О. ВЬЮГИН: "ЗА ПРОТЕКЦИОНИЗМ НАМ ПРИХОДИТСЯ РАСПЛАЧИВАТЬСЯ ИНФЛЯЦИЕЙ"
Автор: Кокорич Виктория
Регион: Новосибирск
Тема:  Финансы
Дата: 14.05.2003

Об особенностях денежно-кредитной политики ЦБ, направленной на поддержание курса рубля и сдерживание инфляции, а также о ходе банковской реформы, связанной с регулированием деятельности коммерческих банков, рассказал первый зампред ЦБ РФ, Олег Вячеславович Вьюгин. Встреча, на которой побывала и журналист "Эпиграфа" Виктория Кокорич, прошла в конференц-зале гостиницы "Метрополь" в Москве в рамках ежегодного форума региональных журналистов клуба "Из первых уст".

Согласно экономической теории природа инфляции такова, что рост денежной массы (M), не подкрепленный ростом производства (Q) и/или снижением скорости обращения денег (V), вызывает рост общего уровня цен в стране (P). Так интерпретируется известная формула Ирвинга Фишера (M=P*Q/V). При этом факторы увеличения денежной массы могут быть различными. Один из самых простых - дополнительная эмиссия денег, направленная на решение различных задач, в том числе и для разрешения финансовых проблем в периоды экономического кризиса.

Олег Вячеславович отметил, что потенциально фактором увеличения денежной массы в России может выступать бюджетная система РФ. Дело в том, что уже несколько лет подряд бюджет расширенного правительства сводится с профицитом, т.е. доходы превышают обязательства государства. Но, тем не менее, бюджетная система не является источником инфляции, поскольку все излишки резервируются в специальных фондах, предназначенных для различных целей.

Другой фактор раскручивания инфляционной машины - это рост золотовалютных резервов РФ, о котором в последнее время все очень много говорят. По данным ЦБ РФ на 18 апреля 2003 года, объем ЗВР составил 57,7 млрд. долл. Со слов Вьюгина, помимо высоких цен на нефть на мировых рынках экспорта сырья, такой тенденции также способствует ситуация на рынке капитала. В последнее время наблюдается резкое сокращение оттока капитала из России, и даже небольшой приток капитала в страну. В большинстве случаев рост ЗВР обязан политике ЦБ, который скупает валютную экспортную выручку, приходящую в обмен на черное золото. Одной из главных целей такой политики является поддержание курса российского рубля. Т.е. в отличие от многих развитых стран курс национальной валюты в России определяется не благодаря спросу и предложению, что естественно для рыночной экономики, а за счет некой привязки к курсу другой валюты - доллару.

На вопрос, зачем нам это необходимо, Олег Вячеславович ответил, что изначально после кризиса 98 года денежные запасы не соответствовали тем обязательствам, которые были у нас по внешнему долгу. Стояла задача накопить достаточное количество резервов для их покрытия. Наращивание объемов ЗВР произошло достаточно быстро как раз за счет этой ценовой политики - политики сдерживания девальвации курса рубля посредством скупки валюты, проводившейся к тому же по заниженному курсу.

"На сегодняшний день уровень ЗВР достаточен и сточки зрения оплаты внешнего долга, и с точки зрения покрытия денежной базы. По сути, сегодня российские рубли на 50 % перекрыты резервами ЦБ, а это означает как бы ликвидную эмиссию, и как следствие - инфляцию", - сказал Вьюгин.

При всем при этом на текущий год ставится довольно скромная задача по инфляции - 12 %. Под действием неожиданных факторов такие планы легко могут быть нарушены. Одним из таких факторов, как уже было сказано, стала ситуация на рынке капитала. По опыту прошлых лет в первом квартале всегда наблюдался большой отток капитала, а во втором квартале - приток или хотя бы сокращение оттока. В текущем году по предварительным оценкам платежного баланса чистый приток по капитальным счетам в 1 квартале составил "0", т.е. приток капитала был равен его оттоку. Другой неожиданностью стал небывалый рост заимствований российских компаний, в 1 квартале составивший аж 4 млрд. долларов. Таким образом, эти и другие непредвиденные факты могут существенным образом повлиять на реальный рост цен, и, скорее всего, по заявлению самого Вьюгина, удержаться на запланированном уровне инфляции нам вряд ли удастся.

Другой не менее важной целью сдерживания роста курса рубля является защита внутренних производителей от конкуренции со стороны импортеров. Расплачиваться за такую политику приходится также инфляцией.

В первую очередь протекционистские меры такого характера направлены на поддержку сырьевого экспорта, который занимает наибольшую долю в экспорте российских товаров. С одной стороны, проводя такую политику, ЦБ стимулирует развитие добывающих отраслей и увеличивает приток инвалюты в страну, но с другой стороны он тем самым замораживает сырьевую структуры нашей экономики, что не может быть выгодным в долгосрочном плане. По мнению Олега Вьюгина, для решения данной проблемы можно воспользоваться опытом зарубежных стран, которые применяют в данном случае не ценовую, а бюджетную политику. Так, например, в Норвегии сознательно резервируют сверхдоходы от экспорта нефти. Это достигается путем применения специальных режимов налогообложения к местным нефтяным компаниям, и аккумулировании части налоговых средств в фондах специального назначения. Практически такое же решение готово принять и правительство РФ. С 2004 года по оригинальному предложению Минфина все доходы от продажи 1 барреля нефти по цене выше 18,5 долларов предлагается зарезервировать в инвестиционном фонде. В случае, когда цена на нефть будет ниже этого порога, средства из этого фонда будут изыматься и использоваться для покрытия бюджетного дефицита. Также, по мнению Вьюгина, если это решение будет принято, то в каком-то смысле денежно-кредитная и курсовая политика станут более осмысленными и ЦБ РФ постепенно сможет перейти к плавающему курсу национальной валюты.

Другой не менее важный вопрос, который обсуждался на встрече с одним из главных банкиров страны, касался реализации банковской реформы по части надзора и регулирования деятельности российских коммерческих банков.

Одной из главных проблем сегодняшней банковской системы является ее слабая капитализация. Т.е. совокупного капитала всех банков страны недостаточно, чтобы эффективно трансформировать те суммы накоплений, которые размещаются в виде депозитов домашних хозяйств, накоплений государственного сектора, в частности в виде накопления Пенсионного фонда, а также в виде накоплений частных корпораций в виде остатков на корреспондентских счетах. По этой причине большинство российских банков не могут открывать большие кредитные линии крупнейшим российским компаниям, для которых размер среднего кредита начинается с 50 млн. $. В результате эти компании идут на иностранные рынки капитала. А поскольку внутри страны денежные средства не могут быть эффективно использованы, то происходит еще больший отток банковского капитала. И во многом в России это связано с недостаточностью развития банковского сектора.

По утверждению Вьюгина, в такой ситуации Центробанку необходимо способствовать созданию таких банков, которые смогли бы кредитовать предприятия крупного бизнеса, в том числе и посредством укрупнения банковской сферы, т.е. объединения коммерческих банков. Другим выходом может стать инвестирование в создание такого банка, который смог бы обслуживать крупнейшие предприятия. Однако такого инвестора найти практически невозможно. И связано это даже не столько с отсутствием инвестиций, сколько с предпочтениями российских бизнесменов, заинтересованных в первую очередь в высокой отдаче от вложенных средств, на которую в данном случае рассчитывать не приходится. Ведь существует множество банковских операций, в которых не требуется рисковать большими суммами, и их доходность при этом достаточно высока.

Продолжая разговор о регулировании банковской системы РФ, Олег Вячеславович, упомянул о планах перехода кредитных организаций к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Проблем здесь не меньше, чем с капитализацией. По идее основной целью такого перехода должно стать повышение прозрачности деятельности КБ, облегчающее надзор за ними со стороны ЦБ. Другим положительным последствием должно стать повышение рейтинга российских банков на международной финансовой арене. Ведь отчет по МСФО - документ, читаемый во всем мире, а существующая сегодня в России финансовая отчетность позволять использовать ее только у нас в стране. Проблема усиливается и тем, что российские корпорации также еще не осуществили переход к международным стандартам отчетности. Вместе с тем Минфин очень пугает переход к МСФО. По их мнению, после перехода может быть потеряна часть налоговых поступлений, т.к. достаточно существенно поменяется вся идеология бухгалтерской отчетности.

В ближайшее время может быть принят проект ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". По мнению разработчиков закона, система страхования вкладов позволит обеспечить гражданам возврат их средств, размещенных в банковские вклады и на банковские счета, в случае неспособности банка удовлетворить требования вкладчиков. Помимо этого, как сказал Олег Вячеславович, у ЦБ появится хорошая возможность в рамках нового подхода провести проверку текущего состояния банков, перед тем как включить их в систему страхования. Тем самым можно будет говорить о проведении как бы повторного лицензирования деятельности отдельных КБ, что также положительным образом скажется на усилении контроля и надзора за их деятельностью.

Также в рамках обеспечения прозрачности деятельности КБ Центробанк уже принял ряд решений. Первое решение связано с поправками к законодательству о банковской деятельности, которые позволяют более четко идентифицировать собственников банка. "Многие российские банки на сегодняшний день являются собственностью неких оффшорных компаний, названия которых и географическое положение ни о чем не говорят", - поделился Вьюгин с журналистами.

Второе решение направлено на усовершенствование процедуры ликвидации, которая в ее настоящем виде позволяет растаскивать средства банков после прекращения его деятельности. "Возможно, корпоративный ликвидатор будет более эффективным", выразил надежду первый зампред ЦБ.

И последнее решение касается выявления схем по ненадлежащему формированию капитала коммерческими банками. К сожалению, в российской практике нередки случаи, когда собственный капитал КБ представляет собой не что иное, как привлеченные средства, а не капитал акционеров, как это должно быть по закону. Т.е. в случае банкротства такого банка у вкладчиков не окажется никаких гарантий возврата своих вложений, не говоря уже о возмещении процентов.

Напоследок журналисты по традиции задавали свои вопросы докладчику. Нашего журналиста волновал вопрос, касающийся кредитования Центробанком коммерческих банков НСО.

- Олег Вячеславович, что вы думаете о проблеме доступа региональных банков к кредитам Центробанка?

- Он у нас не на столько ограничен, сколько усложнен. Через центральное управление можно получать финансирование, но сейчас не везде. Это проблема платежной системы. У нас не существует широко распространенного электронной платежной системы, мгновенного или онлайн доступа, а поэтому нам трудно проводить операции рефинансирования. Департамент, который этим у нас занимается, придумал некую схему, довольно сложную, по которой все большее количество главных управлений ЦБ проводит операции рефинансирования в ежедневном режиме, точно также как и в Москве. Но для этого Главное управление должно подготовить соответствующий софт. На сегодняшний день до половины регионов такой софт имеют. В Новосибирске такая система уже работает.  

Виктория КОКОРИЧ, Новосибирск. Экономический еженедельник "Эпиграф" №17-18, 9.05.2003

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики