В рамках клуба "Из первых уст" региональные журналисты получили уникальный шанс встретиться и пообщаться не только с представителями государственной власти страны, но и узнать мнение о проводимых экономических реформах тех людей, которых эти реформы касаются далеко не в последнюю очередь, а именно - представителей крупного бизнеса. Своими размышлениями о том, что происходит с экономикой России в последнее время, о ее проблемах и путях их решения с журналистами поделился президент крупнейшей нефтяной компании "ЮКОС" Михаил Ходорковский. Как человек молодой и успешный, он довольно безжалостно комментирует положение родной страны, но вместе с этим предлагает и решение проблемы. Ставку президент НФ "ЮКОС" делает на молодых и талантливых, на активных и знающих закон людей, на либеральную Россию с действующей судебной системой...
Структура промышленного производства России: от нефтедобычи к "охоте за головами"
В начале встречи, Михаил Ходорковский обратил особенное внимание, что расхожее утверждение, ставшее почти аксиомой, о том, что Россия - это страна, которая добывает нефть и газ и существует за счет этого, мягко говоря не соответствует действительности. По мнению главы "ЮКОСа", за счет поставки и продажи нефти и газа живет федеральный бюджет. Как говорит наш министр финансов, 40 процентов федерального бюджета - это доходы от нефти и газа. Между тем, большинство населения страны федеральный бюджет волнует во вторую очередь. Жизнь этой части населения непосредственно зависит от того, сколько зарабатывает сам гражданин, его родственники и, в меньшей
степени, сколько доходов получают муниципалитеты. Если же говорить о доходам отраслей в государственных масштабах, то оказывается, что машиностроение, металлообработка в процентном отношении приносят в федеральный бюджет ничуть не меньше средств, чем топливная промышленность. Близко к этим показателям стоит и пищевая промышленность, цветная и черная металлургия, не говоря уже о сельском хозяйстве. Таким образом, структура промышленности не основывается исключительно на топливной отрасли.
Кроме того, по мнению г-на Ходорковского, сырьевые отрасли
России имеют ограниченный потенциал роста. Это происходит не от того, что в стране мало запасов - их как раз предостаточно, в особенности минеральных ресурсов, нефти и газа. Но, как ни странно, все эти богатства в мире практически не востребованы. Все становится на свои места, достаточно лишь вспомнить о том, что современный мир - это мир информационных технологий, мир, где покупают и продают продукты интеллектуального труда. Вследствие этого энергопотребление и материалоемкость производства падает, а поставщики сырья конкурируют между собой за оставшийся рынок. Таким образом, суммарный показатель экспортного потенциала наших сырьевых отраслей не превышает 240 миллиардов долларов. Еще 300-350 миллиардов способны дать в государственную казну обрабатывающие отрасли, но прибыли большей чем 500-600 миллиардов долларов, традиционной российской промышленности добиться в ближайшие год-два не удастся. Лишь к 2010 году доля этого сегмента экономики в ВВП сможет достигнуть порядка 900 миллиардов долларов, из этой суммы приблизительно 180-240 млрд. долларов придется на сырьевые отрасли.
Много это или мало? По мнению Михаила Ходорковского, очень мало. Для сравнения, к этому же времени ВВП США способен вырасти до 11 триллионов тех же "зеленых", при численности населения всего в два раза больше. Что можно сделать в такой ситуации? Решение лежит, если можно так выразиться, в области кадровой политики. От 2,5 до четырех миллионов человек в нашей стране принадлежат к интеллектуальной элите, наиболее активной и профессионально востребованной части населения. К ним относятся ученые, предприниматели и некоторые другие категории. Это люди, которые и у нас, и за рубежом могут рассчитывать на зарплату свыше 100 тысяч долларов на человека в год. Для собственной державы каждый из таких людей ежегодно способен произвести интеллектуального продукта на сумму не менее 340 тысяч долларов, а то и больше. Тот валовый продукт, который способны произвести эти люди превышает ВВП, получаемый другими отраслями российской экономики.
Каким образом можно сдвинуть российскую экономику с печальной отметины в 3-4 процента темпа роста, чтобы в средней перспективе выйти на уровень стран со средним уровнем жизни населения? Вопрос непростой, так как касается он не только экономистов-государственников, но и всех граждан страны. Это не высокие слова, все обстоит гораздо практичнее. Необходимо поменять психологию самых разных слоев населения, для того, чтобы изменить российскую аксиому: талант должен быть голодным. Слишком дорого подобное отношение может стоить детям и внукам нынешних россиян. В подтверждение тяжких последствий, к которым может привести долговременное халатное отношение к интеллектуальным ресурсам, можно привести пример Индии, которой нынче все труднее становится справляться с обеспечением растущего и нищающего населения и одна из основных причин этому - массовый отток ученых и прочих профессионалов в США и другие страны. К примеру, славу американской Силиконовой долине принесли умелые руки врачей-индусов. На встрече глав государств в Давосе, премьер-министр Индии прямо заявил о том, что развитые страны, забрав 30 миллионов человек оставят голодным миллиардное население и никакой гуманитарной помощью государство спасти от голода, а, может быть, и краха, не удастся.
Первой задачей становится воспроизведение высококвалифицированных людей. Два столпа, которые, по мнению Михаила Ходорковского, должны лечь в основу новой кадровой политики - это высокий уровень образования и культивирование идеологии предприимчивости. Просто образование никому не нужно, толковых и смекалистых людей во всем мире - пруд пруди. На Западе инженер получает 50 тысяч долларов, но ценится только тот человек, который может поставить свой ум на службу промышленности, а в конечном счете, на службу обществу. Предприимчивость полностью выпала из мировоззрения российского населения, в постсоветскую эпоху она ассоциируется исключительно с неким криминалом, в котором порядочному человеку не место. По мнению президента "ЮКОСа", современная промышленность нуждается не в тихонях-"очкариках", а в "интеллектуальных дебоширах", ей необходимы люди с активной гражданской позицией, способные отстаивать свою точку зрения, не боящиеся идти на конфликт с традиционной точкой зрения. Широкая пропаганда культуры предпринимательства должна идти на всех уровнях - от федерального до регионального.
Не менее важным условием для того, чтобы остановить отток интеллектуальных ресурсов из страны становится создание условий для эффективной работы на родине. Интеграция России в мировую экономику была и остается огромной проблемой. Надо отдавать себе отчет - пока еще страна находится на отшибе от основных мировых рынков. Сегодня на Россию смотрят если не как врага, то как на сомнительного соседа с подмоченной репутацией. Да, могут поссорится и Америка с Европой, но окажись наша страна в такой ситуации, она рискует не больше, не меньше, как своим будущим.
В качестве международного партнера надо ориентироваться на США, даже роль младшего партнера способна существенно помочь России. Печально, но факт остается фактом - нынешняя российская экономика составляет 10 процентов американской, а это означает, что без неравного партнерства нечего и думать выбраться из экономической "черной дыры". Никакой высокоинтеллектуальный прорыв без интеграции в мировую экономику, в первую очередь, американскую, невозможен. Да, мы можем подождать двадцать - тридцать лет, может быть тогда ситуация изменится, но это из области русского "авось", пока же о великоросском самолюбии надо забыть.
Старая русская пословица гласит - не плюй в колодец, пригодится воды напиться. Между тем, именно халатное отношение со стороны правоохранительных органов, отсутствие эффективно действующей судебной системы становится основной причиной отъезда ученых, особенно представителей молодой науки, из страны. Даже самый одаренный человек в обычной жизни остается человеком, а значит нуждается в том, чтобы его и его близких государство могло защитить от криминала, от проявлений национализма - от терактов до хулиганов в подворотне. Наверное, не стоит даже комментировать эту проблему, всем нам хорошо известно, что в нынешней России таких гарантий не может дать никто. Между тем, ежегодно страна теряет 100 тысяч человек, среди которых находятся именно те люди, которых ей стоило беречь для собственного блага и умом которых должна была гордиться. Охотников "подобрать" эти кадры во всем мире найдется немало - Германия, Англия, США, Япония.
Чем выше пенсия, тем ниже ВВП
Для того, чтобы Россия вошла в число развитых стран нынешние темпы роста экономики, оцениваемые Минфином РФ в 3-4 процента, не годятся: такие же темпы роста экономики у наших успешных соседей, следовательно, сохраняя одинаковые показатели, нам догнать их не удастся. Ключевым вопросом здесь становится снижение доли государственных вложений в ВВП, между госрасходами в этой сфере и экономическим ростом существует прямая связь: если госрасходы составят более 20 процентов, то темпов роста свыше 10 процентов можно не ждать.
Как считает Михаил Ходорковский, для того, чтобы изменить ситуацию, необходимо повысить производительность труда в госаппарате, которая снизилась за последние десять лет почти в три раза. Происходит не только расходование гигантских сумм на содержание работающих, не только отвлечение на решение непроизводственных задач части интеллектуальной элиты, но и потому, что многочисленный госаппарат, испытывая настоятельную потребность себя занять, отвлекается на выдуманные задачи и сдерживает рост ВВП в других отраслях.
В экономике страны существует и другая взаимосвязь - между уровнем доходов пенсионеров и ростом численности сельского населения, чем выше первый, тем ниже последний. Вопрос стоит так: увеличивать ли объемы платежей за счет непроизводящей части общества, или дать возможность заработать молодым, для того, чтобы именно молодежь содержала своих родителей. Скорее всего, дальнейшее развитие социальной политики России пойдет по второму пути. Темпы роста соцобеспечения должны отставать от темпов роста экономики страны. Все остальные факторы роста вторичны и является не более чем производными от этих закономерностей. В их число входит развитие экспортных отраслей (здесь всего две проблемы - это таможня и налоги), развитие внутреннего рынка, которому препятствует отсутствие стимулирования зарплаты.
Что касается последней проблемы, то в России никогда не существовало культа высокой зарплаты, сам путь, по которому могло бы происходить такое стимулирование, в государстве отсутствует, в итоге не стоит ждать ни повышения КПД работающих, ни развития внутреннего рынка. Кроме этого, для увеличения темпов роста экономики необходимо формирование национального рынка капитала и развитие инфраструктуры - строительство дорог и новых систем связи не стоит отпускать в самостоятельное русло, проекты должны оставаться под контролем государственных органов. Всерьез стоит отнестись и к развитию интеллектуальных отраслей, где основным препятствием вновь становятся налоги.
Однако без повышения доверия к России на международном уровне вся предыдущая работа способна пойти насмарку. Наступило время, когда любые высказывания российских представителей о родине, должны быть точными и достоверными, как никогда. Порою срабатывает желание пококетничать и принизить себя в глазах соседей, а вдруг возьмут и похвалят? Не похвалят, а примут за чистую монету. Преступность в России намного ниже, чем в большинстве мировых державах, но ругают и склоняют по этому поводу лишь ее да Руанду. В итоге кредитный рейтинг России ниже, чем у бывшей Польской народной республики. Если нам удастся в ближайшее время достичь польских показателей, то объем иностранных инвестиций вырастет в 10 раз, стоимость заемного капитала сократится на 4-5 процентов, вырастут доходы от приватизации и цены на российские активы, увеличатся доходы от тех же минеральных ресурсов, т.к. появится возможность расширить рынок сбыта и повысить цены на этот вид ресурсов.
По мнению Михаила Ходорковского, с принятием нового налогового кодекса инвестиционный климат в России изменяется к лучшему. К причинам, повлиявшим на привлекательность страны для иностранных инвесторов относится и общественный консенсус в отношении корпоративного управления и позиция государства к событиям 11 сентября. Все это привело к тому, что восприятие инвестиционного климата в России радикально улучшилось. Сейчас темпы роста инвестиционной привлекательности немного снизились.
Реформы: судебная, банковская, коммунальная...
Для того, чтобы попасть в число развитых стран, России придется провести серьезную судебную реформу. Да, она уже начата, но проблема заключается в том, что судебная система не сможет функционировать нормально до тех пор, пока в России отсутствует гражданское общество. Пока же в стране будут либо коррумпированные независимые судьи, либо некоррумпированные, но зависимые от исполнительного аппарата. Между тем, судебная система должна зависеть исключительно от общества и ему же служить. Но гражданское общество в стране лишь начинает формироваться, поэтому и рассчитывать на создание и функционирование по-настоящему хорошей судебной системы пока не приходится.
Не меньше проблем и препятствий создает на пути быстрого роста экономики несовершенная банковская система. На сегодняшний день репутация российских банков еще полностью не восстановлена. Дело здесь не пресловутом дефолте 1998 года, его нам вроде бы простили, а в задержке банковской реформы. Множество мелких компаний называет себя банками, в результате признанной в мире банковской системы в России не существует. Возможно, реформа начнет действовать в связи со сменой руководства Центробанка РФ. Это важно и для малого бизнеса, и для развития ипотечного строительства на территории страны, которые без надежной банковской системы находятся в подвешенном состоянии.
Реформа ЖКХ - вещь столь же неприятная и непопулярная, сколь и необходимая. Недовольство населения, по мнению г-на Ходорковского, в большей степени вызывается недоинформированностью о том, что происходит на самом деле, некачественная, непроверенная информация порождает массу слухов и волну общественного возмущения. Между тем, главной идеей реформы не является идея переложить на плечи населения затраты на жилье - это полная экономическая бессмыслица, которой страна не выдержит. На самом деле населению можно и нужно отдать все те деньги, которые на сегодняшний день идут через государственные дотации и которыми население могло бы расплачиваться за получаемые услуги. Тут же возникнет конкурентный рынок предложения коммунальных услуг, вслед за этим их стоимость снизится как минимум вдвое. Пока же коммунальный сектор - единственный оставшийся крупный госсектор экономики, эффективность которого практически равна нулю. Производительность труда в коммунальной сфере сильно отстает от нормального уровня, причиной этому - отсутствие конкуренции и государственное финансирование коммунального сектора.
В число необходимых реформ входит и реформа монополистов вкупе с либерализацией рынка. Прежде всего реформа должна коснуться РАО ЕЭС, Газпрома и железных дорог, либерализация энергетического, газового и дорожного рынка позволит снизить стоимость услуг и повысить производительность труда на 20-30 процентов. Будь та же электроэнергетика сегодня отраслью частной и конкурентной, никто бы не говорил о 90 миллиардах долларов ежегодных инвестиций, хватило бы и 3-4 миллиардов. Пока же, по сравнению с 1992 годом, доля монополистов в затратах отрасли заметно возросла. Средства, забираемые предприятиями монополистами из карманов населения становятся все больше, а количество потребленной продукции остается прежним.
Серьезной проблемой на пути экономического роста была и остается коррупция. Она давно уже стала одним из наиболее критичных факторов, которые не только препятствуют притоку иностранных инвестиций, но и сдерживает нормальное развитие внутреннего российского рынка. Барьер, который создает системная коррупция, легко преодолевают крупные компании, но об него разбивается средний и мелкий бизнес. Между тем, именно предприятия среднего и мелкого бизнеса составляют "соль земли" российской промышленности и способствуют нормальному развитию гражданского общества. Крупная промышленность производит только товары и услуги, а гражданское общество является результатом деятельности среднего и мелкого бизнеса. В итоге, коррупция препятствует и появлению в стране широкой прослойки среднего класса и ее устранение - задача не столько экономическая, сколько политическая. 

|
|