Председатель правления компании об отрасли и федеральном законе "Об электрической энергии"
Перестройка РАО "ЕЭС России" обсуждалась около трех лет. Инициатору и автору реформы - председателю Правления РАО Анатолию Чубайсу, долго пришлось отстаивать его видение энергосистемы России перед законодательной властью, крупными предприятиями, иностранными инвесторами, убеждать миноритариев.
И вот первый этап реформирования РАО "ЕЭС России" подошел к логическому завершению. 1 апреля вступил в силу Федеральный закон "Об электрической энергии", Традиционно считалось долгое время, что энергетика - это естественная монополия, реформировать которую нельзя. Однако большинство ученых, энергетиков и экономистов сходятся во мнении, что внутри самой энергетики есть конкурентные сектора, а есть монопольные.
В этом и смысл реформы по Чубайсу - разделение монопольных и конкурирующих секторов. Конкурирующий сектор - это генерация и сбыт электроэнергии. Принципы, по которым должен работать этот сектор свободное ценообразование и стимулирование рыночного участка. Передача, распределение, оперативно-диспетчерское управление - монопольный сектор, в котором необходимо обеспечить равный доступ к ресурсам, создать рыночную инфраструктуру и регулировать тарифы. Для этого необходимо будет провести сложнейшую процедуру реорганизации каждой из 73 энергосистем, обучить десятки, а, возможно, и сотни тысяч специалистов. Реформа должна завершиться ликвидацией РАО ЕЭС в 2006 году.
Трудное прохождение реформы обуславливалось несколькими факторами. Первый из которых - консервативные энергетики. Реформа встретила серьезное сопротивление со стороны авторитетных, уважаемых людей. Во-вторых, были против губернаторы и мэры некоторых территорий. В-третьих, не соглашались ключевые фракции в ГосДуме, большое число сенаторов Совета Федераций и влиятельные олигархические группировки. И, наконец, что было самым неожиданным, реформу не поддержала значительная часть иностранных миноритарных акционеров, владеющих 49 % акций.
После подписания закона "Об электрической энергии", принявшей ее базовые принципы, из семи категорий сопротивлявшихся остались две - первый заместитель министра электроэнергетики и две фракции в Государственной думе "Яблоко" и КПРФ".
Что характерно, первым на реформу РАО "ЕЭС России" отреагировал крупный российский бизнес, который серьезно пошел в российскую энергетику. Только за последние 6 месяцев 10% акций РАО ЕЭС приобрело новых хозяев, что потребовало вложений в размере 700 млн. долл. в головную компанию, 800 млн. долларов - в дочерние компании. Капитализация компании выросла на 70%. Это значит одно - российский бизнес принял реформу электроэнергетики. Этого, к сожалению, пока не сделал зарубежный бизнес - пока не вложил ни рубля, кроме единственного случая: "Ленэнерго" получили деньги от финской компании Forum.
Анатолий Чубайс, председатель Правления РАО "ЕЭС России"
- Анатолий Борисович, как вы оцениваете состояние ТЭК России?
- Знаете, все это далеко от нормальной современной структуры энергетики, от тех требований, которые существуют сегодня в мире, наш ТЭК сильно отстает от тенденции развития энергетики в мире. Такой бизнес обладает всеми родимыми пятнами социализма. Если вы живете в Екатеринбурге, то покупаете электроэнергию в "Свердловэнерго" и больше нигде! Никакой конкуренции!
Эти недостатки преодолены уже давным-давно во всех отраслях экономики, кроме энергетики. Напомню, ценообразование энерготарифов, не имеет никакого отношения к рынку, и устанавливается государством по самому уродливому из всех возможных принципов - этот принцип называется "издержки плюс" или "затратное ценообразование". Именно такое ценообразование является лучшим стимулом к увеличению затрат. Ничего более неэффективного в мире не существует.
Полное отсутствие рынка, все атрибуты традиционной советской экономики, убивающий в основе любой стимул к экономии, повышению эффективности, к росту затрат - это все базовые свойства, как нас учили политэкономы социализма, свойство, имманентно присущее нашей энергетике потому, что структура у него такая. Сама конструкция вертикально интегрированных компаний, охватывающих территорию и жестко закрепляющих потребителя к производителю - это и есть это убожество, которое с советских времен мы унаследовали, которое до сих пор не изменилось.
А если у потребителя нет выбора, значит, никуда он не денется, прежде всего, по тарифу, никуда он не денется по качеству, никуда он не денется по моей эффективности - он все равно придет в "Свердловэнерго" и подпишет свой контракт. Вся страна закреплена по энергосистемам. Ни конкуренции, ни стимулов к эффективности не существует в такой системе. Это фундамент всей энергетической отрасли, это та основа, на которой она выстроена, на которой стоит все здание. Будем надеяться на благоприятный исход реформы.
- РАО ЕЭС всерьез пришло в коммунальное хозяйство, видимо, свидетельствует о том, что это нетрудоспособная сфера или это объясняется другой причиной?
- Здесь есть несколько слоёв. Во-первых, чистая бизнес-логика. Посмотрите, мы сегодня 1/3 продукции продаём в ЖКХ. ЖКХ сегодня у нас самый отвратительный покупатель. Мы решили все проблемы с крупным бизнесом, с коммерческим сектором, все проблемы с селом, аграрии хорошо платят, сокращаются объёмы долгов. Мы не решили проблемы с ЖКХ, потому что они неразрешимы. В прошлом году мы собрали около 102% платежей. В объёме долгов потребительских 2/3 всех долгов, которые потребитель всё ещё должен, это ЖКХ. Очевидно, что мы должны эти деньги получить. Причём, каким бы плохим потребитель не был, мы не можем его продавать. Что делать?
Проблема внутри. Мы стали анализировать, что там происходит. И я увидел поразительно знакомую картину: сегодняшний ЖКХ - это моя родная РАО ЕЭС в 98 году. Что такое сбыт, там этого не знают. Если в РАО ЕЭС наш менеджмент отстроил бизнес так, что все наши проблемы были решены полностью. Здесь мы говорим про то же самое. Производство теплоэнергии, транспорт теплоэнергии, электроэнергия - это наш бизнес. Так это же означает, что мы как менеджерская команда обладаем уникальным конкурентным преимуществом для решения того же состава задач, который в сфере муниципальной. Вот собственно логика, если в части бизнеса.
А можно и не в части бизнеса. Что же в голове у гражданина выстроилось о РАО ЕЭС и энергетике за эти 5 лет: отключение отопления, холодные батареи и так далее. Почему это так происходит. На самом деле у нормального гражданина в голове должная быть совсем другая картинка. Потому что вот здесь РАО ЕЭС, а вот здесь гражданин, а вот здесь оно - ЖКХ, между нами. Мы вынуждены отключать коммунальщиков, потому что они не платят.
- Как строятся Ваши отношения с руководителями энергетических компаний в регионах, где существуют серьезные проблемы?
- Отношения строим очень просто, путём отрывания головы. Мы холдинговая компания и с точки зрения корпоративных процедур, и с точки зрения принципов управления. Мы слушаем аргументы, и поверьте в состоянии их услышать. Мы слушаем возражения и в состоянии их услышать. Если мы принимаем решение, то они должно исполняться на 100%. Не исполняешь, что ж, будь добр. Так уже произошло с директорами "Тюменьэнерго", "Мосэнерго".
- Анатолий Борисович, многие региональные энергетические компании сегодня не пускают компании на ФОРЭМ. Почему?
- Хороший вопрос. Представьте, есть промышленное предприятие, которое хочет выйти на ФОРЭМ (федеральный оптовый рынок энергии и мощности), а его туда не пускают местные бюрократы, поддержанные, как правило, руководством энергосистем. Что же за этой картинкой? А за ней, как раз, правда. Сегодня для промышленных потребителей энергия стоит около рубля. Средний тариф для населения - копеек 70.
Но! Промышленное предприятие потребляет энергию высокого потребления, а мы с вами потребляем энергию в 220 ватт для этих лампочек, то есть в тысячу раз ниже. Приходит энергия в Екатеринбург напряжением в 10 кВт, промышленный потребитель в этом же состоянии её употребляет, для населения её нужно преобразовать. Причём преобразовать не один раз, а на цепочке подстанций 110-70-36. Но преобразовательные подстанции стоят денег. Именно поэтому киловатт/час для населения существенно дороже, чем киловатт/час для промышленности.
А у нас картинка обратная, что называется перекрёстное субсидирование, которое нужно устранить. Поэтому процесс выхода извне на ФОРЭМ по эффективности означает немедленный перенос субсидирования на население с радикальным увеличением тарифов. Стратегически это неизбежно. Конечно, это невозможно удержать. Такая вот ситуация. Поэтому мы считаем, что выход на ФОРЭМ в неуправляемом режиме - это вредительство, которое нужно удушить. Вместо этого нужно выстроить целостную среднесрочную стратегию поэтапного вывода на ФОРЭМ крупных потребителей с поэтапной компенсацией для остающихся.
- Как будет проходить реформа в регионах?
- Сегодня в регионах есть своя генерация, есть свое распределение, есть потребитель, которого не устраивает цена, который, рвется на ФОРЭМ, либо, если он в состоянии, строит собственную генерацию. Во многих случаях базовый интерес к строительству собственной генерации обусловлен этим перекрестным субсидированием.
Именно потому, что тариф высокий из-за перекрестного субсидирования, дешевле построить свою станцию. Но не только из-за этого, а еще из-за ненадежности поставок, еще из-за того, чтобы не зависеть от энергосистемы и так далее. В чем суть того, что будет происходить дальше. В "Свердловэнерго" произойдет собрание акционеров, которое примет решение о реорганизации через разделение. В результате разделения генерация отделится от сети.
После этого генерация, которая была в "Свердловэнерго" вступает в равную конкурентную борьбу: а) с поставками с ФОРЭМа; б) с собственными независимыми поставщиками. Этот самый потребитель, который вчера или сегодня живет логикой построить собственную генерацию, завтра окажется в логике: "А у меня есть выбор между несколькими вариантами. Мне, потребителю, предлагают поставку электроэнергии не только "Свердловэнерго" как сегодня, от которого я не могу отвязаться, а мне, потребителю, предлагают электроэнергию несколько поставщиков. Предлагает ФОРЭМ, причем не просто ФОРЭМ, а еще несколько станций, которые реально смогут работать на город Екатеринбург, предлагает собственная генерирующая компания, созданная на базе томской генерации, предлагают независимые производители. Я проанализирую, что они мне предложат, и, конечно, выберу лучшее".
То есть реорганизация "Свердловэнерго" и вся реформа дает выбор потребителю. Если после всего этого выбора, проанализировав его, когда сложились ценовые параметры, все равно решил строить, ну пожалуйста - это вариант, но, по крайней мере, у тебя есть из чего выбрать. Это и есть суть конкуренции. Соответственно, каждый из этих поставщиков выживет только тогда, когда он уговорит потребителя купить его электроэнергию. Если ты не понравился этому потребителю, он стал строить, ты потерял его, значит, сократил объем продаж, значит, пошел вниз, а другой снизил цены и сумел уговорить - вот и вся логика.
Энергетика Урала
* Объединенная энергосистема Урала обеспечивает тепловой и электрической энергией 2 республики, 7 областей, 3 автономных округа и охватывает два Федеральных округа России - Уральский и Приволжский с населением более 25 миллионов человек.
* Суммарная установленная мощность электростанций ОЭС Урала составляет более 41 ГВт, протяженность линий электропередачи более 435000 километров.
В ОЭС Урала производится порядка 27 процентов всей электроэнергии, вырабатываемой в России, около 26 процентов тепловой энергии
* Общая численность специалистов-энергетиков, занятых в акционерных обществах энергетики Урала, превышает 130 тысяч человек
* Основные задачи Представительства "Уралэнерго":
- обеспечение процессов реформирования акционерных обществ
- участие в организации корпоративного управления акционерными обществами
- информационное обеспечение ОАО РАО "ЕЭС России" по вопросам деятельности акционерных обществ
Таблица №1
Сравнительные показатели деятельности РАО "ЕЭС России"
Показатели | 1998 | 2002 | Чистая прибыль | - 18,1 млрд.долл. | 1,3 млрд.долл. (2001) | Доля оплаты денежными средствами | 17% | 102% | Теневой денежный поток | 7,5 млрд. долл. | 0 | Средняя задолженность персоналу по заработной плате (мес.) | 3,7 | 0 | Выработка электроэнергии (квт/час на 1 рабочего) | 899,0 | 977,1 | Количество энергосистем находящихся в процедуре банкротства | 21 | 0 |
| 
Наталья МАЛИНА, Екатеринбург. Газета "Сделано на Урале", май 2003 г.
|