Общественным организациям посёлка Рефтинский, как первичным структурам Гражданского Общества, формирующегося в России - ПОСВЯЩАЕТСЯ.
Несколько лет назад Олег САРАЕВ (тогда - директор Белоярской АЭС, ныне - президент концерна "Росэнергоатом"), будучи доверенным лицом на выборах нашего депутата ГосДумы Георгия ЛЕОНТЬЕВА, высказал замечательную мысль: "Избиратели должны уметь пользоваться своим депутатом, тогда будет и отдача от его труда".
К сожалению, менталитет россиян столетиями формировался в условиях крепостного права, а затем псевдо-социализма. На генном уровне в каждом из нас укоренились взгляды: "вот приедет барин - барин нас рассудит" и "плохо живём - значит, в верхах плохо управляют". Конечно, эти понятия были исторически обусловлены: веками "маленькому человеку" вбивали в голову, что он - всего лишь винтик, от которого ничего не зависит.
Как ни странно, эта позиция была выгодна всем. "Верхи" получали право неограниченной власти над безгласными толпами. "Низы" же приобретали потребительское мировоззрение и право критиковать (сперва на кухнях, втихомолку, а теперь - открыто, на площадях) власть, которая "ничего не делает" для улучшения их жизни.
Действительно, временами эта схема срабатывала. Помню, однажды в старых кварталах г.Заречного лопнула водопроводная труба. Без воды остались несколько домов. Дело было 7 ноября, и захмелевшие сантехники по телефону объясняли возмущённым горожанам, что устранят неисправность лишь "послезавтра". А затем и вообще перестали снимать трубку. Тут кому-то пришла идея позвонить дежурному Белоярского райкома КПСС: так мол, и так, на дворе революционный праздник, а население без воды… Не прошло и получаса, как на улицу, виляя из стороны в сторону, зарулил трактор со сварочным комплектом и новой трубой. За ним, развернувшись цепью, с отборным матом бежали трезвеющие на ходу сантехники. Через два часа дали воду…
Командно-административные времена давно минули. Теперь "звонок в инстанцию" едва ли поможет быстро решить проблему. Изменилось ли что-нибудь в мировоззрении людей?
"Сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином!" - с пафосом восклицал Некрасов. Увы, поэт поспешил с выводами. Иждивенчество масс, въевшееся в плоть и кровь, до сих пор рвётся наружу. "Да что они, не понимают… Да что им, не видно…", - то и дело слышишь упрёки в адрес той же Государственной Думы, президента, правительства. Порою критика вполне заслуженна. Но часто - действительно "не понимают" и "не видно".
К сожалению, многие жители до сих пор наивно верят, что "хороший депутат (президент, министр, добрый царь)", стоит ему только захотеть, одним махом решит проблемы целого народа. Так ли это?
Участвуя в работе Форума Клуба региональной журналистики, прошедшего нынешним апрелем в Москве, я с удивлением услышал из уст деятелей федерального масштаба воистину революционные идеи. Лидер крупнейшей нефтяной компании ЮКОС, олигарх Михаил ХОДОРКОВСКИЙ говорил о необходимости развития гражданского общества в России! По мнению Михаила Борисовича, именно общество должно брать на себя львиную долю властных полномочий, устанавливать баланс между интересами хозяйствующих субъектов и социальной сферой. Как? Через свои структуры: политические партии, общественные организации, иные разрешённые законом формы. Именно общество должно брать под свой контроль деятельность парламента, правительства, суда, милиции и других государственных и муниципальных институтов власти. "У нас слаб парламентский лоббизм! 450 человек не способны создать все необходимые законы для 140 миллионов граждан. Задача депутатов - вывешивать на весах интересы общества и принимать решения, удовлетворяющие большинство россиян. Но доносить свои интересы, лоббировать их в парламенте, участвовать в разработке и экспертизе законопроектов должны сами общественные структуры!" - считает Ходорковский.
Подобного мнения придерживается и замминистра экономического развития РФ Михаил ДМИТРИЕВ. "Необходимо шире вовлекать структуры гражданского общества в законотворчество, проводить общественную экспертизу проектов решений власти всех уровней", - полагает он.
Как это сделать? "Где взять людей для реформ? Нужно сначала убрать неуверенность. Пора ломать ощущения вроде "Мы не сможем", "Всё равно ничего не получится". Сможем и получится, если заставлять себя работать", - убеждён научный руководитель Высшей школы экономики Евгений ЯСИН.
Надеюсь, дорогие читатели, вас вдохновила столь единодушная поддержка деятелей федерального масштаба. Депутат хорош, если избиратели будут им умело пользоваться. И никакая, самая умная Дума не в состоянии удовлетворить все запросы общества, если само общество не будет лоббировать их через свои структуры.
Стратегия ясна, перейдём к тактике. Как именно успешнее всего лоббировать в органах власти общественные интересы, рассказал на семинаре в Доме Правительства Свердловской области доктор юридических наук, завсектором Института государства и права РАН, один из консультантов Президента РФ Алексей АВТОНОМОВ.
Депутат любого уровня не может удовлетворить пожелания каждого, отдельно взятого избирателя. Ведь, сообразно своим воззрениям, один житель может хотеть одно, другой - прямо противоположное. А депутат обязан действовать в интересах большинства. Поэтому одна из его главных задач - "взвесить" мнения, пожелания, предложения, различных социально-общественных групп, и на основе этого "взвешивания" проголосовать за то решение, которое совпадает с интересами большей части населения. Для тех, кто не забыл ещё школьный курс математики, интересы общественных групп можно представить как множество "векторов" разной длины и разного направления, "разбегающихся" во все стороны из одной точки. Решение, принятое Думой, должно представлять некий суммирующий вектор. Он может и не совпадать ни с одним (!) из исходных векторов-мнений, но в целом должен "смотреть" в том направлении, куда и большинство самых "длинных" исходных векторов (то есть туда, куда направлены интересы большего числа избирателей).
Но эти интересы, мнения, пожелания - исходный материал для принятия решения - кто-то должен донести до депутата! Это и есть задача общественных организаций, каждая из которых представляет свою социально-общественную группу.
Слово "лоббизм", к сожалению, стало для россиян нарицательным. Потому что в России свои интересы в органах власти пока что лоббируют только некие финансово-промышленные группы, нередко прибегая к единственному и безотказному методу: коррупции. На самом же деле лоббизм - это деятельность общественных организаций по отстаиванию и претворению в жизнь своих интересов через органы власти. Вполне законная, легальная и необходимая.
В нашем посёлке некоторые общественные организации давно пытаются заниматься "парламентским" и "мэрским" лоббизмом. Увы, далеко не всегда их начинания достигают успеха.
Как же грамотно "пробить" свою проблему через властные структуры? Вот несколько рекомендаций.
Во-первых, оцените "лоббируемость" вашей проблемы именно в данный момент (исходя из социально-экономических, политических и других условий). Возможно, лучше подождать более благоприятного случая, чем "лезть на рожон" и загубить всё дело.
Избранному должностному лицу приходится работать с широким спектром вопросов, и оно может быть просто не в курсе именно вашей проблемы. Поэтому, излагая свою просьбу, подготовьте в сжатом виде всю имеющуюся информацию по истории данного вопроса. Попытайтесь показать его связь с другими, решаемыми в данный момент, проблемами. Запаситесь статистическими данными, необходимыми документами. Приведите пример, как эта проблема решается на других территориях.
Законодатели часто используют внешние источники информации. Станьте таким источником, полезным должностному лицу, регулярно поставляйте достоверные сведения о положении дел и настроениях в своей социальной группе.
Используйте "информационный штурм". Регулярно появляющиеся в СМИ статьи на одну и ту же тему, общественные дискуссии и неоднократные обращения различных групп граждан по одному и тому же вопросу убедят, наконец, должностное лицо, что проблема действительно назрела и ею придётся заняться.
Находите точки соприкосновения с другими общественными организациями. Пусть они поддержат вас в "пробивании" вашего вопроса, а вы их, в свою очередь - в лоббировании их проблемы. Когда несколько общественных структур выступают единым фронтом, "отмахнуться" от них уже не так просто.
Убедите должностное лицо, что решение данной проблемы - и в его собственных интересах. Не забывайте публично поблагодарить за оказанное содействие. Должностные лица зачастую падки на лесть и весьма заботятся о собственном имидже.
Попытайтесь разработать и предложить свой проект решения. Не отказывайтесь, если вам предложат совместно поработать в комиссии по данному вопросу.
Наконец, если вы решили действовать через вышестоящие инстанции (и если проблема действительно настолько важна), не "стреляйте одиночными", дайте "залп" одновременно по всем направлениям. К любой проблеме прямо или косвенно имеют отношение сразу несколько институтов власти. Не затевайте неторопливую переписку поочерёдно с каждым из них: это ни к чему не приведёт. Обращайтесь одновременно во все. Решая ваш вопрос, они по горизонтальным связям будут обмениваться информацией между собой. И вопрос решится скорее, когда в любом из этих учреждений сотрудники будут одновременно "в теме", нежели когда им придётся освежать в памяти курс дела месячной давности. К тому же, когда проблема получила резонанс сразу в нескольких учреждениях, чиновникам гораздо труднее "спустить" дело "на тормозах".
В качестве примера можно привести действия жителей нашего посёлка и депутата Рефтинской муниципальной Думы Юрия СУХАРЕВА: защищая инвалидов от незаконного лишения льгот по оплате жилья, они обратились в прокуратуры г. Асбеста и Свердловской области, Генпрокуратуру РФ, областные министерства по ЖКХ и соцзащите, к губернатору области, президенту РФ и депутату ГосДумы.
Не забывайте и о таком хорошем принципе, как "проводка" или "сопровождение" вашего обращения. Особенно, когда ему предстоит преодолеть несколько инстанций, в каждой из которых оно может застрять навечно. То, что вы отправили ваше прошение заказным письмом с уведомлением о вручении, ещё ничего не значит.
Автору этих строк пришлось во "время оно" осуществлять проводку пакета документов по одному вопросу, решение которого могла санкционировать только Москва. Сами понимаете, чтобы добраться до столицы нашей Родины, бумагам необходимо было преодолеть ещё три бюрократических "эшелона". Пакет документов "путешествовал" от одной инстанции к другой с фельдкурьером, а его сопровождение мы организовали… с помощью обычной почтовой связи! Тактика была проста: с интервалом в пару недель отправляли поочерёдно в каждую инстанцию деликатный запрос о том, поступали ли к ним такие-то документы и какое решение по ним принято. Получив запрос, чиновники извлекали из груды просмотренных и отложенных "до никогда" бумаг наш пакет, рассматривали, визировали - и вперёд. Если же они этого не делали, то через две недели вышестоящая инстанция, получив наш очередной запрос, но ещё не имея у себя документов, интересовалась уже по своим каналам: "Где бумаги?", что способствовало той же цели - скорейшему продвижению по инстанциям. Применяя такой способ, "высочайшую резолюцию" мы получили в рекордно короткие сроки.
И напоследок - напутствие. Депутаты хороши настолько, насколько общество умеет донести до них свои интересы и помочь, убедить или заставить эти интересы реализовать. Депутатами надо "пользоваться": ведь для того вы и избрали их в Думу. 
Роман ТОПОРКОВ, п. Рефтинский (Свердловская обл.). "Новый Рефт. Факты" 14.05.2003 г.

|