И МОЛИМСЯ, ЧТОБЫ СТРАХОВКА НЕ ПОДВЕЛА. В МЕДСТРАХЕ НАМЕЧАЮТСЯ БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ
Автор: Титов Сергей
Регион: Ульяновск
Тема:  Реформа здравоохранения
Дата: 17.06.2003

Наша система обязательного медицинского страхования, введенная десять лет назад, так и не смогла реализовать себя, принести пользу пациентам и здравоохранению в целом - это главная причина принятия правительственного решения о необходимости новой реформы. С 2004 года начнется новое реформирование медицинского страхования, которое позволит сделать нашу систему здравоохранения более эффективной.

Об этом заявил первый заместитель минэкономразвития Михаил Дмитриев на селекторной пресс-конференции, организованной на базе "Народной газеты" специально для Ульяновской области всероссийским Клубом региональной журналистики "Из первых уст".

Почему оказалась неэффективной первая реформа? Почему хотели как лучше, а получилось как всегда?

Так дальше жить нельзя

Потому что врачи получают условную зарплату, а больные, соответственно, - условное лечение. Незаметно наше здравоохранение становится платным: лекарства и шприцы покупай себе сам, бинты - само собой разумеется, простыни в больницу неси свои… И совсем привычной стала фраза "Мы Вас полечим, но это не поможет, зато в соседнем здании сделают хорошо, но дорого".

Потому что все опять упиралось в вечный вопрос, образно озвученный Высоцким "где деньги, Зин?". По словам Дмитриева, в среднем по России финансирование лечебных учреждений было на уровне двух третей от потребности, хотя некоторые эксперты считают, что финансирование было на уровне даже 30 процентов, а в Ульяновской области, как говорит генеральный директор страховой компании "АСКО-МЕД" Юрий Бортюк, лечебные учреждения получали всего около 25 процентов от того, что заработали фактически, реальная же их потребность, понятно, намного больше. По некоторым данным, временами дефицит средств обязательного медицинского страхования достигает уровня ВВП, т.е., порядка 60 миллиардов рублей.

Так что недаром для своей пресс-конференции Дмитриев избрал именно Ульяновскую область, поскольку не секрет, что ее можно считать одной из самых бедных областей России.

Беда прежней системы была в том, что если деньги, отчисляемые в единый социальный налог, худо-бедно поступали в страховые организации, чтобы затем следовать вслед за гражданином в медицинские учреждения на оплату услуг, то за неработающее население деньги должны поступать из регионального бюджета. А вот это чаще всего и не делалось. Впрочем, в Ульяновской области и у работающего населения при столь низкой средней заработной плате отчисления на медстрах были настолько маленькими, что никак не могли покрывать всю стоимость реальных затрат. Именно поэтому и не работал главный принцип обязательного медицинского страхования, гласящий, что пациент вправе сам выбирать себе больницу, поликлинику и врача. Когда пациент становится не выгодным, а убыточным, все лечебные учреждения стараются побыстрее избавиться от него. Поэтому-то, несмотря на то, что ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП был учтен даже в действующем законе, никто ему не следовал: каждый из нас мог идти только к своему участковому врачу, в свою поликлинику - и ни шагу в сторону. Хочешь в другую - плати наличными! В итоге, всемирный принцип сохранения энергии срабатывал и здесь - ничто не исчезало в никуда и не появлялось из ничего - просто то, чего не могла восполнить система медицинского страхования, восполнялось из карманов граждан.

Что хотят изменить?

Как пояснил Дмитриев, в первую очередь надо вернуться к ГЛАВНОМУ ПРИНЦИПУ: решение о выборе страховой компании и о том, где лечиться, "в какую больницу вкладывать деньги" будет принимать сам пациент. Для этого нужны деньги, восполняющие затраты на лечение - только тогда больницы и поликлиники будут бороться за пациента, ведь он для них станет реальным заработком. Но где найти недостающие средства в стране пустых карманов? Дмитриев считает, что пути для решения проблемы есть.

Во-первых, изменится доля федерального бюджета в отчислениях в фонд ОМС. Если раньше из отчисляемых с фонда заработной платы 3,6% в федеральный бюджет поступало всего 0,2%, то по новому закону отчисления увеличатся в семь раз. А это будет значить, говорит Дмитриев, что федеральный бюджет сможет оказать содействие фатально бедным регионам (как Ульяновская область, например. - В.Р.).

Во-вторых, произойдет переход к более рациональному использованию средств. Лечебные учреждения сменят организационно-правовую форму и станут государственными некоммерческими организациями. А это уже позволить дать им большую самостоятельность в организационной деятельности, в назначении зарплат, в принятии решений, на что направлять вырученные средства. Произойдет уход от неэффективной работы по утвержденной свыше смете, от тарифных сеток, к нормальной ориентации на результат. Отпадут ненужные и лишние функции, произойдут определенные сокращения кадров, зато останутся настоящие специалисты, получающие более достойную зарплату. Эксперты полагают, что зарплата медработников увеличится в 2-2,5 раза, а это обязательно скажется и на повышении качества медицинских услуг. И если раньше до главного действующего лица - врача - деньги никак не доходили, а фиксированная зарплата не зависела от качества и интенсивности работы, то теперь средства будут поступать в том числе и непосредственному исполнителю.

В-третьих, если сейчас регионы, как правило, просто не платят деньги в фонд ОМС из-за отсутствия таковых, то в новой системе предполагается, что федеральный бюджет будет оказывать очень существенную помощь, но только при одном условии - если сами регионы тоже внесут свой обязательный вклад.

Кроме того, обязательное медицинское страхование станет не настолько обязательным. Немало крупных предприятий имеют свои больницы и поликлиники. Но сегодня они несут двойное бремя: и вносят отчисления в фонд ОМС, и содержат свои лечебные учреждения. В новой системе они могут отказаться от обслуживания по ОМС, а часть средств единого социального налога (ЕСН) останется им. Сможет и сам гражданин выйти из системы ОМС, если она ему не понравится и если почувствует, что его доходы ему это позволяют. И перейти на систему добровольного медицинского страхования (ДМС). Часть средств от ЕСН достанется фонду ДМС, а оставшаяся в ОМС часть пойдет на лечение детей и пенсионеров, которые в этих деньгах очень нуждаются.

"Центр тяжести" оказания медицинской помощи переместится от стационарных учреждений (больниц) к поликлиникам, как это существует во всех развитых странах. Качественное амбулаторное лечение, считает Дмитриев, эффективней и в экономическом, в медицинском смысле. К тому же, это постепенно высвободит немалые средства для повышения эффективности лечения.

Определенные надежды затеплил Дмитриев и в части дорогостоящего лечения, на которое многие сегодня вынуждены собирать деньги с миру по нитке, и продавать последнее имущество. Правда, проблема в ближайшие годы в полном объеме не будет решена, тем не менее, предполагается, что если пациент получит дорогостоящее медицинское лечение, которое входит в перечень госгарантий, страховая компания должна будет незамедлительно оплатить это лечение по утвержденному тарифу. "Все, что касается перечня госгарантий, должно будет финансироваться автоматически, без проволочек", - сказал замминистра.

К новой концепции относится и сопутствующий закон "О защите прав пациента", о необходимости которого мы думаем во время каждого посещения врача.

Медстрах шагает по стране

По словам Дмитриева, распространяться новая реформа по России будет постепенно Во всей России она начнет действовать только в 2007 году.

Но первые шесть территорий, желающие начать эксперимент, уже отобраны: одна из них - Белгородская область - уже приступила к работе по новым принципам, еще пять территорий начнут работу по новым правилам в течение лета этого года, всего от регионов уже подано 18 заявок на участие в эксперименте. Наша область в эксперимент не войдет. По словам Бортюка, он предлагал подать такую заявку, потому что тогда в область на медстрах пойдут из федерального бюджета большие деньги, но… в этом случае областной бюджет должен будет выплатить в фонд ОМС свою часть - а денег нет…

На вопрос, стоит ли начинать реформу, когда закон еще не принят Госдумой, Дмитриев ответил уверенностью, что закон будет принят без каких-либо серьезных изменений: "Депутаты давно ждут его. Представители многих фракций просили даже ускорить подготовку закона, тем более, что сама его концепция была подготовлена более года назад профсоюзами. Все давно поняли, что систему ОМС надо менять".

Дай Бог, что не испортили закон на местах. Ведь мы хотим, чтобы лучше стало и врачам, и пациентам. Недаром, не веря даже Президенту, мы в то же время привыкли безоговорочно верить врачам. В них наша надежда, ведь здоровье - это для большинства единственное богатство, его не купишь, тем более в наших условиях. Вот и молимся, чтобы страховка не подвела.  

Сергей ТИТОВ, Ульяновск. Опубликовано в "Народной Газете" № 67. 11 июня 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики