ОСОБОЕ МНЕНИЕ. ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС - ПОД УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ СТЕКЛО НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА-2
Автор: Крашенинникова Регина
Регион: Магнитогорск
Тема:  Бизнес
Дата: 23.04.2003

В № 10 (91) за 17 марта 2003 года V писала о наблюдательном совете, созданном Гильдией честного бизнеса. Эта структура, по словам директора Гильдии Владимира ЗЯБЛИЦЕВА, станет своеобразным барометром, шкала которого будет показывать степень честности - нечестности бизнеса. Точнее, того бизнеса, который добровольно захочет взвалить на себя груз неусыпного двойного контроля проверяющих органов.

Только вот над чем мы задумались: правильно ли, что в качестве "судей" будут выступать представители контролирующих организаций? Смогут ли они объективно оценить, достоин предприниматель носить знак Гильдии честного бизнеса или нет? Эти вопросы благодаря содействию Клуба региональной журналистики (г. Москва) наш корреспондент задает человеку, который стоял у истоков создания российской Конфедерации потребителей, -президенту института национального проекта "Общественный договор" Александру АУЗАНУ (г. Москва).

НЕПРАВИЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ НА ПРАВИЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ

- Вообще-то я вашу Гильдию знаю, - заметил Александр Александрович. - И три года назад у нас с нею были большие споры. О том, как в принципе строить работу гильдии. На мой взгляд, сама идея создания такой структуры в Гильдии, которая бы определяла добросовестность бизнеса, неплохая. Но вопрос в том, могут ли именно контролирующие органы (а большая часть вашего наблюдательного совета состоит именно из представителей таких организаций) объективно оценить бизнес на предмет честности? Если вы посмотрите официальную статистику, то 60 процентов товаров на всем рынке - некачественные, и все это выявили контролирующие органы. На самом деле, что они по большей части выявляют? Ценник оформлен неправильно. В сертификате стоит не та дата... И тому подобное. У них свой особый опыт взаимодействия с бизнесом - бумажный...

Действительно, сама по себе идея заслуживает внимания и доверия потребителей. Тот факт, что магазин (или любое предприятие, работающее на потребительском рынке города) пройдет через двойной контроль проверок, позволяет потребителю относиться к нему с большим доверием. Символом этого неусыпного контроля является (или будет являться) товарный знак Гильдии честного бизнеса. Но, быть может, прав московский эксперт и не контролирующие инстанции должны выступать в роли экспертов в наблюдательном совете? Слишком уж их деятельность односторонняя, а значит, и не смогут они по сути своей быть до конца объективны в суждениях.

Кроме того, уместно будет здесь вспомнить постоянные разговоры в среде бизнесменов и даже их официальные заявления о предвзятости контролирующих органов ("Не лишайте нас возможности давать взятки. Потому что это сегодня единственный механизм, реально помогающий нам экономить время"... - V, № 43 (77) за 25 ноября 2002 года). Если уж предприниматель имеет возможность "благодарить" контролирующие инстанции за снисходительное отношение к тем или иным невыполнениям существующих правил и норм, то не повторится ли это при конкурсе за право обладания знаком честного гильдионера? Поэтому ту структуру наблюдательного совета, который хотят использовать в Магнитогорске, Александр Аузан назвал "неправильной реакцией на правильную позицию".

ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС - РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ УТОПИЯ?

Что касается в целом честности бизнеса, то, по мнению Александра Аузана, сегодня это возможно. Хотя до середины 90-х годов в России понятия "честность" и "бизнес" были взаимоисключающими. Пока не появились фирмы, которые осознали, что они и через пять лет будут работать в том или ином секторе экономики, никакого разговора, что они обещают вести себя честно, вестись не могло. Потому что не было под этим экономической основы. Сегодня шапки шьет, а завтра алюминий льет. До тех пор, пока возможность такой ротации сохранялась, не могло быть разговора про честный бизнес. В середине 90-х годов появились фирмы, которые стали думать про то, что будет через пять и десять лет на рынке, и про то, что нельзя рассчитывать разово облапошить одного клиента, ведь нужно, чтобы он к тебе вернулся. Вот когда возникла такая конкурентная ситуация, они стали думать о механизмах доказательства того, что ты честный. С целью удержать клиента. Еще одним значительным шагом подтверждения доверия к себе является фондовый рынок (если говорить о крупном бизнесе). Когда предприятие начинает размещать свои ценные бумаги, которые покупают, тут уже деваться некуда. Если хочешь продать выгодно свои акции, тогда ты рассказываешь о себе правду. В 2002 году очень успешно капитализировался "Вим биль дан". Его капитализация зашкалила даже за пределы того, что они ожидали. Компания вышла почти на 1 миллиард долларов реализации. И тогда учредитель публично признался, что у него действительно криминальное прошлое. Об этом и так уже знали. Но когда это стало официальным заявлением, капитализация выросла. Чем честнее, чем правдивее предприятие, тем выше капитализация. Зависимость прямо пропорциональная.

И как раз с середины 90-х стали расти саморегулируемые организации в бизнесе вроде Гильдии честного бизнеса.

- Возьмем, к примеру, рынок недвижимости и Российскую гильдию риэлторов, - отметил Александр Аузан. - У меня может быть много претензий к каждой риэлторской компании, но я могу твердо сказать, что те, которые объединились в Гильдии риэлторов, безусловно, надежнее, чем те которые вне ее. Они надежнее именно для потребителей. Поэтому мы и двигаем закон о саморегулируемых организациях. Им нужно дать законодательную поддержку, иначе их усилия будут бесполезными.  

Регина КРАШЕНИННИКОВА, Магнитогорск. "Новая версия Магнитогорска", № 12, 31.03.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики