ТЕНДЕНЦИИ. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО ПРОИЗОЙДЕТ - ДОГОНИМ ПОРТУГАЛИЮ?..
Автор: Левченко Галина
Регион: Волгоград
Тема:  Экономика
Дата: 04.06.2003

50% населения России приспособились к переменам, еще 25% предполагают, что приспособятся к ним в ближайшей перспективе. 51% считает, что экономическое положение в стране либо хорошее, либо ни хорошее, ни плохое, то есть среднее. Свое личное материальное положение как хорошее или среднее признают 66% населения. Деятельность Владимира Путина одобряют 75%. Таковы результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в январе этого года. Эти цифры были озвучены заведующим отделом ВЦИОМ Алексеем Левинсоном на очередном семинаре клуба региональной журналистики "Из первых уст", работающего в рамках проекта "Открытая Россия". Исследовательские данные авторитетной организации, не замеченной в составлении заказных рейтингов, убеждают в том, что жить в России сегодня не так уж и плохо, как мы привыкли считать отнюдь не только на уровне бытового сознания.

В РОССИИ НЕТ "СРЕДНЕЙ" КУЛЬТУРЫ

Действительно у нас есть достижения, которые в значительной степени объясняют сегодняшние достаточно оптимистичные настроения людей. В то же время сохраняется много такого, что заставляет поражаться высокому рейтингу президента и задумываться над загадкой его парадоксального феномена. Четкую картину экономического положения России перед региональными журналистами представил Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики.

В прошлом году темпы роста составили 4,3%. Это один из лучших показателей в мире. Быстрее росли лишь Китай и Вьетнам. Темпы роста инвестиций обозначаются цифрой 7,8%, ВВП - 5,8%. Многое портит инфляция, которую нам никак не удается загнать в более-менее жесткие рамки. Зато у нас замечательный платежный баланс. Мы имеем огромное - 50 млрд. долларов - сальдо внешнеторгового баланса. Четвертый год подряд держатся высокие цены на нефть. Это вкупе с хорошим платежным балансом укрепляет рубль.

- Есть советчики, в том числе и у президента, предлагающие уронить рубль - рассказывал нам Евгений Григорьевич. - Дескать, уроним и будем расти, как в 1999 году. Но это небезобидные советы. Экспортеры в такой ситуации действительно будут выигрывать, а те, кто импортирует комплектующие и сырье, окажутся в проигрыше.

Золотовалютные резервы России сегодня составляют 50 млрд. долларов. Для сравнения в 1998 году наши золотовалютные запасы были 8 млрд. долларов. Зарплата выросла на 17%, тогда как производительность труда только на 3%. То, что ушло на повышение зарплаты, взято из возможных инвестиций в модернизацию производства. Это оптимизма в души экономистов не вселяет, но зато его прибавляет тот факт, что мы дожили до первого нормального трудового конфликта. Имеются в виду события на комбинате "Норильский никель", когда его рядовые работники потребовали повышения заработной платы.

- Выступления шахтеров - это конфликты на выживание. То есть люди вообще ничего не получали за свою работу, - разъясняет профессор Ясин.- На "Норильском никеле" люди зарплату получают, но, по их представлениям, недостаточную для нормальной жизни. Люди не выживают, а живут и хотят жить еще лучше. И слава богу, что хоть кто-то именно с этих позиций отстаивает свои права.

Достаточно высокие темпы роста заставили правящую элиту вспомнить про некогда весьма популярный стимул под названием "догнать и перегнать". Нет, не подумайте чего. В правительстве и Думе люди сидят трезвомыслящие, и вприпрыжку за Америкой они бежать не собираются. Но почему бы не устремиться вслед за Португалией - страной, которая в Евросоюзе занимает последнее место. Как ни крути, а это очень заманчиво - ухватиться хотя бы за последнюю ступеньку "евросоюзной лестницы". Да вот проблема - темпы роста падают. В 2000 году было 9%, в 2001-м - 5%, в 2002-м - 4,3%. Объем иностранных инвестиций составил 19,7% млрд. долларов. Однако только половина из них прямые инвестиции, остальное - кредиты, которые надо будет возвращать. Вывоз капитала составил 19,9 млрд. долларов. Вроде бы сколько ввозим, столько и вывозим. Но на Запад уходят прямые инвестиции, а не кредиты. Опять счет не в нашу пользу. А экономического чуда, конечно, хочется. Но сколько же препятствий на его пути. Одно из главных - коррупция. Например, в малом бизнесе половина доходов тратится на то, чтобы рассчитаться по теневым обязательствам.

- Подсчитано, чтобы уменьшить коррупцию, надо повысить зарплату чиновникам в 4 раза, а сам чиновничий аппарат должен быть сокращен в 2 раза, - поведал журналистам Евгений Ясин. - Но это не гарантирует автоматическое ослабление коррупции. Должна быть проведена кропотливая работа по отъему у чиновников ряда функций и передаче их малым предприятиям, которые бы конкурировали между собой.

Метод борьбы с коррупцией, возможно, хороший, но жизнеспособным он не выглядит. Чиновничий аппарат может только увеличиваться, но никак не сокращаться. А уж про отъем функций вообще страшно подумать. А где взять средства на повышение зарплаты чиновникам, если учителям, врачам, коммунальщикам на сущий мизер не находится. Да и что это - в 4 раза поднять зарплату? Выступавший на семинаре депутат Госдумы Владимир Дубов привел такой пример. У нас в России выпускается асфальт, качество которого позволяет по 5-10 лет не ремонтировать дороги. Этот асфальт никто не покупает. И, разумеется, не потому, что он слишком дорог. Не придумано лучшего способа растраты бюджетных средств, чем ежегодный ремонт одних и тех же дорог в одном и том же месте.

Как это ни грустно признавать, но родиться на российской почве экономическому чуду мешает и наш менталитет. Россияне способны на решение грандиозных задач, таких, допустим, как покорение космоса, и на то, чтобы построить "коммунизм" в отдельно взятой семье. А между этими полюсами - провал. Как считает философ Николай Лоссовский, в России нет "средней" культуры. Чтобы она появилась, нам надо перемениться. Португальцам в этом нужды нет. В их стране средняя культура есть, и она способствует процветанию.

РЕФОРМИРОВАТЬ "ГАЗПРОМ" ДО ВЫБОРОВ НИКТО НЕ РИСКНЕТ

Возможность экономического чуда во многом зависит от успешности проводимых реформ. Отмечен первый положительный сигнал относительно того, что кто-то почувствовал позитивное влияние реформ Грефа. Таких среди опрошенных оказалось 27%. Но самые главные реформы - естественных монополий - по сути, еще не начинались. Пока только РАО "ЕЭС России" приступило к первому этапу реформирования. В текущем году аналогичный процесс должен начаться на железной дороге. Об этом на семинаре рассказывал заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов.

- В деле реформирования естественных монополий мы не одиноки. В той или иной степени данный процесс идет во многих странах. Чем страдают монополии? Нет справедливой цены на их продукцию, потому что нет конкуренции. Государство регулирует цену. При этом монополист нисколько не заинтересован в снижении затрат. Главное для него доказать, что без существующих затрат невозможно выпустить продукцию. Сегодня мало кто помнит, что РАО "ЕЭС России" создавалось на три года. Все попытки что-то поменять в монополиях глохли.

Железнодорожное ведомство - единственное сохранившееся советское министерство: это одновременно орган управления и регулирования и самый крупный хозяйствующий субъект. Он сам устанавливает правила, сам их выполняет и контролирует. Отделение государственной функции от хозяйственной деятельности - одна из целей реформирования железной дороги.

Первоочередной же задачей является снижение затрат. Большая часть видов деятельности монополистов не относится к монопольной. На железнодорожном транспорте монопольными являются пути, провода и система диспетчеризации. Все остальное либо конкурентные виды деятельности, либо могущие таковыми стать. Суть реформ состоит в том, чтобы сузить масштаб монополии до ее реальных размеров.

Серьезная проблема - непрозрачность монополий. К примеру, годовая выручка "Газпрома" на будущий год предполагается 1 трлн. 117 млрд. рублей. Огромная сумма. Между тем международные принципы финансовой отчетности используются лишь в части взаимоотношений с иностранными партнерами. Первичный отчет остался доморощенным, то есть не прозрачным. Поэтому, когда нам говорят, что поставка газа на внутренний рынок или перевозка пассажиров на пригородных поездах убыточна, надо всегда относиться к этому с сомнением.

Реформы естественных монополий - это надолго. Если по РАО "ЕЭС России" и железной дороге какая-то определенность имеется, то по "Газпрому" полное отсутствие ясности. Все упирается в разговоры о его уникальности. С одной стороны, это так, а с другой - есть попытки во что бы то ни стало сохранить его монопольное положение в неизменном виде. Программа реформирования "Газпрома" должна была обсуждаться на заседании кабинета правительства, но рассмотрение ее отложено. Сегодня 30% лицензий на новые месторождения газа находится у независимых производителей. Между тем возможность или невозможность прокачки газа по трубе диктует "Газпром". Это серьезная проблема, которая практически блокирует приход нового капитала в газовую отрасль. С учетом тяжелого финансового положения "Газпрома" и на фоне растущего спроса на газ это делает мрачными перспективы газового рынка.

Спрос на газ растет быстрыми темпами по причине того, что он необъяснимо дешев. Газ, по сути, стал бросовым топливом. Дешевизна его тормозит модернизацию, она становится как бы необязательной. Образно говоря, газ можно жечь и на керосинке. Только при цене в 35 долларов за 1000 кубометров газа предприятия станут думать о выборе вида топлива и соответственно об оборудовании под другие виды топлива. Цены на газ должны и будут повышаться. Надо дать предприятиям время на переоснащение, а затем поднять цену на голубое топливо до 35-40 долларов. Эту цену потребители потянут. Порог неплатежей просчитан на уровне 43-46 долларов за 1000 кубометров газа. Для сравнения: в Германии цена голубого топлива 480 долларов.

Почти всех докладчиков, выступавших на семинаре по экономической тематике, журналисты терзали вопросами о реформировании "Газпрома". Интересно, что позиции разных выступающих оказались весьма солидарны.

Андрей ШАРОНОВ: "Разделение "Газпрома" не самоцель. Должен быть доступ к трубе независимых производителей газа. Мы должны уходить от регулирования цен и переходить к свободным ценам, защитив предварительно тех, кто от этого может пострадать. "Газпром" платит 20% всех налогов. Нигде в мире нет такой ситуации. С одной стороны, это, наверное, хорошо, а с другой - плохо, потому что экономика серьезно зависит от одной компании".

Евгений ЯСИН: "Есть чисто технологические особенности этой компании, однако это не означает, что реформирование невозможно. Надо бы начать этот процесс быстрее, но у "Газпрома" есть неприятная, не голландская, а аргентинская болезнь. "Газпром" - это живые денежки, которые власть может использовать. При Черномырдине "Газпром" был вторым бюджетом. То "Наш дом - Россия" поднимали, сейчас надо поднимать "Единую Россию". На сегодняшний день "Газпром" контролирует сам президент, настолько этот кошелек важен. Реформа возможна и должна быть, но будет вряд ли. По крайней мере до выборов точно не будет.

Михаил ХОДОРКОВСКИЙ, президент НК "ЮКОС": "Надо постепенно поднимать цену на газ. 15-20 долларов не покрывают себестоимости. Оптимальная цена - 40-42 доллара. Она позволяет газовикам сохранять конкурентоспособность в конкурентных секторах. Реформировать "Газпром" можно, но не знаю, как к этому подступиться. В данной ситуации стабильность компании сохраняется в ущерб ее эффективности.

ЛОЗУНГ ДНЯ - КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Недавно вся страна узнала, что наш премьер-министр Михаил Касьянов умеет устраивать головомойки. Под его горячую (оказывается) руку попало Министерство экономического развития и торговли во главе с Германом Грефом. Непосвященным повод для проявления праведного гнева оказался непонятен. Коса на камень наехала из-за новой программы реформ, которую предложила команда Грефа. Журналисты, побывавшие на семинаре, оказались в курсе того, вокруг чего велись споры, благодаря выступлению Аркадия Дворковича, заместителя министра экономического развития и торговли. Он рассказал о сути нового программного документа, родившегося как отклик на изменившуюся ситуацию, потребовавшую определенной корректировки плана действий правительства.

- Появилась необходимость поставить более жестко и четко ряд вопросов, - объяснил нам замминистра. - Речь об энергетической программе: сроки ее проведения. Нужно было также более четко определиться по налоговой политике: снижаем налоговое бремя или нет. Кроме того, потребовалось включение в уже проводимую программу реформ административных преобразований, которые не были предусмотрены. Главная точка опоры откорректированной программы - КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ. В ее повышении смысл предстоящей работы.

Поводов задуматься, как сделать российскую продукцию более конкурентоспособной, у правительства хоть отбавляй. Его, в частности, пугает то, что в общем объеме прироста розничного товарооборота, который в целом соответствует росту доходов населения, второй год подряд более половины составляет импорт. То есть прибавка в доходах покрывается за счет импортных товаров. Почему рынок отечественной продукции не перетягивает большую часть растущих доходов населения? Потому что нет инвестиций в производство. В 2002 году инвестиции приросли только на 2,6%.

До поры до времени правительство радовало то, что внутри импорта больше всего растет импорт технологического оборудования. Это означало, что идет модернизация производства. Однако оказалось, если из всей завезенной в Россию техники вычленить оборудование, приобретенное за границей в рамках международного проекта "Голубой поток", то получится, что импорт всего остального технологического оборудования падает.

- Когда мы об этом узнали, наша радость улетучилась в один момент, - комментирует ситуацию Дворкович. - Есть мнение, что пока будут сохраняться высокие цены на нефть, вложения в другие (не в ТЭК) отрасли будут считаться непривлекательными. Это косвенно подтверждается тем фактом, что машиностроение у нас в целом упало, кроме энергетического.

Для России все большее значение приобретает необходимость диверсификации экономики, то есть смещения акцента с сырьевого сегмента в сторону производств с высокой степенью обработки продукции, подразумевающей значительные интеллектуальные вложения. Но как это сделать? Строго расписанного рецепта на этот счет у правительства нет. Есть рекомендации по созданию фондов коллективных инвестиций, по выходу компаний со своими акциями-облигациями на финансовые рынки, по привлечению в качестве инвестиций средств населения.

Важным условием для улучшения экономической ситуации является проведение таможенной реформы.

- Таможня сегодня не выполняет той функции, которую должна выполнять, - считает Аркадий Дворкович. - Мы устанавливаем высокие пошлины, определяем квоты, но они не столько работают на государство и отечественного производителя, сколько превращаются в источник коррупции.

Таможенная реформа предполагает, в частности, установление приемлемых пошлин на товары, которые у нас не производятся, и установление высоких пошлин на конкурирующую продукцию. Но это должно быть в разумных пределах, чтобы отечественный производитель не расслаблялся. В качестве примера Дворкович привел повышение пошлин на иностранные иномарки. Он считает, что если просто поднимать тарифы и при этом не ставить никаких условий перед отечественными автомобилестроителями, то ни к чему хорошему это не приведет.

Одним из условий продвижения вперед является целенаправленная поддержка экспорта.

- Эта работа долгие годы не велась в системном порядке. Если сегодня мы начнем хотя бы чуть-чуть что-то делать в этом направлении, то сразу можем получить хороший результат, - продолжает рассказывать о новой программе команды Грефа Аркадий Дворкович. - Если не локомотивом, то серьезным двигателем роста, может стать ипотека. Она, с одной стороны, связана с финансовыми рынками, а с другой - является значительным стимулом для развития таких отраслей, как строительство, производство строительных конструкций и изделий, а также мебели. Кроме того, соприкасаясь с такой сферой, как ЖКХ, ипотека и на нее может оказать свое благотворное влияние. Механизм ипотеки начнет запускаться в текущем году с помощью государственных денег. Но она должна как можно быстрее сойти с бюджетной иглы, чтобы на определенном этапе не оказаться в коме.

Мы довольно долго говорили о банковской реформе, но всерьез ничего не делали. Ситуацию изменил закон о валютном регулировании, разрешающий предприятиям открывать счета в заграничных банках. Наши банки после этого забеспокоились, поскольку теперь их конкурентоспособность заметно снижается. Именно это и стало толчком для запуска банковской реформы. В ближайшей перспективе правительство рассмотрит предложения по резкому снижению издержек на осуществление банковской деятельности. Эти издержки включают в себя, например, арендную плату, установленную для банков в таком же размере, как для казино. К издержкам относится и формирование обязательных банковских резервов. Они у нас по сравнению с другими странами являются рекордными. Очень много ненужной отчетности, которая также не удешевляет труд банкиров. Снижение издержек приведет к уменьшению кредитных ставок. А это и конкурентоспособность банков повысит, и участь заемщиков облегчит.

Подытоживая вышесказанное, можно резюмировать, что предпосылки для экономического чуда у нас есть. По крайней мере у нашего правительства имеется представление, каким путем мы должны к нему идти. Но вот пойдем ли? Для этого и правительству надо усидеть в кресле, и всем нам проникнуться пониманием того, что, ничего не меняя, Португалию не догонишь.  

Галина ЛЕВЧЕНКО, Волгоград. Журнал "Деловые вести", № 4, апрель 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики