"ПИОНЕРЫ" ОКАЗАЛИСЬ В ХВОСТЕ. ИПОТЕКА БОЛЬШИНСТВУ НАСЕЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НЕ ПО КАРМАНУ
Автор: Дагаева Анастасия
Регион: Иркутск
Тема:  Имущественные отношения
Дата: 04.06.2003

Депутатские слушания на тему жилищного строительства будут проведены Законодательным собранием в ближайшее время. Проблема жилья - одна из самых актуальных и самых не решаемых в Приангарье. Сегодня Иркутская область является аутсайдером среди российских регионов, где реализуются ипотечные жилищные программы. Однако еще весной прошлого года на межрегиональном совещании с участием Госстроя РФ Иркутская область была признана пионером в развитии ипотечного кредитования в России. Тогда иркутскую ипотечную программу обозначили базовой для создания региональных моделей и подготовки Всероссийской ипотечной программы.

Анастасия ДАГАЕВА

Как заявил "Известиям" заместитель председателя ЗС Геннадий Истомин, вопрос жилищного строительства в области "завален напрочь":

— У нас в области отсутствует закон "О жилищном строительстве", нет программы жилищно-строительного комплекса. Кстати, именно поэтому Иркутская область отстает от других регионов России в сфере ипотечного предоставления жилья.

Между тем, Геннадий Истомин отметил, что в Иркутской области создана правовая база для развития ипотеки. Причем, в нашем регионе ипотечное законодательство было принято раньше, чем в других субъектах РФ (область была второй по России). Депутат напомнил, что в 2000 году был принят областной закон "О развитии ипотечного строительства ". Для этих целей из бюджета 2000 года было выделено 26 млн рублей. "А дальше "завязли" в болтовне, и на сегодняшний день органы власти вопросами ипотечного строительства не занимаются. Сейчас Приангарью с другими регионами не сравниться", — подчеркнул парламентарий. Геннадий Истомин предъявил документы, где указано, что в 2002 году Башкортостанский ипотечный фонд предоставил 4,8 тысяч квартир в рассрочку, Пензенский - 586, а Иркутский фонд — только 45 квартир.

Депутату ЗС непонятна и пассивность Союза строителей, от которого вообще не поступает никаких профильных предложений. "Скоро у нас ни одного башенного крана не останется. Строить-то нечего", - негодует Геннадий Истомин. По его словам, за последние несколько лет в Иркутске не появилось ни одной новой базы с современными технологиями строительства: "Нам необходимо развивать стройиндустрию, ведь это работа сразу 20 смежных предприятий. Ипотека в Приангарье становится привилегией для богатых людей. Хотя изначально ее целью является обеспечение жильем тех, кто не имеет возможности купить квартиру сразу".

Комментарий

На семинаре Клуба региональной журналистики "№Из первых уст" тема ипотечного кредитования была достаточно актуальной. О том, что делается нового и полезного в этой области рассказал заместитель Министра экономичекого развития и торговли РФ Аркадий Дворкович:

— Если государство не вложит средства в ипотеку на первом этапе, то она не пойдет. Сегодня федеральная власть приняла решение в ипотеку вкладываться. Правда, пока еще не большими деньгами: нужно посмотреть - заработает это или нет. Уставный капитал агентств ипотечного жилищного кредитования необходимо обеспечивать определенными средствами, а также давать гарантии о размещении агентствами своих ценных бумаг. Только на этой основе агентства смогут работать. Но важно не сделать иптоку в конечном счете государственной. А сделать так, чтобы ипотека стала реальным частным рынком. Если замыкаться на внутреннем финансировании, то в какой-то момент государство перестанет выделять средства: их просто не будет в бюджете. А частный сектор не появится. Вывод: нужно создать механизм привлечения частного капитала. Каким образом? Первое - разработка стандартов ипотечного кредитования: агентства будут принимать только те кредиты, которые отвечают этим стандартам. Соответствующая федеральная структура должна рзработать эти стандарты (требования к заемщику, к оформлению залога и т.д.) и разослать во все регионы. О стандартах будут знать и банки. Второе - разработка правил выпуска ценных бумаг, которые связаны с ипотекой. Сейчас ко второму чтению готовиться закон "О ценных бумагах", где сказано об ипотечных облигациях и сертификатах участия. Третье - реформирование законодательства о залоге. Сегодня залогодержатели не защищены. Необходимо сделать так, чтобы ипотечный кредит и залог, который его обеспечивает, были на первом мете. Так принято во всем мире. Это вряд ли можно будет сделать за один год, поскольку с политической точки зрения это непростой момент. Кроме того, надо сделать так, чтобы банки были заинтересованы участвовать в ипотечном рынке. А сегодня всю пенку снимают строительные фирмы. Банки от ипотечных кредитов получают 2-3%, а строительные организации - 50-60%. А в чем проблема? В том, что рынок жилья подконтролен местным властям. А они просто не выделяют участки под застройку на льготных основаниях. Если бы банки были заинтересованы в ипотечном рынке (что возможно за счет предоставления неких преференций) и начали бы кредитовать своих клиентов на строительство жилья, тогда и квартиры стали бы дешевле и доступнее. А это значит, что в ипотечную сферу пришел бы реальный капитал. Уже в нынешнем году порядка 30-40 тысяч кредитов будет выделено из федерального бюджета. Капля в море, но с чего-то надо начинать. Новый закон "О ценных бумагах", надеюсь, заработает с середины 2003 года. Со второго полугодия, максимум с 2004-го, начнется выпуск ипотечных ценных бумаг.

Справка "Известий"

Председатель Госстроя РФ Анвар Шамузафаров назвал Иркутск пионером развития ипотечного кредитования в России. По его словам, именно иркутская региональная ипотечная модель должна стать базовой для других регионов России.

Иркутская система ипотечного кредитования была создана три года назад. А в конце 2001 года ОАО "Иркутское региональное ипотечное агентство" зарегистрировало выпуск первых в России послереволюционных облигаций, обеспеченных залогом закладных. Фактически эти облигации являются аналогом известных в мировой практике "ипотечных ценных бумаг". Отработка системы, которую создают в ИРИА, происходит впервые в нынешней России. Специально под эту схему был создан кредитный союз "Рост", который является самостоятельным учреждением, но назначение его - быть обслуживающим элементом ипотеки.

Первая эмиссия облигаций в Иркутской области состоялась на пять миллионов рублей. Сумма не большая, но как говорят в ИРИА, вся она до копейки обеспечена группой закладных, то есть реальными квартирами. Эти облигации разошлись по закрытой подписке среди юридических лиц, а после дойдет очередь до всех желающих.

— Иркутская система ипотечного кредитования интересна тем, что впервые был апробирован механизм рефинансирования, — говорит Владимир Пономарев. - Мы уверены, что развитию системы ипотечного кредитования в России необходимо придать необратимый характер, то есть внедрение механизмов рефинансирования. Бюджетные деньги заканчиваются быстро. При условии же правильного кредитного механизма система переходит на самофинансирование.

Ирина ЛЕНЬШИНА

Мнение

Председатель совета жилищного кооператива "Содействие" Сергей Пушкарев:

- Наш кооператив существует чуть меньше года. Претендовать на квартиру могут только те, кто вступил в кооператив, и желательно заплатили 35% от стоимости квартиры. Интерес у людей к нам высокий. Но народ боится, он напуган различными финансовыми пирамидами. Наши клиенты - предприниматели, мелкие бизнесмены. Работники бюджетной сферы с неплохой зарплатой тоже могут стать членами кооператива. При первоначальном взносе в 35% ежемесячно необходимо выплачивать по 4,5 тысячи рублей. Если, конечно, квартира недорогая, допустим, 500 тысяч рублей. Те, кто не в силах заплатить сразу треть оплаты, может накопить. У нас все расчеты в условных единицах, поэтому клиенты защищены от инфляции. К осени 2003 года мы хотим возродить кооперативное движение по аналогии, что было в советские времена.  

Анастасия ДАГАЕВА, Иркутск. Газета "Известия в Иркутске", 21.05.03.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики