В СТРАНЕ "НЕПУГАННЫХ" ЗАКОНОВ
Автор: Беликов Сергей
Регион: Красный Сулин
Тема:  Бизнес
Дата: 25.06.2003

К вам пришел инспектор.

Итак, вы - руководитель частного предприятия. Маленького или большого - неважно. Вы спокойно работаете, вдруг открывается дверь, и испуганная секретарша впускает к вам в кабинет проверяющего. Он может быть из санэпидстанции, из пожарного надзора, из ОВД, из инспекции по налогам и сборам, откуда угодно. Проверяющий показывает служебное удостоверение и требует документы…

Стоп! А вот это уже нарушение закона "О защите прав индивидуальных предпринимателей", согласно которому инспектору предписывается иметь распоряжение о проверке. Причем в законе четко и конкретно оговорено, что должно быть в этом распоряжении. Предприниматель обязан его прочитать и тщательно изучить. Бумага не действительна, если не указаны предмет, цели и задачи проверки, название контролирующего органа. Распоряжение должно содержать определенное количество пунктов, оговоренных законом. Если хотя бы один из них отсутствует - можете смело давать проверяющему от ворот поворот. Пусть пойдет и правильно оформит документ. Инспекторов может быть трое или четверо, но если в бумаге указана одна фамилия, то вы вправе на законном основании не пустить остальных.

Я знаком со многими предпринимателями местного замеса, и мелкими, и покрупнее. Представляю себе реакцию на мои слова: "Как это наладить проверяющего? И повернулся же язык такое предложить! Ведь он уйдет, приведет в порядок бумаги, вернется и не оставит от нас камня на камне! Отомстит за унижение по полной программе!"

Где же ваша хваленая логика, господа? Мужчины, вспомните, когда вы служили в армии, кого большевсех обижали старослужащие? Правильно, бессловестных! Те, кто огрызался, вначале тоже получали "пенделей", зато потом к ним не приставали. Так же и на "гражданке"! Если предприниматель сопротивляется, активно отстаивает свои права, инспектор его обойдет стороной, понимая, что свяжешься с таким - сам потом не рад будешь. Проверяющие больше любят молчаливых…

ГОСТ - не прост!

О системе государственных стандартов знает любой. Но мало кто подозревает, что в настоящее время в России существует 60 тысяч! нормативных актов ведомственного уровня, которые устанавливают требования к продукции и к процессам производства. Многие из них не менялись с 50-х 60-х годов и давно устарели. Тем не менее, никто их не отменял. Следовательно, они, как кремниевые ружья эпохи колониальных войн, вроде бы и реликты, но в любой момент могут "выстрелить". Если найдутся желающие нажать на спуск.

Нужны конкретные примеры? Пожалуйста. ГОСТ 50364-92 устанавливает, что кофейным напитком может быть лишь кофе с растительным компонентом, но не чистый кофе. Поэтому широко используемый во всем мире кофе без кофеина, натуральный, кстати, не попадает в "зону" действия стандарта и не может быть реализован на российских рынках. Далее. ГОСТ 5667-65 устанавливает ежедневный контроль качества хлеба для маленьких партий. Это актуально для больших хлебозаводов, но для "крохотных" частных пекарен не годится. А на ароматизированный чай ГОСТа вообще не существует. Есть нормативный документ на байховый чай. Между тем ароматизированный активно выпускается и реализуется в России. Дальше. ГОСТом на шоколад установлено обязательное требование к составу продукта. Использование исключительно масла из какао-бобов - непременное условие. Приводит это к тому, что новые, более дешевые масла не могут применяться в производстве шоколада из-за своих характеристик. Результат - удорожание продукции. Всемирно известные бренды типа Тоблеран не признаются шоколадом, несмотря на их великолепные вкусовые качества и популярность.

Достаточно? Есть смысл продолжать?

Что из вышесказанного следует? Только то, что предприниматель находится в состоянии постоянной виновности. Это и создает почву для злоупотреблений.

Кто определяет нормы?

Вообще любое взаимодействие предпринимателя с государственным чиновником, инспектором или проверяющим происходит тогда, когда есть нормы. Нет их - нет и контроля. Возьмем для примера некоторые нормативные требования, которые используют в контрольных, то есть надзорных мероприятиях представители Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (СЭС). Она есть в любом городе. Деятельность СЭС особенно негативно влияет на деловую активность мелких и средних бизнесменов.

По Положению СЭС определяет санитарно-эпидемиологические нормы, контролирует их соблюдение и… ведет производственную и закупочную деятельность на том же участке, где осуществляет контроль и ведает лицензированием. В тексте Положения используются такие выражения, как "иные организации", "виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для здоровья человека", "аттестация гигиенической подготовки работников". Подобные формулировки допускают самое широкое толкование. К примеру, термин "иные организации" предполагает, что в состав СЭС могут входить и негосударственные (читай, коммерческие) предприятия и структуры. На почве коммерции и вырастают злоупотребления.

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержит определения, достойные самого широкого цитирования.

Например:

"Благоприятные условия жизнедеятельности человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека".

И далее:

"Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают на них вредного воздействия".

Интересно, кто-нибудь видел такую среду? Я лично - нет. Конечно, для Красного Сулина трагедия, что металлургический завод едва дышит, но когда он кочегарил на всю катушку, мне помнится, людям было хорошо видно, чем они дышат…

Согласно статье 11 того же закона, предприниматели обязаны "проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и безвредности факторов среды обитания" и разрабатывать "методы контроля за факторами среды обитания". Исполнение этой нормы оказывает "дурное" влияние на деловую активность предприятий, действующих в условиях жестокой конкурентной борьбы.

Статья 25 содержит следующее положение: "Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное! влияние на человека". Если в России найдется хоть один руководитель, который скажет, что условия труда на его предприятии соответствуют этой статье, я думаю, все центральные газеты должны выделить по странице для этого человека, чтобы заполнить полосы хвалебными одами в его честь. Обязательно надо будет поместить фотографию подвижника. Страна должна знать своих героев в лицо!

По федеральному закону и действующему законодательству финансирование деятельности СЭС возможно не только за счет бюджетных средств, но и за счет граждан и юридических лиц, а самой службе разрешается совмещать контролирующие функции и коммерческую деятельность. Чисто теоретически это должно приводить к коррупции и взяточничеству. И приводит. По результатам исследования Российского независимого института социальных и национальных проблем, по стоимости "неприкосновенности" во время проверок санэпидстанция занимает "почетное" второе место.

Надо знать законы.

Часто я слышу от местных предпринимателей, что законы в стране плохие. А интересно, знает ли кто-нибудь из торгующих провинциалов, что два года назад правительство объявило политику дерегулирования экономики, одной из составных частей которой является дебюрократизация. Планируется изменить систему, при которой административными методами регулируется деятельность хозяйственных субъектов. Вопрос назрел, потому что порой возникают поистине абсурдные ситуации. Например, согласно Постановлению Минтруда России от 14 марта 1997 года "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда", где содержатся ссылки на ведомственные инструкции и вводятся новые контрольные функции, объявить нарушителем можно практически любого. А широко известное Постановление "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства" инициировало введение тотального регулирования цен. В результате вполне законной стала установка уровня предельной торговой надбавки в… ноль процентов. Даже уровень в 5 или 10 процентов не может покрыть минимальных затрат. Между тем, "нулевые пределы устанавливаются с чистой совестью. Ведь тот, кто их определяет, не несет убытков!

Благодаря политике дерегулирования, были приняты важнейшие законы: уже названный "О защите прав индивидуальных предпринимателей", "О государственной регистрации юридических лиц", устанавливающий единую вертикаль регистрирующих органов, и "О лицензировании отдельных видов деятельности". О последнем более подробно: если раньше обязательному лицензированию подлежали 2000 видов товара, то теперь осталось лишь 120 видов. Очень важно, что их перечень, указанный в законе, исчерпан и закрыт, никакие постановления не вправе его расширить. Для сведения: проверку лицензий и сертификатов ранее регулярно осуществляли организации, в обязанности которых такая "привилегия" не входила. Среднестатистический предприниматель далеко не всегда был детально осведомлен о компетенции того или иного органа, поэтому противодействовать подобным незаконным проверкам и, соответственно, незаконным поборам, не мог. Теперь может. Новый закон - это его палочка-выручалочка.

По капле выдавливать из себя раба.

Все-таки хочу вернуться к "декрету" "О защите прав индивидуальных предпринимателей". Хороший ведь, правильный закон, очень своевременный. И написан так, что его может осилить даже малообразованный человек. Но вот беда - не работает, и все тут. Потому что его "соль" в психологическом воздействии. Закон требует, чтобы им пользовались сами предприниматели, чтобы они не боялись себя защищать, боролись с произволом чиновников всех мастей и рангов. Боролись вплоть до суда. Но местных предпринимателей не заставишь поднять голос в свою защиту, а в суд и на аркане не затащишь. Они боятся разозлить того, кто их контролирует. Потом, мол, хуже будет…

Да, ломка психологии - вещь тяжелая и тягомотная. Сродни революции в умах. Но надо начинать, как сказал А.П. Чехов, "по капле выдавливать из себя раба". Иначе мы так и будем топтаться на одном месте и позволять бюрократам пить свою кровь. Какие бы хорошие и правильные законы не вырабатывало правительство, без нас работать они не будут. Правительство ждет нашей помощи. Почему бы нам не помочь ему? Да и себе заодно…  

Сергей БЕЛИКОВ, г. Красный Сулин. Газета "Наше время", № 103. 23.05.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики