Как дело было. Перегорает у меня, обывателя средней руки, пакетный переключатель в квартире. Ни чайку попить, ни супчика разогреть. Звоню, естественно, в ЖЭУ. В ЖЭУ записывают, на что жалуюсь. На жизнь без света! Что ж вы раньше-то, говорят, электрик ушел обслуживать другие заявки. Уж вечер близится, а электрика все нет, также как света в квартире. От силового щитка возле входной двери все еще противно пахнет сгоревшей изоляцией. Электрик не приходит и на следующий день. Вызовов много, а он один, понимаете? Да и кто будет тут бегать-прыгать по вызовам, если дела крутые пошли реформа началась. Осадное положение. Спасайся, кто может. Денежка мимо кармана люда, обслуживающего ЖКХ, посыпалась, но, как ни странно, и ЖЭУ не разбогатели. Во всяком случае, - не так, чтобы электрика стимулировать…
Вечером второго дня звоню, надоело мне на сухом пайке. Суровый голос в трубку говорит, вы что не знали, что надо придти в ЖЭУ лично, заявку оформить письменно и деньги в кассу заплатить? А потом уже ждать и звонить? Реформа, реформа…у нас тут не шараж-монтаж. Простите, исправлюсь. Жду.
Утром третьего дня, не выпивши, естественно, чаю, плетусь в ЖЭУ. На кассе табличка "Технический перерыв". Примерно как у меня. Но только персонал ЖЭУ как раз чай пьет. Через час появляются - и начальник ЖЭУ, который должен подписать мои важные документы, и его зам., без которого тоже нельзя, и кассир. Всего за каких-нибудь два часа утрясаю формальную сторону (моя работа сейчас не главное, потерпят на службе). Но электрик - на субботнике по уборке территории. Метет улицу. Другие "перегоревшие" жильцы ждут. И я жду.
К вечеру четвертого дня приходит-таки электрик, говорит, что в заявке не та неисправность, которую он должен будет устранить, вы ошиблись с диагнозом, что с вас, неспециалистов взять, вечно все путаете, а мне отдуваться. И вежливо намекает, что если я хочу и далее официально сотрудничать с ЖЭУ, то придется на пятый день придти в жилищную контору и переписать заявку, и уточнить тариф. А также самому купить пакетник (черт его знает какой?) И опять ждать. Только мое счастье при этом наступит не раньше следующей рабочей недели. Эта ведь, по сути, закончилась.
И надо ли рассказывать, чем дело завершилось? Конечно, пришлось дать взятку (помимо суммы, обозначенной в квитанции). И пакетник вдруг в обширной сумке моего электрика нашелся - в самый раз. Не перегорит больше (клялся парень). И свет дали. И заработал, кроме чайника, телевизор. И по нему показывали Чубайса, который говорил, что возьмет реформу ЖКХ в свои руки. Интересно, "подельник" его - электрик телевизор смотрит? Или до вечера заявки бегает уточняет? Как хорошо было бы обывателю, если бы они - Чубайс, ЖЭУ и, что немаловажно, электрик договорились давать свет тем, кто за него платит.
Василий Минтаев, житель Новосибирска
Зачем Чубайсу ЖКХ?
Свою речь перед делегатами Форума региональной журналистики в Москве, который проходил под эгидой Фонда "Открытая Россия" в конференц-зале "Метрополя", Анатолий Борисович Чубайс начал интригующе:
Сейчас мы находимся в ключевой точке перехода, когда вырабатываем суть нашей стратегии на следующие пять лет. У нас даже есть такая "секретная программа", которая называется "5+5". Она про пять лет позади, про некоторый итог и про наше будущее. Мне, кажется, то, что будет происходить в РАО ЕЭС (да и то, что происходило), в значительной степени концентрирует в себе суть преобразований, которые происходят во многих секторах нашей экономики и вообще в стране.
Руководитель РАО ЕЭС России считает, что за прошедшие пять лет весь цикл антикризисного менеджмента главной энергетической компании страны выполнен полностью. И, как следствие, энергетика России вышла из состояния глубокого кризиса и вошла в нормальное состояние.
Нормальный бизнес, - говорит Чубайс, это когда ты производишь свою продукцию, и ее оплачивают. Оплаченные средства ты используешь для того, чтобы заплатить налоги, зарплату рабочим, заплатить за поставку сырья, материалов. Собственно, это и делается все теперь в нормальном режиме. Мы живем в ситуации, когда у нас ноль неурегулированных долгов бюджету, нет сегодня неурегулированных долгов Газпрому, практически нет неурегулированных долгов атомщикам. Это и называется, собственно, постановкой нормального менеджмента.
Теперь РАО ЕЭС идет в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Какие у компании интересы на этой нелегкой стезе? Как объяснил журналистам - от Калининграда до Владивостока - сам Чубайс, "здесь есть несколько слоёв". Производство теплоэнергии, транспорт теплоэнергии, электроэнергия это бизнес компании. Что означает, по мнению Чубайса, что его менеджерская команда обладает уникальным конкурентным преимуществом для решения близкого "состава задач" в сфере муниципальной. Вот его доводы, в которых усматривается логика крупного предпринимателя:
Посмотрите, мы сегодня треть своей продукции (электроэнергии - прим. автора) продаём в ЖКХ. И это сегодня у нас самый отвратительный покупатель. Мы решили все проблемы с крупным бизнесом, с коммерческим сектором, все проблемы с селом (аграрии хорошо платят, сокращаются объёмы долгов). Но мы не решили проблемы с ЖКХ, потому что они… неразрешимы в той системе, которая сохраняется. В прошлом году мы собрали около 102 процентов платежей. Две трети всех потребительских долгов это долги ЖКХ. Очевидно, что мы эти деньги желаем получить. Что делать?
Действительно, что? Анатолий Чубайс и его соратники решили, что проблема кроется внутри ЖКХ:
Мы стали анализировать, что происходит. И я увидел поразительно знакомую картину: сегодняшний ЖКХ напоминает родное РАО ЕЭС в 98 году. Что такое сбыт, там этого не знают. Если в РАО ЕЭС наш менеджмент, наша команда сейчас отстроила бизнес так, что все былые проблемы решены полностью, здесь все надо начинать сначала.
А вот в решении Чубайса подоплека общественная:
Что возникает голове у гражданина при слове "РАО ЕЭС" и "энергетика" (последние пять лет): отключение отопления, холодные батареи и так далее. А почему это так происходит? На самом деле у нормального гражданина в голове совсем другая картинка должна быть. Вот какая здесь РАО ЕЭС, здесь гражданин, а вот здесь Оно, ЖКХ. Между нами. Мы вынуждены отключать коммунальщиков, потому что они не платят.
Чубайс берет ЖКХ в свои руки. Это означает, что реформы, наконец, пойдут. Легкой жизни никто сразу не обещает, но придется потерпеть ради грядущих поколений.
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ:
…В ОКРУГЕ
Мэры меру ответственности знают
"Состояние жилищно-коммунальной сферы первый показатель качества работы власти в глазах населения", справедливо напомнил полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский, открывая заседание Совета глав муниципальных образований, прошедшее в Новосибирске 17 апреля. В работе Совета принимали участие главы муниципальных образований Сибирского федерального округа, представители науки, энергетики и бизнеса.
Полпред призвал мэров тщательно следить за ценообразованием в сфере ЖКХ, проверять обоснованность тарифов местных монополистов и активизировать работу по снижению издержек в жилищно-коммунальной отрасли. По мнению Леонида Драчевского, государственные органы региональной и федеральной власти должны осуществлять жесткий контроль готовности коммунальных систем к работе в зимних условиях и наличие нормативных запасов топлива. Были обозначены при этом основные проблемы отрасли: недостаточность финансирования мероприятий по подготовке к зиме, неплатежи за потребленную электро- и тепловую энергию, изношенность инженерных сетей, муниципальных и ведомственных котельных, недостаток квалифицированных кадров.
Мэрами тридцати сибирских городов на этом заседании было признано, что важнейшим направлением деятельности органов местного самоуправления округа является стабильное обеспечение топливом и энергией отраслей экономики и населения в осенне-зимний период следующего отопительного сезона - 2003-2004 годов. Участники заседания в итоговом решении также отметили актуальность развития малой теплоэнергетики для нужд жилищно-коммунального хозяйства в городах Сибирского федерального округа.
Надо стремиться к повышению устойчивости теплоснабжения и при проектировании использовать комбинированный подход, сказал Леонид Драчевский, при этом, наряду с централизованным теплоснабжением, нужны и локальные сети, чтобы в случае аварии не оставались без энергии и теплоснабжения целые микрорайоны, а последствия аварий были бы локальными и легкоустранимыми. Это правда, еще год назад разговоры об использовании локальных теплосистем вызывали улыбку, но сейчас уже ясно, что если этого не делать, то 30-40 процентов тепла будут обогревать улицу.
…В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Тема реформы или реформа темы?
"Под реформой ЖКХ мы понимаем наведение цивилизованных отношений между поставщиками услуг и электроэнергии и их потребителями", такое определение дал председатель комитета по экономике облсовета Николай Мочалин на прошедшем недавно совместном заседании руководства департамента энергетики и жилищно-коммунального хозяйства областной администрации.
Более двух лет (с начала работы в новом созыве) комитет по экономике и управлению собственностью областного Совета депутатов занимается "темой реформирования ЖКХ". Пока что именно "темой", потому что непосредственное реформирование пока каждый понимает по-своему.
Еще одна попытка развернуть гигантский, трудно управляемый сектор экономики к интересам населения, уставшего от протекающих крыш и постоянно растущих цен и тарифов на коммунальные услуги, опять закончилась разговором. Нелегким, долгим, но все же разговором. Собравшиеся на заседании, смотря "атипичной реформе" ЖКХ прямо в лицо, констатировали, что за последний год упорной работы законодателей со своей стороны и исполнительной власти со своей серьезных успехов не достигли.
Вот то, что сделано. Депутаты областного Совета утвердили Закон области "О государственной поддержке населения при оплате жилищно-коммунальных услуг", в котором четко прописали стандарты оказания услуг, социальную норму площади жилья, минимальный размер платежей при оплате жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, областные законодатели утвердили в областном бюджете необходимые для этого средства и определили их целевой характер при учете дотаций городам и районам области. В комитете по экономике был создан первый рабочий вариант единой программы реформирования ЖКХ, включающей четыре блока: стоимость и качество услуг, механизм финансирования, контроль органов власти и социальную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Однако выработанный механизм господдержки населения не стал пока единым на территории всей области. Например, город Новосибирск, а, значит, и его жители, живут по стандартам, отличным от установленных в областном бюджете. Документ, определяющий единую государственную политику в сфере ЖКХ, так и остался недоработанным.
Более года назад в областной администрации для проведения жилищно-коммунальной реформы был создан департамент энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Здесь, по словам его руководителя Валентина Шаталова, тоже выработана своя программа жилищно-коммунальной реформы, включающая в себя: создание общего бюджета отрасли и бюджетов каждого муниципального образования в части ЖКХ; налаживание единой системы управления сектором; внедрение современных технологий и привлечение инвестиций; ресурсосбережение. Исполнительная власть ведет работу по созданию управляющих компаний в районах области, которые будут заниматься непосредственно производством. В ближайшее время будут организованы специальные комиссии по реформированию отрасли с участием финансистов, налоговиков и хозяйственников на всех уровнях власти - областном, районном, муниципальном. Уже подготовлена и будет вынесена на президиум областной администрации программа переселения жителей из ветхого жилья.
Однако все эти мероприятия не являются звеньями единой цепи реализации реформы ЖКХ в государственном масштабе на уровне области. По-прежнему нет реального механизма регулирования энерготарифов, механизма контроля за обоснованностью тарифов на тепловую и электроэнергию, внедрения энергосбережения и обеспечения безаварийного функционирования основных фондов и инженерных коммуникаций.
Заседавшие решили: необходимо, наконец, объединить усилия двух ветвей власти и разработать целевую программу реформирования жилищно-коммунального комплекса в области. Вся штука в том, надо полагать, что предыдущие попытки были недостаточно "целевыми" или "программными". 
Ираида ФЕДОРОВА, Новосибирск. "Новая газета в Сибири", в № 15 (861) от 23 -29.04.2003 г.

|
|