. Теперь же СРО могут возникнуть во всех секторах. По определению Минэкономразвития, СРО будет регистрироваться, как любое другое юридическое лицо. Целями деятельности СРО заявлены - обеспечение добросовестной предпринимательской деятельности ее членами, защита их законных прав и интересов, быстрое и эффективное разрешение споров между членами СРО и представительство интересов участников СРО в органах госвласти, судах и других организациях. Основной функцией СРО по закону является установление стандарта деятельности, обязательного для всех членов СРО, а уровень требований, предъявляемых стандартом, должен быть не ниже уровня, предусмотренного действующим законодательством РФ для данного вида предпринимательской деятельности.

Допускается, что СРО по поручению федерального органа исполнительной власти может выполнять контролирующие функции последнего. Однако если организации, входящие в СРО, контролируют более 65 процентов соответствующего сектора, то основным контролирующим органом может быть только федеральный антимонопольный орган. Ликвидация СРО, замеченного в нарушении собственного устава, будет возможна только на общих основаниях, предусмотренных для юрлица законом, то есть через суд.

Важны и поправки В Закон "О защите прав потребителей". В Минэкономразвития предлагают внести в документ новую статью, предусматривающую возможность отзыва товаров с рынка. Отзыв осуществляется в том случае, когда продукция грозит нанести вред здоровью, жизни и имуществу потребителя, а устранение причин, которые могут повлечь причинение вреда, не может быть осуществлено потребителем самостоятельно. В такой ситуации изготовитель товара обязан объявить об отзыве товара из оборота и от потребителей для устранения недостатков. Если же устранить недостатки невозможно, изготовитель обязан вообще снять товар с производства, отозвать его от потребителей и из оборота и компенсировать потребителям убытки. При невыполнении этих мер возможен принудительный отзыв продукции по суду или по предписанию контролирующего органа. Кроме того, предлагают предоставить потребителю право напрямую подавать в суд на изготовителя.  

Виктор МЕДВЕДЕВ, Магнитогорск. "Новая версия Магнитогорска", № 10, 17.03.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики