Немного странно безусловно, что реформой системы обязательного медицинского страхования в нашем государстве занимается Министерство экономического развития и торговли, но, впрочем, нам ли привыкать к коллизиям и превратностям судьбы. Согласитесь, что кому бы не было поручено это дело, лишь бы запутанная ситуация с обязательной медицинской страховкой нашла достойное разрешение в умелых руках. Поэтому удивляться не стоит, признав, факт как данность, а лучше попытаться разобраться с тем, что же предлагается сделать с этой самой системой, к которой причастны мы все, и какие плюсы повлечет за собой реформа ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Именно разъяснением основных положений и пропагандой предстоящей реформы системы медицинского страхования занимался на прошлой неделе первый замминистра экономического развития и торговли Михаил Эгонович Дмитриев во время селекторной пресс-конференции с тамбовскими журналистами.
Медико-крепостное право
Основной причиной, по которой Правительство решило взяться за реформу системы медицинского страхования стало то, что сама по себе эта система остается крайне неэффективной и запутанной. Во-первых, она практически не вызывает заинтересованности ни у кого из участников лечебного процесса. Недовольными остаются пациенты, вынужденные обращаться в лечебные учреждения исключительно по месту жительства, независимо от того, какого качества услуги оказывает тот или иной врач. Незаинтересованны в результате своего труда и сами врачи, которые независимо от того, насколько эффективно они лечат, получают одинаковую и к тому же весьма незначительную зарплату. Во-вторых, организованная по территориальному принципу система медицинского страхования практически привязывает человека к одной местности наподобие крепостного права, ограничивая его конституционное право на получение медпомощи в любой точке единого государства. И в-третьих, хроническое безденежье, которое невозможно ликвидировать в рамках имеющейся организации, приводит к тому, что медицинские учреждения стали вводить неправомерные платежи за бесплатное по определению лечение или вообще отказывать в оказании помощи пациентам. По приведенным данным страховых компаний только в 175 случаях из 2000 видов лечебной помощи, предусмотренных медицинским страхованием сегодня, больному действительно оказывается необходимая специальная помощь. В остальных 1825 - можно рассчитывать только на беседу с врачом и проведение элементарных анализов. То, что такое положение вещей никого не устраивает - очевидно. Следовательно, пришло время реформ.
Выспоренная система
О том, на каких началах проводить реформу системы медицинского страхования, спорили долго и упорно. Идеи выдвигались разные и первоначально предполагалось, что ФФОМС будет объединен с Фондом социального страхования (ФСС), в котором водились некоторые излишки финансовых средств, что позволит перераспределить денежные потоки, обеспечив "и наших, и ваших". Но не тут-то было. В 2001 году внезапно ухудшилось положение фонда-донора, то есть ФСС, ставшего вдруг из прибыльного дефицитным. Тогда было принято решение созвать социальных партнеров - трехстороннюю комиссию по урегулированию социально-трудовых отношений, включающую в себя представителей Правительства, Ассоциации работодателей и профсоюзов, чтобы совместными усилиями найти выход из создавшегося положения. И после упорных 3-месячных споров год назад на свет наконец-то появился документ, возвещающий о начале реформирования системы медицинского страхования.
Очевидно, что самой главной задачей на ближайшую перспективу должна стать пропаганда нового детища, а, значит, упоминать принято будет только о плюсах новой системы. Среди них, тем временем, значатся следующие моменты. Возможность софинансирования страхования неработающего населения при условии, что регион входит в программу на ранних этапах. В таком случае федеральный бюджет готов доплачивать в пределах 10-20% от стоимости взноса при условии, что остальное регион платит в пределах своих возможностей. У пациентов появится возможность рублем голосовать в пользу того врача, который лечит более профессионально, потому что он сам будет выбирать, к кому и куда ему отправиться на прием. В то же время врачи получат ощутимый материальный стимул относиться к своим обязанностям не спустя рукава, в пределах "как мне платят, так я и лечу", а ответственно и с хорошим служебным рвением. А пополнение средств Фонда медицинского страхования в полном объеме даст возможность выплачивать зарплату медперсоналу в полном объеме. Кстати, опыт, проведенный по этой схеме в некоторых регионах, дал свой положительный эффект весьма скоро: зарплата у врачей повысилась в среднем в 2,5 раза. Кроме того и врач, и пациент получают возможность быть застрахованным от некачественно оказанной медицинской услуги, что должно стать стимулом, который будет способен изжить халтуру. Кстати, для тех предприятий или граждан, которые имеют возможность оплатить свою страховку самостоятельно, не прибегая к услугам системы государственного страхования, предполагаются значительные льготы по уплате единого социального налога (до 50%, и даже выше).
Дайте срок
По мнению замминистра Михаила Дмитириева, для Тамбовщины, которая является дотационным регионом и не может в полном объеме выплачивать деньги в ФФОМС за неработающее население, данная система является весьма выгодной. Но несмотря на то, что сам по себе эксперимент начнет реализовываться уже в этом году, войдет ли в него наша области неизвестно, так как дело это пока добровольное и решение о входе в программу должно принять областное руководство (к 2007 году предполагается, что по этому принципу будут работать уже все субъекты Федерации) с учетом всех возможностей региона. Кстати, Михаил Дмитриев обмолвился, что вполне возможно этот вопрос в какой-то мере будет решен во время назначенного на сегодня заседания Госсовета, которое должно пройти в Тамбове под руководством главы государства Владимира Путина. Так что насколько здоровее, возможно, станет наша жизнь и лечение, мы сможем узнать весьма скоро. 
Наталья ПАВЛОВА, Тамбов. "Аргументы и факты в Тамбове", 2.04.2003 г.

|
|