СТАРЫЕ ГРАБЛИ, ДА В НОВЫЙ ЛОБ!
Автор: Матвеев Дмитрий
Регион: Улан-Удэ
Тема:  Госзакупки
Дата: 14.05.2003

Во всём мире государственные закупки являются объектом пристального внимания контролирующих и проверяющих органов ввиду оперирования в этой сфере огромных, а порой и просто заоблачных сумм госказны. В нашей же стране эта сфера освоения народных денег вообще может стать объектом изучения исследователей в области паранормальных явлений. Денежные потоки, управляемые властными руками, живут по законам, весьма далёким от государственных. Бурятия в этом смысле - не исключение. В Номере Один от 15.01.2003 года мы уже касались темы госзакупок в Бурятии. Тогда публикация нашла множество откликов среди промышленников и предпринимателей республики, которые полностью согласились с мнением автора статьи о том, что четко выстроенной системы государственных закупок, призванных экономить бюджетные деньги у нас просто нет. И звонки в редакции продолжают раздаваться. Продолжается и удивительный процесс закупок:

Почём свет в Государственном окне?

Думается, что читатели Номера Один помнят прошлогодний скандал республиканского размаха, разразившийся после установки фирмой "Рикон Б" новых окон в здании Правительства Бурятии. "...контракт о замене окон в Правительстве РБ был заключен без проведения конкурса (тендера), при том, что на ближайшем рынке производители предлагали услуги (стеклопакеты в алюминиевых и пластиковых переплётах) по ценам в 2-3 раза ниже, чем предложило ООО "Рикон-Б"" ("Отчет о работе счетной палаты РБ в 2002 году" газета "Бурятия" от 16.04.03г).

Тогда громкое разбирательство завершилось увольнением руководителя Администрации Президента РБ Валерия Гулгонова, однако должные выводы сделаны не были: Уставшее смотреть на мир в помутневшие от времени стёкла еще советских окон Правительство республики, решает в конце минувшего года довести дело по замене окон до конца и объявляет тендер на выполнение этого заказа. В октябре 2002 года участники тендера ("Технодом", "Окна лопастного завода", "Окна Ксении" и группа компаний "Деметра" из Иркутска) собрались на заседание конкурсной комиссии, дабы вскрыть опечатанные конверты с предложениями подрядчиков и определить победителя. К удивлению собравшихся представители фирмы "Рикон Б" прибыли со своим конвертом лишь после того, как члены комиссии приступили к обсуждению а все заявки были признаны достаточными. Но ещё больше удивились участники тендера, когда спустя несколько дней получили документ с такой формулировкой: "открытый конкурс признан несостоявшимся ввиду отсутствия предложений полностью соответствующих требованиям заказчика". По мнению же руководства самих фирм-изготовителей, все требования, указанные при объявлении конкурса были соблюдены. Итак, октябрьский тендер(конкурс) 2002 года на установку окон в госучреждениях признан несостоявшимся.

Не останавливаясь на достигнутом, 21 февраля "Агентство по госзакупкам РБ" проводит новый конкурс, в котором принимают уже известные нашему читателю фирмы- производители окон. Поскольку оснастить новыми окнами предполагалось 2 здания, это Дом Правительства на Ленина, 54 и здание Администрации Президента РБ по улице Сухэ-Батора, 9, приведём две небольших выдержки из конкурсных документов с указанием подрядчика, материала и стоимости заказа:

ООО "Окна лопастного завода" — 964024 руб. (пластик)

ООО "Окна Ксении" — 1218910 руб. (пластик)

ООО "Технодом" — 1837096 руб. (алюминий)

ООО "Рикон Б" — 2602430 руб. (алюминий).

Максимальная цена выше минимальной более, чем на полтора миллиона а разница в ценах на окна из алюминия — 765 тысяч рублей!

По второму зданию — та же картина:

ООО "Технодом" — 990055 руб. (дерево)

ООО "Окна лопастного завода" — 1223890 руб. (пластик)

ООО "Окна Ксении" — 1602695 руб. (пластик)

ООО "Рикон Б" — 2218247 руб. (алюминий).

Разница минимальной и максимальной цены — миллион двести тысяч, т.е. в 2,3 раза!

Агентство по загадочным закупкам.

Предложим уважаемым читателям Номера Один отгадать одну загадку: кто из перечисленных фирм, победил в конкурсе? Правильно! Именно ООО "Рикон Б"! Странно?

Странными оказались и заключения организаций-экспертов, выполнявших оценку результатов конкурса по заказу ГУ "Агентство по госзакупкам РБ". В них о "Риконе Б", как о покойнике — или хорошо или ничего. Складывается впечатление, что уважаемые эксперты были не внимательны, а то и вовсе не читали заявок участников тендера.

А сейчас немного о самом тендере или, проще говоря, конкурсе. Он проводится для нахождения оптимального сочетания цены, качества товара и сроков поставок среди компаний, занимающихся аналогичными видами. Оговаривается срок подачи заявок, которые поступают в комиссию анонимно в запечатанных конвертах и результаты конкурса обычно объявляются всем его участникам непосредственно после вскрытия конвертов членами комиссии или, при необходимости детального изучения, после оговорённого срока. Не смотря на то, что профессионалам "оконного" бизнеса исход конкурса был очевиден тогда, 21 февраля участники тендера не дождались официального ответа комиссии. Не получили его и спустя 2 недели. И через месяц комиссия молчала. Лишь спустя 8 недель после проведения конкурса, когда руководители предприятий буквально забросали конкурсную комиссию письмами с требованием огласить вердикт, Окна лопастного завода, Окна Ксении и Технодом наконец получили официальные уведомления за подписью директора ГУ "Агентства по госзакупкам РБ" Е.К Олзоева. На титульном листе документа стояла сноска: "копия — руководителю Администрации и Правительства РБ". Однако в самом документе не оказалось наименования фирмы-победителя, а только сумма, необходимая на установку окон компанией-лидером конкурса. Кроме того, не оказалось на этих страницах и сравнительных характеристик и предложенных цен всех компаний, участвовавших в тендере, что дало бы возможность наглядно показать правильность выводов комиссии.

Никто не сомневается, что наше Правительство - институт серьёзный и ответственный, где каждый занимается своим делом, в котором понимает лучше других. Откуда знать руководителю Администрации и Правительства РБ, что указанная ему в документе стоимость окон явно выше реальных предложений на строительном рынке Бурятии?! Ведь для этого и содержится на деньги жителей Бурятии целое Государственное Учреждение "Агентство по госзакупкам РБ"! Ведь там — профессионалы своего дела и (цитата): "решение принято конкурсной комиссией — единогласно".

"И надо же было такому случится, что накануне принятия конкурсной комиссией решения по открытому конкурсу(тендеру), в одной из республиканских газет был опубликован отчет о работе Счётной палаты РБ в 2002 году, солидная часть которого посвящена многочисленным нарушениям, допущенным руководителями и чиновниками разного уровня Администрации Президента, Правительства РБ и Министерства Финансов РБ. Причем все эти нарушения были связаны с подписанием контракта на выполнение подрядных работ по замене окон в вешеуказанных зданиях с ООО "Рикон Б" в 2002 г без проведения конкурса. Цена контракта была завышена в 2-3 раза в сравнении с другими производителями, а качество работ оставляет желать лучшего, сертификат на проведение работ отсутствовал. В результате контракт был расторгнут, но бюджет республики всё же понёс ущерб, поскольку заявленное оборудование было частично установлено на объекты заказчика" (из открытого письма руководства ООО "Окна лопастного завода" Президенту РБ, Генпрокурору РБ, Федеральному инспектору по СФО, в Счетную палату РБ, Председателю НХ РБ).

Всё для народа.

По мнению генерального директора Федерального центра проектного финансирования Александра Шамрина, выступавшего на одном из заседаний Клуба региональной журналистики, в России на госзакупки уходит треть годового бюджета. Конкурсные же торги позволяют сэкономить федеральном уровне до 100 миллиардов рублей в год. В регионах процентное соотношение этой экономии примерно такое же. То есть до 25 процентов выделенных на госзакупки денег! Однако, экономия — лишь при условии соблюдения всех правил игры. Но мы то с вами живём в России, и поэтому знаем, что правила для того и существуют, чтобы их нарушать.

Меньше будешь знать - лучше будешь спать!

На специализированном сайте ГУ "Агентство по госзакупкам РБ" http://www.burzakup.ru/ мы так и не обнаружили информации о конкурсных торгах по замене окон в госучреждениях. Но и содержание страниц других обозначенных на сайте торгов далеко не полно раскрывает судьбу народных денег. Вот, например, одна из таких страниц:

Заказчик: Администрация Президента и Правительства Республики Бурятия

Конкурс:

Автомобили для Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия

Тип конкурса:

открытый

Место и время публикации в СМИ:

газ.Бурятия №44 от 13.03.03г.

Дата проведения:

date_close

Организатор:

ГУ Агенство по госзакупкам РБ. Ответственное лицо: Пшеничников Юрий Фотиевич

Статус конкурса:

проведен

Предполагаемая сумма контракта:

0

Заключенная сумма контракта:

0

Подробное описание конкурса:

Автомобили: 1.AUDI А8 D3 4,2 ТС, автоматическая 6-ступенчатая, с возможностью ручного переключения КПП - 1 шт. 2.Автомобиль внедорожный FORD MAVERICK с двигателем 2,0 (124 л.с.), механическая КПП, подушки безопасности водителя и пассажира, боковые подушки безопасности, тканевый салон, кондиционер, электропривод стеклоподъемников, центральный замок с ДУ, иммобилайзер, центральная блокировка замков, радио/ CD, аудиосистема 6000 с одним дисководом, АБС, система полного привода Track Control 4х4 с возможностью блокировки муфты заднего привода, независимая подвеска всех колес Mc Pherson и многорычажная система с эффектом пассивного подруливания сзади, шины 215/70 R16, аллюминиевые диски, противотуманные фары, крепление багажника на крыше, тормоза: передние - дисковые, задние- барабанные.

Результаты конкурса:

————————————————-

А результатов, извините, нет! Но ведь "статус конкурса" ясен — "проведён". А по данным интернет сайта http://mashina.info/ только AUDI А8 стоит порядка 45 тысяч американских долларов. А FORD MAVERICK в базовой комплектации — почти 28000 евро. Согласитесь, суммы немалые. Конечно, должен руководитель уровня губернатора ездить в автомобиле, достойном своего статуса. Но, может, попытаться купить его подешевле? Понятно, что продавцов, предлагающих такой товар на рынке Бурятии совсем не много, так почему бы не пригласить к конкурсу автодилеров из других регионов?

Однако на этом всё. Уж очень много вопросов по этой теме. Гораздо больше, чем ответов. Например, если год назад, при первой попытке оснастить здания Правительства Бурятии по завышенным ценам поплатился бывший тогда руководителем Администрации Президента РБ Валерий Гулгонов, то кто окажется на его месте на этот раз?

Слишком уж темно оказалось в коридоре, ведущем республику к устойчивому развитию, чтобы избежать повторного попадания на одни и те же "оконные" грабли.

Дмитрий Матвеев, Номер Один.

P.S. Как стало известно редакции, на майской сессии Народного Хурала Бурятии будет рассматриваться вопрос о секвестировании (сокращении) расходной части республиканского бюджета. Денег то, не хватает...   

Дмитрий МАТВЕЕВ, Улан-Удэ "Номер Один", 7.05.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики