"Гендиректор" регулярно рассказывает читателям о реформах, которые сейчас готовит и проводит в жизнь российское правительство. Реструктуризация энергетики, реформа госслужбы, новые подходы государства к управлению своей собственностью, были темами рубрики "Из первых уст". Ряд инициатив правительства, между тем, так или иначе, коснутся каждого из нас. Размер пенсии или оплата медицинских услуг - это то, что волнует человека больше, чем последствия войны в Ираке или выборы в областной парламент. О том, из чего исходит правительство, реформируя т.н. социальные институты общества, в Клубе региональной журналистики "Из первых уст" рассказал первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев.
Мы догнали
Россия начала вступать в рыночную экономику и стала формировать основы демократического государства, когда и наша страна, и другой мир начали переход в новое состояние развития экономики и общества, состояние, которое мы в последнее время называем ёмким штампом "глобализации информатизации". В последние 10 лет, мы решали только одну задачу - пытались нагнать клуб развитых и среднеразвитых стран по формированию основ рынка и демократического общества. Но в конце 90-х годов, формируя вот эту догоняющую стратегию развития, мы оказались перед лицом тех же вызовов, тех же передовых непознанных рубежей развития, что и большинство развитых стран. "Потому что, какими бы классными ни были рыночные институты в Европе и в Америке, как бы гладко ни работала демократия, а к условиям глобальной экономики, к условиям информатизации не был готов никто", - считает Дмитриев. Поэтому многие проблемы, которые мы сейчас решаем в рамках догоняющей стратегии переходного периода, постепенно перерастают в те проблемы, которые решают все развитые страны, несмотря на то, что они имеют гораздо более продвинутые и сложные социальные, экономические институты, чем имеет наша страна. И в этом есть своя изюминка, говорит замминистра, свои повороты. Повороты, которые мы наблюдаем и ощущаем, имеют непосредственное влияние на мышление тех, кто в нашей стране хоть как-то причастен к решению этой проблемы. К этому привела глобализация, как в нашей стране, так и за её пределами. А главная отличительная черта этого процесса - мобильность всех ресурсов. Мобильность трансграничная, мобильность внутри каждой страны. Это касается подвижности товаров и услуг, подвижности капитала, труда, а также мобильности информации. В итоге центр тяжести всё больше и больше стал смещаться из центров государственной власти национальных государств к рядовому человеку, который получил контроль над колоссальными ресурсами, ранее ему не доступными. Гораздо более значимый вес экономических, социальных, политических решений, которые влияют на развитие многих стран, сейчас уже принимаются не большими начальниками в государственных кабинетах, а простыми людьми.
Выбор.ru
У нас еще 15 лет назад личные интересы считались вторичными по отношению к глобальным проблемам нашего государства. Сейчас мы сталкиваемся с тем, утверждает Дмитриев, что эта система перестает работать, где бы то ни было. К примеру, граждане способны выбирать между государственным пенсионным фондом и негосударственным. Но, правительство считает, что человек имеет право выбирать даже внутри пенсионного фонда из большого числа управляющих компаний (они будут управлять страховой частью пенсий - прим. авт.) то число, которое должно быть отобрано по конкурсу. Эта модель имеет издержки, потому что любой выбор недёшев, поскольку требует дополнительной информации и расходов. Но такой подход даёт гражданину дополнительный контроль над ситуацией. Если человек чувствует, что его в какой-то части системы обманывают, или эта часть системы работает плохо, он всегда может прибегнуть к крайнему средству - проголосовать ногами, принять самостоятельное решение.
Как вообще была устроена система обязательного страхования? За гражданина платил работодатель, деньги поступали в единый фонд социального страхования, пенсионный фонд. Эти средства складывались вместе, и каждому человеку выдавался стандартный набор услуг. Как только была выработана модель пенсионной накопительной системы, появились новые подходы и к медицинскому страхованию. Одобренная правительством в феврале этого года "Концепция развития обязательного медицинского страхования в РФ" отличается от того, что было в ней заложено в первоначальном варианте 3 года назад, прежде всего, тем, что она расширила степень свободы для человека. Работающий гражданин в новой медицинской системе страхования получит право выйти из нее (из фонда медицинского страхования) написав заявление о добровольном отказе от услуг этой системы. Но он сможет это сделать только при условии, что приобретёт полис негосударственного медицинского страхования, соответствующий достаточно строгим требованиям, которые покрывают полную программу государственных гарантий. И причём такой полис медицинского страхования гражданин будет оплачивать не только за счёт собственных средств, но и за счёт субсидий, который предоставит ему государство (вычет из единого социального налога). Сейчас эта идея не кажется странной, потому что, говорит Дмитриев, "все поняли, что голосованием ногами и руками граждан может оказать очень существенное влияние на решение их проблем и на способность заставить работать систему более эффективно".
Начать с себя
Начальник Дмитриева глава Минэкономразвития Герман Греф в одном из интервью, касаясь реформы госслужбы, сказал, что "самое сложное реформировать себя". Михаил Дмитриев поясняет, что здесь правительство отвечает на те самые изменения в обществе, связанные с выходом на первый план личности: "Мы делаем государство интерактивным, государство, в котором ключевую роль играет не чиновник, а гражданин, который с этим государством взаимодействует". Как в традиционном государстве принимаются законы или важные программные решения? К примеру, даётся поручение разработать бюджетный кодекс. Над документом работает министерство финансов и направляет его в правительство. Правительство - в законодательное собрание. Дальше в законодательном собрании могут быть различные публичные дискуссии. Общество поспорило, законодатели проголосовали, появился новый бюджетный кодекс. Сейчас в правительстве говорят о том, чтобы самый ранний процесс, самая ранняя концептуальная стадия стала максимально публичной и демократической. "Мало того, чтобы закон принимали представители граждан, выбранные ими в законодательный орган. Важно, чтобы этот закон писался с учётом мнений и приоритетов граждан, выраженных устами их представителей через различные структуры гражданского общества, которые способны выражать интересы граждан. Раннее включение граждан в процессы выработки законов и программ мы хотели бы сделать нормой работы исполнительной власти. А для большей публичности нужны и независимые экспертизы (тендерные, экологические, по проверке на устойчивость к коррупции и т.д.) законов", - считает Дмитриев. И еще один, по мнению Дмитриева, важный принцип реформ государства - открытость. Мы давно привыкли считать, что государство работает для себя. Значит, вся та информация о деятельности государства, которой оно располагает, это собственно, и есть само государство. Современное западное право исходит из другой позиции. Оно исходит из того, что любая информация, которой располагает государство, - это собственность гражданина. На этом принципе строится законодательство развитых стран. По требованию гражданина (конечно, и здесь есть некоторые исключения) государство должно его информировать. Мы, уверяет замминистра, "всё больше и больше приходим к тому, что государство должно не только вовлекать общество в принятие важных государственных решений, до того, как эти решения ещё не оформлены в окончательный документ, но и открывать гражданам свои внутренние процедуры". Дмитриев убежден, что "без эффективной реализации каждым нашим гражданином права на информацию, и всем интерактивным социальным системам (пенсионной медицинского и социального страхования) цена будет копейка". 
Татьяна ДУМЕНКО (псевдоним - Евгений ДРОЗДОВ), Кемерово. Опубликовано в областной общественно-политической газете "Край" 7.05.03.

|
|