Во время беседы с Виктором Христенко, журналистами был задан один, немного каверзный, вопрос: меняется ли что-нибудь в ваших взглядах после встреч с жителями российской глубинки? Заместитель главы Правительства ответил, что даже за тот срок, который он проработал в составе Правительства РФ, взгляды менялись, и не раз. Богатый событиями период с 1998 по 2002 год, не мог не повлиять на отношение к сегодняшним возможностям страны. С другой стороны, времени на общение с простыми гражданами, во время рабочих визитов в регионы остается не так уж много. От редких бесед, особенно на волнующие Христенко темы электроэнергетики и транспорта, появляется, по его выражению, некая "настройка", которая влияет на принятие решений уже на правительственном, государственном уровне. Что ж, как говорится, имеющий уши - да услышит, а мы продолжаем знакомиться с мнением руководства страны по наиболее болезненным вопросам российской экономики.
Стальной каркас из рельс и проводов
Безусловно, одной из серьезнейших проблем является сохранение целостности России, собственно это проблема касается сохранения источников роста и развития ее огромной территории. По мнению Виктора Христенко, целостность сегодняшней России никто не оспаривает, хотя еще некоторое время назад, в 1992-1993 годах, по государству прокатился целый парад суверенитетов. Благодаря тому, что не удалось расчленить инфраструктурные отрасли - электроэнергетику, железнодорожный и трубопроводный транспорт, государство осталось единым, не развалившись на мелкие псевдокняжества. Другое дело, если признать, что Дальний Восток - это Россия, то для этого должны существовать определенные экономические условия, которые обеспечивались бы центральными властями. Имеется в виду и транспортная доступность, и энергетическая обеспеченность - именно эти факторы определяют уровень жизни населения и не могут оставаться во внутреннем ведении регионов. Перевозки на дальнее расстояние должны стать дешевле перевозок на короткое, если будет необходимо, возможно и использование перекрестного субсидирования, сродни тому, что существует по электротарифам. В федеральный бюджет этого года уже заложены средства на компенсацию тарифов на пассажирские перевозки. Средства небольшие, но это первый шаг к ответственности федеральных властей за то, что происходит в регионах.
РАО ЕЭС: грядущие метаморфозы
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, Виктору Христенко потребовалось представить некоторые прогнозы развития энергетической политики страны на ближайшее время. Наиболее важным, по мнению Христенко, становится сегодня создание федеральной сетевой компании. Это означает сбор под одной крышей магистральных сетей, для того, чтобы дать возможность передающей инфраструктуре электроэнергетики - железным дорогам, осуществлять любые перетоки электроэнергии. Схема проста - в ней задействован системный оператор, тот человек, который на этом рынке должен заниматься диспетчированием и отбором поставщиков, и генерирующие компании - сегодня их 74, в дальнейшем останутся максимум десять. Выделение расходов на передачу электроэнергии отдельной строкой в федеральном балансе сделает их прозрачными на все сто процентов. Но этот шаг должен быть закреплен и с точки зрения тарифной политики. С 1 января следующего года федеральная сетевая компания должна выйти на самостоятельные тарифные позиции. С этого момента тарифы на ее услуги будут устанавливаться федеральной энергетической комиссией. Будут ли тарифы выше или ниже существующих - ответ на этот вопрос даст жизнь. По оценкам самого г-на Христенко, серьезного роста тарифов не предвидится.
С созданием федеральной сетевой компании должно измениться и положение лидирующих электроэнергетических компаний, в частности изменяться тарифы на их услуги. О том, какими будут результаты этих перемен, единого мнения не существует. Самая главная проблема - это избежать создания на рынке дефицита по электроэнергии. В противном случае, продавцы электроэнергии смогут давить на потребителей своими ограничениями. Ситуация прояснится в конце года, когда будут подготовлены Правила функционирования оптового рынка.
Большие налоги малого бизнеса
Комментарий Алексея Кудрина по налогообложению малого бизнеса Стратегия и прогнозы, какой следующий шаг Правительства РФ.
На сегодняшний день самой яркой инициативой Правительства в области налогообложения малого бизнеса стал законопроект по установлению налогов для малого бизнеса, а точнее - создание упрощенной системы со сниженными ставками налогов, причем упрощена как система ведения бухгалтерского учета, так и само начисление налогов. Малому предприятию достаточно будет иметь книгу, куда заносились бы его доходы и расходы. Такое ведение учета не требует какой-то специальной формы бухотчетности. Двадцатипроцентная ставка налога на прибыль будет начисляться на разницу между доходной и расходной частями бюджета предприятия. К тому же, если в текущем месяце предприятие часть своих средств потратило на оборудование, то эта сумма автоматически будет исключаться из доходной части, а, следовательно, и облагаться налогом на прибыль.
Новая система налогообложения малого бизнеса существенно отличается от прежней. Поэтапное списание расходов на оборудование, или иначе амортизацию - это первая часть изменений в налоговой схеме. К 20 процентам ставки налога на прибыль добавляется и четырнадцатипроцентная ставка страховых платежей в Пенсионный фонд, для того, чтобы каждый гражданин, работающий в малом бизнесе, мог заработать себе на пенсию. Это все, что надо будет платить малым предприятиям вместо единого социального налога, который достигает на сегодняшний день почти 36 процентов. По выражению Алексея Кудрина, оставшаяся часть ЕСН будет "прощена" государством и впоследствии пенсия будет начислена в полном объеме, включая базовую, "социальную", "трудовую" страховую, и накопительную части. Таким образом, за счет государства, налоговое бремя малого предпринимательства становится значительно легче, а значит есть надежда на то, что рост этой части российского бизнеса, не заставит себя долго ждать.
К большим событиям в этой сфере можно отнести и утверждение федеральной целевой программы развития малого бизнеса, в которой содержится целая система мер, связанных с поддержкой структуры малого предпринимательства, в том числе развитие услуг по юридическому консультированию, доступности к информационным и кредитно-финансовым ресурсам, маркетинговых услуг.
Сегодня к малым предприятиям относятся те, объем капиталов которых не превышает 10 млн. рублей. По словам Алексея Кудрина, Правительство РФ рассчитывает на то, что объем этих предприятий будет расти. Между тем, ставка останется прежней. Иначе, с учетом всей налоговой системы, системы льгот и ухода от более высоких налогов к более низким, государство потеряет большую долю налоговых отчислений. Поэтому после того, как доходы предприятия вырастут выше ставки в 10 миллионов рублей, оно должно платить налоги в полную силу, в том числе и НДС.
В том, что касается налога на имущество, то в 2003 году он будет преобразован в налог на недвижимость, некоторое время эти два налога будут существовать параллельно, вплоть до полного изменения системы учета. Подоходный налог изменятся не будет, его 13-процентная ставка сохранится. Возможно претерпит изменения налог на добавленную стоимость - с 2004 года ставка может снизиться до 17 процентов, а, одновременно с этим, будет отменен ряд льгот по товарам, имеющим ставку НДС в ноль или 10 процентов. В целом, по мнению Алексея Кудрина, налоговая реформа важна сейчас более любой другой, ведь снижение налоговой удавки позволит предприятиям увеличить свою прибыль, а, вслед за этим, и модернизировать производство.
Зарплата: кто-то теряет, а кто-то находит
В последнее время сложилось так, что дотационные территории, которые получают средства из федерального бюджета, практически полностью избавились от задолженности по заработной плате. В то время, регионы-доноры увелимичли эту задолженность до 60 процентов. Складывается странная ситуация, когда области-кормильцы, заработавшие средства, в том числе и на выплату зарплаты дотационным собратьям, не в состоянии заплатитть за качественный труд своим жителям.
По словам Алексея Кудрина, эта проблема стала актуальной именнно в этом году, когда Правительство РФ пошло на увеличение заработной платы по единой тарифной сетке. Увеличение составило 89 процентов по средней ставке ЕТС. В среднем, с учетом надтарифной части, зарплата населения вырастет почти на 60 процентов, по ряду должностей она будет в полтора-два раза выше прежней.
Готовы ли вынести такую финансовую нагрузку регионы? Еще в начале этого года у Правительства РФ были очень серьезные опасения на этот счет, ведь доля зарплаты в доходах всех субъектов РФ поднялась в среднем по стране с 24 до 35 процентов, а в 27 регионах составила 50-60 процентов местного бюджета. В остальных областях ситуация постепенно вошла в нормальное русло. Итоги первого квартала таковы: за первые два месяца этого года задолженность по зарплате в России выросла на 2,5 млрд. рублей, но в марте, когда бюджеты регионов стали исполнятся более стабильно и заработала новая налоговая система, эта цифра стала снижаться, общероссийский долг по зарплате уменьшился на 400-500 миллионов рублей. В апреле же, по словам Кудрина, произошел перелом: накопление задолженности первых двух месяцев пошло на убыль. В 60 регионах страны зарплату выплачивают с задолженностью в одну-две недели, в 27 - в один месяц.
Для того, чтобы снизить кассовый разрыв, возникший в результате повышения ставок ЕТС, Правительство РФ пошло на выделение ссуд и кредитов регионам. В марте этого года регионам было выделено около 2 млрд. рублей кредитов, которые области вполне смогут вернуть в федеральный бюджет в конце года, когда региональный бюджет пополнится годовыми доходами. Кроме того, в федеральном бюджете создан специальный фонд, для поддержки особенно "трудным" регионам, в размере 13 млрд. рублей. Несмотря на то, что пока далеко не все области вышли из временного кризиса, по словам Алексея Кудрина, к концу году с проблемой текущей задолженности по зарплате будет покончено.
Что потопаешь, то и полопаешь?
И все же, несмотря на оптимизм лидеров исполнительной власти, уровень заработной платы в стране, по сравнению со многими западными собратьями, остается весьма и весьма невысоким. Заоблачные высоты доходов средней европейской семьи не один год не дают покоя нашим землякам. На вопрос: почему уровень зарплаты в России остается по-прежнему низким, ответ Алексея Кудрина был прост - зарплата соответствует производительности труда, а она у российских тружеников в несколько раз ниже, чем КПД пресловутых американцев. Рост зарплаты в стране на сегодня существенно опережает темпы роста производительности труда, в себестоимости продукции российских предприятий доля зарплаты растет быстро, в то время, как самой продукции выпускается не так уж много. Для того, чтобы привести их в соответствие потребуется ни много ни мало, как все те же новые технологии, конкурентоспособность российских изделий на мировом рынке и прочее, прочее, прочее.
Однако, это не значит, что роста зарплаты на успешных производствах не будет. Будет, только не менее важно, чтобы ее не прятали в тень. В связи с этим, единый социальный налог - это существенное ограничение роста заработной платы, поскольку с каждого заработанного рубля нужно отдать в казну государства 36 копеек, не считая оплаты других налогов и 13-процентного подоходного налога. Сокращение ЕСН - это задача ближайших нескольких лет. Правительство РФ планирует снизить его ставку в 2004-2005 годах, причем делать это постепенно, по 2-3 процента в год, и довести до 30 процентов. Это просто необходимо для того, чтобы зарплата выдавалась сотрудникам предприятий не тайно, "в конвертах", а начислялась вполне законным путем. Кроме того, снижение ставки ЕСН стало и социально значимым, в связи с переходом на персонифицированный учет по начислению пенсии, ведь от размера зарплаты с первых же лет трудового стажа, зависит и размер пенсии.
О, это сладкое слово: "льготы"
Похоже, что российское правительство решительно настроилось на отмену всякого рода льгот и для начала отменило их для госслужащих и военных. В качестве своего рода компенсации денежное довольствие военнослужащих увеличивается почти в два раза, это позволит защитникам родины платить за жилье. Алексей Кудрин объяснил эту перемену участи так: существовавшая ранее льгота регионами не погашалась. Проблема заключалась в том, что трудно было найти механизм, по которому можно было бы продатировать льготу нескольким миллионам военнослужащих, проживающих на индивидуальной площади, каждый из которых использует свое количество электроэнергии. Очевидно, что от такой натуральной квоты надо уходить, она некомпенсируется регионом. По словам самого Кудрина, мэры городов несколько лет упрашивали его отменить эти льготы и придумать какой-нибудь другой механизм. Отмена льгот - это первый шаг навстречу регионам, так как увеличенное денежное довольствие будет оплачиваться из федерального бюджета. По цифрам этого года, сумма в 8-10 млрд. рублей придет в те регионы, где расположены воинские части.
Прямую денежную компенсацию, иначе говоря, льготу, будут получать немногие категории населения. Например, в списке льготников останутся ветераны Великой Отечественной. В ряде областей действует местные льготы на проезд в общественном транспорте. Ну а коммунальные льготы заменены субсидиями, которые получат те, чья квартплата выше 22 процентов от уровня дохода семьи.
Банковская реформа: игра по-крупному
Недавние изменения в руководстве Центробанка РФ и новая стратегия банковской реформы вселяют надежду на изменение структуры банковской системы в течении ближайших двух лет. С 2004 года Россия переходит на международную систему бухгалтерского учета, как во всей экономике, так и в банковской системе. Для российских банков этот переход может оказаться весьма болезненной процедурой: большей половине из них предстоит либо повысить свою компьютеризацию, чтобы остаться в пределах мировых нормативов надежности, либо слиться с более крупными представителями банковской системы. Во всех других случается банкам остается лишь самораспуститься, тем более, что процедура банкротства станет более жесткой. Уже сейчас банки испытывают потребность в более высокой профессиональной подготовке специалистов, модернизации системы управления и многом. Именно поэтому в 2004-2006 годах Правительством РФ предусмотрен целый комплекс защитных мер для банковской системы. В ближайшие полтора года подготовка к переходу на международную систему бухучета станет основной задачей всей системы, иначе под обрушившимися предприятиями могут оказаться тысячи клиентов.
ЖКХ: раз, два, горе - не беда?
Конечно же, реформа ЖКХ не сводится к пресловутому повышению оплаты за коммунальные услуги. По мнению министра финансов, одним из основных ее параметров является сокращение себестоимости услуг ЖКХ. В этом нетрудно убедиться, если внимательно изучить последние постановления российского правительства. Многие регионы уже добились сокращения себестоимости производства основных энергоресурсов.
С другой стороны, если предприятие ЖКХ на 60 процентов существует на дотационные средства, то собираемость средств по оплате за услуги его волнует мало, так как между потребителем и предприятием нет прямой зависимости. Также не вырастет и качество самих услуг. И, наоборот, когда будущее коммунального предприятия на 60 процентов будет зависеть от платежей населения, оно будет бороться за потребителя. Может быть не в поставке электроэнергии - это мало конкурентный вид услуги, но в обслуживании жилого фонда, уборке мусора, создании технологий по обеспечению жилья теплом, будет царить конкуренция. 

|
|