Второй раз за последние полгода старейшина калужских СМИ газета "Знамя" становится участницей семинаров общероссийского клуба региональной журналистики "Из первых уст". В него вошли более пятисот представителей прессы, ТВ и радио практически их всех регионов России - от Владивостока до Ставрополья, от Великого Новгорода до Улан-Удэ. В ходе встреч с региональной прессой, свой взгляд на весь спектр проблем современной экономики высказывали ведущие специалисты и представители государственной власти страны. Отвечая на многочисленные вопросы журналистов, первые лица государства высказывали, подчас самые неожиданные мнения о путях и месте России в мире, о проблемах ее внутреннего развития, о многочисленных, в том числе и законодательных противоречиях, решать которые, каждому по-своему, предстоит всем ее гражданам. Как и в прошлый раз, "Знамя" поделится со своими читателями "эксклюзивом", полученным во время встреч. В этом номере мы предлагаем вам познакомиться с тем, как оценивают состояние российской экономики заместители председателя Правительства РФ Виктор Христенко и Алексей Кудрин. Обратите внимание - встреча с ними состоялась 15 апреля, до обнародования Послания Президента РФ.
Растем потихоньку?
И Виктор Христенко, и Алексей Кудрин единодушны в мнении, что рост темпов российской экономики - вещь вполне реальная. Кроме того, сама природа этого роста существенно отличается от показателей прошлых лет. Если еще два года назад в его основе лежали всего две составляющие - внешнеэкономическая конъюнктура и девальвация, то сегодня рост обеспечивается за счет внутренних источников роста, спроса и инвестиций. За минувший год фондовый рынок России вырос почти на 60 процентов, а инвестиции иностранных кампаний - на 40 процентов. Главная задача сегодня - удержать внутренние источники дохода, так как на внешнюю конъюнктуру рассчитывать особенно не приходится, основные группы экспорта ослабевают. Российские производители должны быть готовы в ближайшее время столкнуться с реальной конкуренцией со стороны иностранных фирм и уповать на жесткие защитные меры со стороны государства не приходится.
По мнению министра финансов РФ Алексея Кудрина, прямое поручение Президента РФ Правительству интенсифицировать темпы роста экономики имеет под собой жесткую реальную основу. Головокружения от успехов у российского правительства нет. Выбор стратегии экономического роста - задача не только сложная, но и первостепенная. На сегодняшний день Правительством разработаны пакеты законодательных документов, есть представление о том, какие меры дадут максимальный экономический эффект - это и снижение налогов, упрощение налоговой системы в целом, и отмена всякого рода льгот, что повлияет и на снижение тарифов и повысит собираемость тех же налогов.
Самой тяжелой отраслью, по словам Алексея Кудрина, было и остается ЖКХ. Озабоченность вызывает и состояние технической базы, и физическая изношенность, и отсталость технологий, и неплатежи. Даже при нынешних тарифах отрасль остается абсолютно убыточной, при том, что это громадная сфера, в эффективной работе которой заинтересовано все без исключения население страны. Причина такой ситуации в дотационности отрасли, в громадном количестве льгот. Кроме того, многие тарифы не покрывают своей себестоимости, а проблема неплатежей, тем не менее, остается. Выстроить, сделать эту систему результативной необходимо, ведь именно тогда, в ней смогут появиться новые технологии, ЖКХ станет менее затратной отраслью, повысится и качество предоставляемых услуг. В ряде регионов нынешняя экономическая политика уже дала положительный эффект, но таких примеров - единицы. По мнению Алексея Кудрина, важно не только проводить реформы, но и подробно и доступно информировать о них население России. В зависимости от понимания гражданами коммунальной политики государства зависит во многом и темпы экономического роста государства, и, в частности, любовь или нелюбовь к тем или иным политическим партиям.
Когда говорится о том, что темпы экономического роста должны быть выше, это означает, что проведение таких реформ должно быть более активным. Это касается и определенной либерализации внешнеэкономических связей. В последнее время серьезно обсуждаются сроки возможного вступления России во Всемирную торговую организацию. Наша промышленность еще не готова к такому шагу, не прошла ее модернизация, слабо развит менеджмент, а ведь конкурировать российским товарам придется с продукцией ведущих зарубежных фирм. Мало выпускать конкурентоспособную продукцию, надо уметь продать ее на мировом рынке, наладить каналы сбыта. Но, с другой стороны, если не вступить в ВТО, то западный рынок вряд ли распахнет перед нами свои двери. Так или иначе, членство России в ВТО - это осознанная необходимость. Рассчитывать на производство продукции только для внутреннего рынка, также как и поставлять на экспорт исключительно сырьевые товары означает раз и навсегда поставить крест на экономическом будущем России.
Претензий со стороны американских и европейских партнеров к России немало. К примеру, их вызывают внутренние государственные субсидии, определенные виды поддержки своих товаров, такие, как низкие тарифы на электроэнергию - это расценивается иностранными партнерами, как создание льготных условий нашим предприятиям. В результате, лишний раз подчеркивается, что Россия - это еще не рыночная страна, следовательно ей рано рассчитывать на равные условия со стороны зарубежных партнеров и рано отменять антидепинговые барьеры.
Условия для быстрого роста российской экономики, по мнению Алексея Кудрина, удастся создать не раньше, чем через два-три года, тогда темпы роста смогут достичь 5-6 процентов. Взятое Правительством РФ направление на снижение налогов по расчетам власти должно привести к сокращению расходов федерального и регионального бюджетов по ряду отраслей народного хозяйства. Возникает вопрос: как можно сокращать расходы, если и при нынешнем финансировании многие бюджетные отрасли - социальная сфера, культура, образование, здравоохранение - живут далеко не богато? Ответ на это вопрос таков: Правительство РФ определилось, что 2000-2001 годы стали успешными для российской экономики и реальные расходы бюджетов выросли на 22 процентов. Это значит, что бюджеты всех уровней получили в натуральном выражении на 22 процента больше товаров и услуг. Секрет успеха в снижении налогов - оно обеспечило высокую их собираемость. Далее, в планах Правительства, сокращение расходов на бюджетную сферу для того, чтобы поддержать реальный сектор. Именно так предприятия смогут накопить свою прибыль, инвестировать ее, расширить и модернизировать производство. А с ростом реального сектора можно пойти на дальнейшее сокращение налогового бремени.
Губернская арифметика: делим или умножаем?
Отношение Правительства к дальнейшей реформации федерального устройства, например, к разделу Московской губернии и соседних областей, в том числе и Калужской - эта тема чрезвычайно болезненная по восприятию, поскольку затрагивает властные полномочия и структуры, а, по большому счету и Конституцию РФ.
С другой стороны - это затрагивает исторические и культурные традиции, существующие в каждом регионе. Просто попытаться перекомпановать территории не удастся никому. Кроме того, необходимо выяснить насколько целесообразно рассматривать такие варианты. Говорить о том, что 89 субъектов РФ представляют из себя самую оптимальную структуру управления, по мнению Виктора Христенко, нельзя. Можно было бы не воспроизводить процедуру начала 90-х, когда появились новые автономные округа, претендовавшие на независимость, а вместе с этим и рассчитывавшие на получение ресурсов, тем более, что не для всех субъектов РФ она принесла экономический эффект. Но дело в том, что вопрос о пересмотре федерального устройства поднимается на фоне иной, гораздо более серьезной и трудной проблемы: разграничения полномочий между разными уровнями власти.
Начиная с 1998 года Правительство активно внедряло в жизнь реформирование межбюджетных отношений. До 2002 года речь шла о настройке одного процесса распределения средств и здесь общую для всех регионов схему создать удалось. Теперь Правительство пытается уйти от распределения средств в сторону разграничения полномочий и ответственности федеральной и местной властей. Для того, чтобы завершить начатое потребуется не год и не два, в том числе и из-за тех противоречий, которыми пронизано российское законодательство, в первую очередь - отраслевые законы. Только после того, как полномочия разных уровней власти будут определены, можно будет говорить об укрупнении или новой группировке каких-либо субъектов РФ. В противном случае, любые перетасовки на карте можно спокойно относить к работе на публику, но никак не к законотворчеству.
Межбюджетные отношения: это мне, это тебе, это снова мне?
По словам Виктора Христенко, межбюджетные отношения, в том виде, в котором они существовали весь период "новейшей" российской истории, представляли из себя один главный процесс - перераспределение того ресурса, который концентрировался для этих целей в федеральном бюджете. Для финансовой помощи нуждающимся в ней регионам в федеральном бюджете закладывалось не менее 8-10 процентов от консолидированного бюджета субъектов РФ. Таким образом, нельзя говорить о том, что классические межбюджетные отношения определяют финансовую основу жизни регионов, ведь 90 процентов регионального бюджета складываются из собственных источников доходов. В свою очередь, собственные источники дохода складываются, в основном, за счет местных налогов, и здесь проблемы возникают из-за несогласованности налогового и бюджетного кодексов, из-за существования так называемых "расщепляющихся" налогов.
Самой большой удачей прошлого года стало то, что Правительству
РФ наконец-то удалось зафиксировать рамки объемов финансовой помощи регионов на ближайшие три года. Но из-за стремительно набравшей рост налоговой реформы это успех закрепить не удалось. В результате, регионы оказались в такой ситуации, когда одновременно надо пройти огонь, воду и медные трубы, то есть - удержаться на плаву в условиях трех реформ - налоговой, бюджетной и реформы межбюджетных отношений. Сложилась уникальная по своей сложности ситуация, незнакомая ни одной из стран мира - России-матушке придется бежать вверх по лестнице с проваливающимися ступенями, ведь аварийного выхода как всегда нет.
По словам Виктора Христенко, повышенная концентрация средств в федеральном бюджете для перераспределения - это не политика, это необходимость, продиктованная временем, она не изменится в ближайшее время. При принятии любого из возможных вариантов схемы межбюджетных отношений, речь идет об ответственности федеральных властей не столько за те же выплаты пособий ветеранам, это в первую очередь ответственность и полномочия, в числе которых и регулирование собственных источников доходов. Пресловутая схема "пятьдесят на пятьдесят" носит скорее символический характер, ведь к децентрализации накопления средств нужно относится очень осторожно, помня о печальном опыте Аргентины.
Банкротство регионов
Как считает Виктор Христенко, процедура банкротства регионов - это логичное завершение процесса разграничения полномочий и ответственности между разными уровнями власти. Если глава области, или другого субъекта РФ берет на себя ответственность за жизнь тысяч людей, то должно быть понятно в чем и как эта ответственность выражается. Если местная власть не в состоянии справится с проблемами определенной территории, то властные полномочия должны быть переданы другим, более умелым руководителям.
Процедура банкротства региона не является каким-то эксклюзивом, придуманной российской федеральной властью, она существует во всем мире и заключается в переводе на прямое финансовое управление со всеми вытекающими отсюда последствиями. Схема банкротства похожа на аналогичную схему, существующую для коммерческих предприятий, с одним единственным отличием: бюджетные структуры не работают с понятием прибыли, поэтому здесь несколько иные инструменты и методы. Последствий банкротства для регионов всего два - кризисная ситуация "до" и предполагаемое улучшение ситуации "после".
В связи с угрозой банкротства встает и проблема неплатежей за энергоносители. Не секрет, что зачастую доходы регионов не намного превышают затраты на их теплообеспечение. По мнению Виктора Христенко, в этой ситуации важен не столько объем долгов, сколько устранение причины их воспроизводства. Долги растут в силу ряда банальных причин: либо оттого, что сама местная власть опускает планку требований к оплате услуг ниже установленной в РФ и, соответственно, не получает достаточного финансирования из федерального бюджета, либо это так называемый нефинансируемый мандат - те законодательные нормы, которые приняты без соответствующих финансовых источников. В результате, общероссийская задолженность по оплате за коммунальные услуги составляет ежегодно около 20-25 млрд. рублей.
Когда, перед принятием бюджета, Правительство РФ рассматривало проблему реструктуризации коммунальных долгов, было заранее понятно, что почти ни один из регионов не сможет их погасить. Справиться с проблемой смогли лишь три процента из общего числа регионов-должников. В определенной степени поможет изменить ситуацию законопроект реформирования ЖКХ, который уже рассмотрен Правительством и представлен в Госдуму. Он включает в себя отмену некоторых льгот, что, вкупе с разграничением полномочий федеральной и региональной властей способно приостановить воспроизводство долгов в жилищно-коммунальной сфере. Если же рост долгов будет приостановлен, то договориться о реструктуризации задолженности на сроки до 10 лет, по мнению Виктора Христенко, проблемы не составит. Пока же все договоренности губернаторов ими же нарушаются, так как на погашение задолженности нет средств.
О том, что думают лидеры исполнительной власти о ходе налоговой реформы, проблеме роста заработной платы, стимулировании развития в регионах малого и среднего бизнеса, вы сможете прочесть в следующем выпуске "Экономического вестника" "Знамени". 

|
|