"Раньше думай о Родине, а потом о себе". В этой песенной строчке заключена суть взаимоотношений государства и гражданина в нашей бывшей советской стране. Идеология сегодняшних и грядущих реформ социальной и административно-управленческой сферы состоит в том, чтобы установить такие правила игры, при которых интересы граждан оказались первичными по отношению к интересам представителей государственных органов власти. К сожалению, старая модель системы взаимоотношений "власть - гражданин" остается пока неизменной. Поэтому мы - в качестве ли представителей своего предприятия или организации, в роли ли рядовых граждан - постоянно рискуем оказаться (и зачастую оказываемся) в униженном положении бесправного просителя. И неважно, пенсионер ли ты, безработный или владелец крупной фирмы. Можно потратить уйму времени на то, чтобы зарегистрировать предприятие или оформить загранпаспорт или справку, необходимую для получения социальной помощи.
Мы забыли, что такое очереди в магазине или парикмахерской, но в государственном секторе очереди - это "нормально". Получение государственной услуги без очереди почти невозможно. Не принижая морально-нравственного аспекта этого явления, сделаем акцент на экономическом. В условиях рыночной экономики многие граждане не имеют возможности тратить время на долгое стояние в очередях. Это отвлекает их от дела, а значит, наносит урон бизнесу. Вот почему необходимость проведения административной реформы обосновывается в том числе и тем, что она является значительным резервом экономического роста.
Что же нужно сделать для того, чтобы воспользоваться им? Ответ на этот вопрос дал Михаил ДМИТРИЕВ, заместитель министра экономического развития и торговли, в своем докладе на форуме региональных журналистов, состоявшемся в рамках проекта "Открытая Россия".
- Планируется создать такой механизм, который бы положил конец очередям в госучреждениях. Мы хотим реализовать подход, который в 1990 году был использован в Великобритании. Там создали так называемую хартию гражданина, которая строго регламентировала, каким образом граждане могут получить услугу государственного органа. Были разработаны стандарты предоставления данных услуг: по качеству, по срокам, по возможности оспаривания действий чиновников в судебном порядке. Это существенно изменило ситуацию в административно-управленческой сфере. В России тоже должны быть разработаны стандарты оказания услуг чиновниками. Если чиновник не может обеспечить выполнения установленных стандартов, то ответственность за это должен нести он сам, в том числе и своей зарплатой.
Суть социальной и административной реформы состоит в том, чтобы роль рядовых граждан становилась более значимой за счет сужения функций государства. Первым реальным шагом в этом направлении становится проводимая пенсионная реформа, дающая гражданам право выбора. Благодаря такого рода возможностям наше общество становится все более децентрализованным. Государство все меньше указывает гражданину, как он должен поступать, поскольку гражданин имеет право выбора. И границы такого права необходимо расширять. Причем не только для того, чтобы сделать лучше гражданину, но и для того, чтобы облегчить финансовую нагрузку на государство. Сегодня госучреждение (больница, школа) не несет никакой ответственности перед потребителями его услуг. А надо сделать так, чтобы условия диктовал именно потребитель, который оплачивает предоставленные услуги. Если их качество его не устраивает, он в следующий раз обратится в другое госучреждение. В этом случае финансирование госучреждений будет вестись не государством, а потребителями услуг. Тогда не потребуется тарифной системы оплаты труда и ограничений по зарплате. Сколько заработали - столько получили. Серьезные изменения должны произойти в процессе принятия законов. Сегодня эта процедура чаще всего выглядит так: чиновники разрабатывают концепцию закона, а депутаты его принимают или не принимают. Очень важно, чтобы на ранних стадиях создания законопроекта к этому процессу подключались представители общественности. Усилия чиновников должны сводиться к тому, чтобы привлекать к разработке законопроектов различные общественные организации.
Очень нужен институт независимой экспертизы. У нас ее механизм практически не задействован. Так, для повышения качества законодательства требуется проводить обязательную экспертизу затрат на исполнение принимаемого закона и результата, который может быть вследствие его действия получен. В развитых странах такая экспертиза является нормой для принятия широкого круга законов. Очень важна экспертная проверка законов на предмет устойчивости их к коррупции, то есть насколько они защищают гражданина от мздоимства.
Авторы административной реформы предусматривают также создание порядка, при котором любая инициатива по установлению каких-либо регулирующих норм для субъектов экономики может быть одобрена, если ведомства, их инициирующие, сумеют доказать, что это регулирование действительно необходимо, что издержки от его применения намного меньше, чем результат, который дает введение новых норм.
Чтобы административная реформа состоялась, необходимо изменить еще один стереотип во взаимоотношениях гражданина и общества. Речь идет о том, чтобы вся информация, которой располагает государство, являлась собственностью гражданина. Законодательство многих стран строится на информационной открытости. У нас этого пока нет. Мы по внедрению данного принципа делаем первые шаги. Закрытой должна оставаться только часть информации, секретный характер которой ни у кого не вызывает сомнений. Любая другая информация должна быть доступна гражданам. Информационная открытость уменьшит возможности чиновников по манипулированию ресурсами вопреки интересам граждан. Это реальный способ значительно сократить масштабы коррупции. Многие из этих идей еще недавно казались бредовыми, однако сегодня они все больше признаются не только разумными, но и реальными к исполнению.
К сказанному Михаилом Дмитриевым нужно добавить, что административная реформа начнется не раньше, чем пройдут все выборы. Граждане заинтересованы в том, чтобы государство повернулось к ним лицом как можно быстрее, но у тех, кто хочет быть избранным, свои резоны. Это наводит на мысль о том, что административная реформа нужна прежде всего для того, чтобы государство перестало превращать выборы в тормоз экономического развития страны. Ведь административная реформа не единственная, которая будет отсрочена из-за предвыборной кампании. 
Галина ЛЕВЧЕНКО, Волгоград. Журнал "Деловые вести", № 4, апрель 2003 г.

|