Ворчать по поводу повышения тарифов на коммунальные услуги нынче модно. И вряд ли стоит осуждать кого-либо за такое ворчание: были бы услуги ЖКХ именно услугами, а не сплошной головной болью…
Жилищно-коммунальное хозяйство, оказывается, - одна из крупнейших отраслей народного хозяйства. Как отмечают авторы доклада "Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива", подготовленного группой экспертов во главе с известным экономистом Евгением Ясиным, по численности рабочих мест ЖКХ уступает только промышленности, сельскому хозяйству, образованию и здравоохранению.
Между тем, эта отрасль остается в крайне тяжелом состоянии, и ее слабо коснулись рыночные преобразования. Отрасль находится в состоянии застойного кризиса. В чем причины?
Авторы доклада главную из них видят в том, что в ходе рыночных реформ власти так и не решились на реальное распространение в жилищно-коммунальную сферу рыночных отношений. Чтобы избежать роста социального напряжения и сдержать инфляцию, цены на жилье и коммунальные услуги не подвергались либерализации или разумному регулированию в соответствии с реальными издержками. И одновременно, что очень важно, не были приведены в соответствие доходы населения.
Осталась прежней и структура отрасли: в ней преобладают государственные и муниципальные предприятия, монополизировавшие оказание услуг и завышающие их стоимость. В итоге значительная доля расходов по содержанию ЖКХ лежит на бюджетах.
В докладе "Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива" приводится не мало интересных цифр. Так, например, в 2001 году в целом по стране стоимость предоставленных населению услуг ЖКХ составила 360 млрд. рублей. Из них платежами населения было покрыто 170,6 млрд. рублей (47,7%), средствами бюджета - 129,1 млрд. рублей (35,5%). Дефицит составил 60,3 млрд. рублей (16,8%). На эту суму практически допущено "проедание" капитала ЖКХ. И ладно бы, если только в 2001 году. Но такое "проедание" происходит у нас уже много лет.
Особый разговор - о бюджетных расходах на подготовку к зиме. Такой статьи, отмечают авторы доклада, не найдешь практически ни в одном бюджете. Но каждый год бюджеты всеми правдами и неправдами изыскивают средства и выплачивают их предприятиям ЖКХ на покупку топлива, ремонт сетей, замену котлов и т.п.
Теперь о долгах в сфере ЖКХ. Задолженность бюджетных организаций в целом по стране на начало 2002 года была 46 млрд. рублей, задолженность населения - всего 10 млрд. рублей. Как правило, население платит за оказываемые услуги исправно. Накопленная задолженность бюджета перед ЖКХ - 250 млрд. рублей, а предприятий ЖКХ - 300 млрд. рублей, в том числе 30 млрд. рублей - это долги перед бюджетом, социальными фондами и пени с них.
Сложилась парадоксальная картина: отрасль недофинансируется, а в результате разрушается жилой фонд и инженерные коммуникации. В то же время издержки и цены на услуги ЖКХ очень высоки и покрывают огромные потери ресурсов, в том числе электроэнергии, тепла, газа, воды и т.д., расход которых контролируется исключительно слабо.
По оценкам специалистов, издержки ЖКХ при минимальных инвестициях могут быть сокращены на 25-30%. Экономия с лихвой перекрыла бы недофинасирование. Но пока ЖКХ в силу его нынешней структуры абсолютно непривлекательно для бизнеса и инвестиций, а стало быть, и для эффективной модернизации.
Разорвать замкнутый круг должна была реформа ЖКХ, в которой предполагались три ключевые позиции:
· оплата потребителями полной стоимости услуг ЖКХ, ликвидация бюджетных дотаций и введение жилищных субсидий бедным семьям, расходы которых на услуги ЖКХ составляют более 25% семейного бюджета;
· формирование конкурентного рынка услуг ЖКХ и снижение на этой основе издержек по их производству;
· создание организаций собственников жилья как покупателей услуг ЖКХ и участников рынка этих услуг: кондоминимумов, товариществ собственников жилья (ТСЖ).
В целом эти идеи реформы ЖКХ правильные. Но как обстоят дела с их реализацией? Например, оплаты услуг потребителями.
Доля населения в оплате достигла уже почти 80%, тогда как в 1997 году она была 15-20%. Сторонники реформы в ее первоначальной версии предлагали достигнуть 100-процентной оплаты услуг потребителями повсюду и в кратчайшие сроки. Но эта их идея оказалась нереализованной. Даже самые радикальные реформаторы теперь понимают, что дальнейшее повышение тарифов для населения при нынешнем уровне его денежных доходов будет наталкиваться на растущее сопротивление и чревато социальным взрывом.
Что делать? Многие считают, что выходом из тупиковой ситуации могли бы стать жилищные субсидии на оплату услуг ЖКХ для наименее обеспеченных слоев населения. Но авторы доклада с такой точкой зрения не согласны. При нынешнем подходе, считают они, доля жилищных субсидий в доходах некоторых категорий семей может достигнуть величины, подрывающей стимулы к труду. Вообще, если жилищные субсидии превысят примерно 10% доходов семей, их следует признать чрезмерными, и, стало быть, надо искать иные пути решения проблемы.
Одним из таких путей авторы доклада, подготовленного под руководством академика Евгения Ясина, видят в том, чтобы повысить стоимость всех услуг ЖКХ, включая газ и электроэнергию, до рыночной стоимости. Предлагают они и ликвидировать все льготы, дотации и субсидии, а высвободившиеся бюджетные средства плюс дополнительные доходы бюджета от налогообложения "Газпрома", РАО "ЕЭС" и локальных монополий направить на повышение пенсий и заработной платы бюджетников для того, чтобы они могли оплачивать услуги ЖКХ по полной стоимости. Ну а доходы тех, кто работает в коммерческом секторе, отрегулирует рынок труда. В результате произойдет существенное сокращение дифференциации населения по денежным доходам. В итоге можно ожидать, что расходы бюджета на ЖКХ значительно сократятся.
Необходимо реформировать и саму структуру ЖКХ, создавать рынок соответствующих услуг, развивать конкуренцию. Только тогда жилищно-коммунальное хозяйство перестанет быть висеть тяжелой гирей на российской экономике. Экономисты признают, что еще не прошла пора дискуссий и инициатив о том, как нам реформировать ЖКХ. Но предупреждают, что уже в самое ближайшее время жилищно-коммунальное хозяйство станет ареной серьезных преобразований, к которым должны быть готовы все граждане страны - и богатые, и средний класс, и те, у кого доходы ниже прожиточного минимума. 
Игорь КРАСНОВСКИЙ, Смоленск. "Смоленская газета" 8 мая 2003 года.

|