ПАВЕЛ ТЕПЛУХИН. РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ "ТРОЙКА ДИАЛОГ": "ЧТО НАМ ЖДАТЬ ОТ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ"?
Автор: Михайлов Сергей
Регион: Саратов
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 17.06.2003

Недавно в Москве проходил семинар Клуба региональной журналистики "Из первых уст". В работе семинара принимал участие главный редактор газеты "Саратовский репортер" Сергей Михайлов. С докладом о пенсионной реформе выступил на семинаре Павел Теплухин, руководитель управляющей кампании "Тройка Диалог". Фрагмент из его доклада мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

СТАРОСТЬ ПРИДЕТ, И НАКОРМИТ "ДОБРЫЙ ДЯДЮШКА"?

Последние два года я очень много времени посвящаю пенсионной реформе в силу целого ряда обстоятельств. Управляющая компания "Тройка Диалог" управляет активами порядка 45-ти российских негосударственных пенсионных фондов.

На протяжении последних двух лет, случилось очень многое в рамках пенсионной реформы. Пенсионная реформа имеет несколько аспектов. Первый аспект чисто социальный. Он состоит из нескольких компонентов. Государство, по сути провозглашает, что оно уходит от принципов патронолизма, который существовал все советские годы. И что всегда существовал какой-то добрый дядюшка, который там далеко в Москве, за высокими кремлевскими стенами, который позаботится, обласкает, обогреет, в старость накормит. Это очень удобная позиция, которая на самом деле сформировала целое поколение людей, которые живут по принципу иждивенчества и ждут, когда кто-нибудь решит за них их сложные проблемы. В совершенно новой концепции установленной между государством и гражданином - гражданин здоровый и сильный, он должен сам себе заработать и на жизнь, и на пенсию, и не ждать ничего особенного от государства, кроме защиты от внешних врагов и от внутренней преступности. Таким образом, функция государства по обеспечению старости, должна уйти на второй план, а, может быть, вообще отмереть. За исключение случаев, когда люди не могут сами себе обеспечить пенсию: инвалиды, или люди, которые по разным причинам не имеют возможности зарабатывать деньги, чисто физические причины ограничивают их дееспособность. Но все остальные должны заботиться о себе сами. Это важное изменение во взаимоотношении между государством и гражданином.

А второй аспект состоит в следующем. Та пенсионная система, что существовала все советские годы, так называемая распределительная пенсионная система, она была хороша, когда было большое количество работающих и малое количество пенсионеров. Потому что, по сути, система заключалась в том, что каждый работающий должен был прокормить себя на свою заработную плату, и из исчислений в пенсионный фонд прокормить нынешнего, сегодняшнего пенсионера. То есть государство забирало часть дохода себе, и отдавало сегодняшним пенсионерам, выполняя такую распределительную функцию. Это было хорошо, когда было много работающих и мало пенсионеров. Но когда эта пропорция стала меняться, меняться не в лучшую сторону, количество работающих людей, которые платят налоги, стало сокращаться, а людей, которые претендуют на ту или иную пенсию, в том числе и льготную, стало возрастать. Правительство поняло, что если так дальше пойдет, по таким трендам, а демографические тендеры говорили, что примерно в 2007-2010 году, сложится такое соотношение, когда каждый работающий должен будет прокормить не только себя, но еще и одного пенсионера. А третья причина состоит в том, что России катастрофически не хватает длинных денег. Если вы придете в любой коммерческий банк и скажете, можно ли у них положить депозит на два года, они скажут, что максимум год. На два года не принимают. А для того, чтобы построить электростанцию, нужно пять лет, и еще пять лет она будет окупаться. Где взять десятилетние деньги? Понятно, что буржуи не дадут, не дадут в таком объеме, в котором надо российской экономике. Даже если иностранные инвестиции увеличатся в два, в три, в четыре раза, этого все равно не будет хватать даже для того, чтобы построить одну электростанцию. По этому поводу про них можно успокоиться и забыть, как про некую погрешность. А нужно изыскивать внутренние ресурсы, где-то их брать. Сегодня становится понятно, что некой палочкой выручалочкой, как это случилось уже во многих странах мира, является пенсионная реформа, накопительно-пенсионная реформа. Когда люди сами себе накапливают на пенсию, работая сегодня, в течение всей трудовой жизни, и потом на эту пенсию живут. Второе, что эти деньги, являются длинными, и их можно инвестировать в длинные инфраструктурные проекты. И третье, что этих денег должно хватить, и никакой другой помощи от государства не нужно, для того, чтобы снять проблему старения населения и уменьшения зависимости сегодняшних пенсионеров от сегодняшних же работающих.

ХВАТИТ Л И ВАМ БАЗОВОЙ ПЕНСИИ?

Все проявили огромнейший интерес к пенсионным законам. Чтобы их провести через Думу ушло почти полтора года. В результате, они из Думы вышли очень обкоцанными, потому что очень многие вопросы невозможно было согласовать, по этому поводу, они, как правило, выносились за скобку закона для того, чтобы сам законопроект продолжал движение вперед, и оставлялось для того, чтобы решить в будущем соответствующем министерством или ведомством. Но, тем не менее, это случилось. Законы прошли и начали работать, и с первого января 2002-го года 3% от зарплаты, вашей зарплаты, накапливаются на ваших индивидуальных счетах. Пенсионный фонд России для каждого из 40 миллионов граждан ведет индивидуальные счета, такие же, как существуют в Сбербанке или где-то в другом месте, у каждого из нас есть личный номер, и на эти счета зачисляются денежки. Денежки состоят из следующего. У нас есть единый социальный налог. Часть единого социального налога в размере 28% поступает в пенсионный фонд России. Половина из этих 28% -14% идет по сути на финансирование старой пенсионной системы. Потому что те люди, которые на сегодняшний момент пенсионеры, они-то не успеют себе ничего накопить. Поэтому их тоже надо чем-то кормить. Эта половина идет на них. Из оставшихся 14% значительная сумма идет в некий фонд, из которого государство вам в будущем, в вашем пенсионном возрасте, будет обеспечивать некий гарантируемый прожиточный минимум. На сегодняшний момент это составляет 500-600 рублей. Это базовая пенсия, которая вам будет выплачена в любом случае. В будущих деньгах. Это вам будет выплачено в любом случае: заработаете вы себе на пенсию или не заработаете. А остальное вы должны заработать себе сами.

ЧЕРЕЗ СЕМЬ ЛЕТ БЮДЖЕТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА ПРЕВЫСИТ БЮДЖЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ?

Главным администратором в системе был назначен пенсионный фонд России, главной функцией которого было то, чтоб вести эти счета. Около десятка миллионов счетов, аккуратно пересчитывать те средства, которые поступают на эти счета от работодателей, и аккуратно распределять по этим счетам накопленный доход, в течение всего срока, пока эти счета находятся под его присмотром. После того, как вы выйдете на пенсию, с этих счетов вам начнется выплачиваться пенсия.

О каких деньгах мыс вами говорим? Оценки очень разные. При этом пенсионный фонд России не торопится публиковать какую либо официальную информацию. Он является единственным источником информации. Оценки очень разные, по неким высказываниям руководства пенсионного фонда России за прошлый год на этих счетах скопилось выше сорока, но меньше пятидесяти миллиардов рублей. А в этом году будет чуть больше, и с каждым годом эта цифра будет расти. Если с каждым годом будут нарастать, и плюс еще некий инвестиционный доход, то получается, что примерно к 2010-му году бюджет пенсионного фонда России превысит федеральный бюджет России.

Если вам нравится то, что происходит с сегодняшними пенсионерами, то особо напрягаться не надо. Достаточно оставить это все в распоряжении государственного пенсионного фонда и эти средства будут надежно размещены в государственные ценные бумаги по средствам государственных управляющих компаний, и принесут некий доход, который в номинальном изложении будет нормальным, на уровне. В реальном изложении с корректировками, скорее всего, они будут отрицательными. Это что значит? Я вам как специалист в этом вопросе говорю, что 2003-й год сегодняшний, скорее всего, это последний год, когда инвестиции в государственные бумаги будут давать доход выше уровня инфляции. Уже в следующем году доходность по государственным облигациям станет меньше уровня инфляции. Это значит, что год из накопленных пенсионных резервов при условии их инвестирования в государственные ценные бумаги, только в государственные ценные бумаги, будет отщипываться маленький кусочек, который равен инфляции минус доходность. Это будет примерно минус один, минус два процента в год. На интервале примерно в пятнадцать лет, вы прикиньте сколько вам в среднем осталось до пенсии, пятнадцать, двадцать лет, эти 1%-1,5% могут трансформироваться в 15%-20% потери покупательной способности этих денег. То есть за каждый рубль отчисляемый в пенсионную систему сегодня, если этот рубль будет инвестироваться в государственные ценные бумаги в течение оставшихся 18-15 лет, вы, когда достигнете пенсии, сможете купить такое же количество товаров, которые вы сегодня можете купить на 75 копеек. Вот такая несложная математика, которая пока понятна далеко не всем. К сожалению, она очень печальна, и она подтверждается мировой практикой. Россия не единственная страна, где инвестирование в государственные ценные бумаги дает отрицательную доходность. Так существует практически во всех устоявшихся экономиках. Это первое.

Второе. Россия не единственная страна, где очень сложно решать проблему перемещения больших масс капитала на большие временные отрезки. Многие страны с этим просто не справились. Япония, например, с этим не справилась, есть уже некоторые признаки того, что с этим не справилась Великобритания. И мы еще не знаем других стран, которые не справились с этой задачей. Что значит не справилась? Половина из десяти крупнейших японских пенсионных фондов на сегодняшний момент технически являются банкротами. Потому что они тоже решали задачу о перемещении средств на длинные промежутки времени и не смогли ее решить.

КОМУ ДОВЕРИТЬ -ГОСУДАРСТВУ ИЛИ ИНВЕСТИЦИОННЫМ КАМПАНИЯМ?

В чем принципиальное отличие между управляющей компанией и негосударственным пенсионным фондом? Управляющая компания непосредственно управляется с деньгами. Вы непосредственно отдаете эти деньги компании, которая принимает те или иные инвестиционные решения. Негосударственный пенсионный фонд выполняет другую функцию. Он по сути выполняет функцию субадминистратора. Наши сограждане не имеют никакого опыта с точки зрения той или иной управляющей компании. Для этого нужно иметь какой-то навык, какие-то знания. Поэтому, какова роль негосударственных пенсионных фондов? Вы, по сути, им доверяете осуществить от вашего имени выбор управляющей компании. То есть вы, отдаете им свои деньги. Они не имеют право эти деньги инвестировать сами, они имеют право организовать свой тендер по более жестким каким-то требованием, либо еще по каким-то другим критериям, либо отобрать управляющую компанию, которой в свою очередь эти деньги передать. За эту функцию, представления ваших интересов, они берут себе копеечку, естественно. Это не бесплатная работа и по этому поводу каждый из граждан для себя должен сделать выбор: готовы ли они самостоятельно принять решение о выборе той или иной управляющей компании, или делегировать эту ответственность кому-либо другому, но за это придется заплатить. Заплатить, примерно 15% от того прироста, который получится. То есть, вы доверяете государству, в данном случае, которое как бы вам гарантирует, либо вы соглашаетесь, чтобы ваши средства были инвестированы в облигации, например ЮКОСа, ЛУКойла, Газпрома или РАО ЕЭС России и вы доверяете этим компаниям, что они будут выполнять свои обязательства строго.  

Сергей МИХАЙЛОВ, Саратов. "Саратовский репортер", № 31. 17-24.06.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики