Как только приближается очередной отчётный период, с экранов телевизоров строгим голосом Министерство по налогам и сборам предупреждает: "Заплати налоги и спи спокойно!"
Видимо знают, о чём говорят: ведь спать спокойно налогоплательщики перестают как минимум за месяц до назначенного срока. Пересматриваются все документы, лихорадочно сводятся дебет с кредитом, подсчитывается сумма налога, которую необходимо выплатить. У государства Российского во все времена аппетит был отменный, недаром по количеству налогов мы шагаем далеко впереди планеты всей.
Не прекращая задавать риторический вопрос: "Когда же государство научится брать с нас меньше, а полученные средства тратить более рационально?", главбухи промышленных гигантов и "мелкомасштабные" индивидуальные предприниматели несут в налоговый орган свои декларации. Виден ли свет в конце тоннеля? Какова дальнейшая политика федеральных властей в сфере налогов и сборов?
Об этом шла речь на майском семинаре Клуба региональной журналистики, не раз упоминавшегося на страницах нашей газеты. О проблемах налоговой реформы рассказывал журналистам, съехавшимся в Москву со всех уголков России, председатель подкомитета Государственной Думы по налогообложению Владимир ДУБОВ.
По данным переписи населения, на территории России проживает около 140 млн. человек. При этом валовой продукт составляет 300-400 миллиардов американских долларов. Не спешите радоваться, что на каждого из нас приходится почти по две с половиной тысячи долларов в год. Для примера возьмём зарубежных соседей. Так, в Португалии на 1 человека приходится по 6 тыс. долларов в год. В Америке больше 20 тыс. долларов, а в Голландии - по 24 тыс. долларов в год. Ощущаете разницу?
Если Португалия будет стоять на одном месте, то через несколько лет мы, возможно, её и догоним. Правда, нам для этого надо ещё расти и расти. Темпы роста пока не высокие, за последние годы мы "поднимаемся" лишь на 4,5% в год, то есть, как сказал Дубов: "до хорошей жизни нам ещё лет двадцать скакать на лошади!".
По сравнению с другими странами, при всех наших амбициях мы являемся страной бедной. Вы, наверное, подумали: "Зато у нас полезных ископаемых больше!". Да, но добыча невозобновимых природных ресурсов "даёт" в бюджет на каждого россиянина не более 500 долларов в год. Скажете, надо добывать больше? Но больше у нас не купят.
Эти показатели диктуют новые условия игры. Теперь необходимо решить основную задачу - обеспечить рост валовой продукции.
В Советском Союзе было всего два налога: подоходный и за бездетность. Вряд ли кто-то объяснит, зачем они были нужны. Никакой смысловой нагрузки они не несли: все богатства и ресурсы у нас и без того принадлежали "народу", то есть - государству, поэтому налоговые платежи особой роли в жизнеобеспечении страны не играли. Естественно, не было необходимости и в создании налоговой службы.
Когда мы из Советского Союза "переехали" в Российскую Федерацию, сразу встал вопрос: "А на какие средства жить?" Возникла потребность в сборе налогов, стала нужна и налоговая система. Хотя логичнее было бы сначала создать налоговую систему, а затем уж разобраться с налогами.
Чиновники подсчитали, сколько потребуется средств для выполнения всех функций государства. Полученный результат "взвалили на плечи" экономически активному населению, а экономика между делом пошла другим путём.
Конечно, положительные сдвиги есть. По крайней мере, мы перестали производить то, что не востребовано, не пользуется спросом. Выступая на том же семинаре, Евгении СЕРОВА (руководитель Аналитического центра агропродовольственной экономики), привела пример: "Мы никогда не выйдем на тот объём выпуска комбайнов и тракторов, что был в Советском Союзе". Действительно, зачем выбрасывать деньги на ветер?
По словам Владимира Дубова, наша налоговая система в том виде, в котором она была создана сначала, привела к тому, что две трети каждого доллара мы попросту теряли! "Проедались" год за годом амортизационные отчисления, нового ничего не строилось.
А экономика стала потихоньку "уходить в тень". Налогоплательщики были готовы прибегнуть к любым ухищрениям, лишь бы не платить непомерную "дань" государству. Этот процесс набирал обороты в течение десяти лет. Ведь бизнесменов поставили перед выбором: либо честно уплати все налоги, закрывай предприятие и "иди по миру", либо скрывай истинные доходы. Вот с таким багажом мы подошли к 1998 году, когда наступил экономический кризис в стране.
Нет худа без добра: кризис доказал, что необходимо менять налоговую систему, и чем быстрее, тем лучше. Теперь правила игры диктовал "Налоговый кодекс", написанный юристами так чётко, что за четыре года в него не потребовалось внести ни одной поправки.
Владимир Дубов не стал скрывать от представителей региональной прессы, что был определённый риск. Налоговики боялись играть по новым правилам, думая, что теперь они перестанут получать налоговые отчисления. Зато налогоплательщики смогли вздохнуть свободнее. Теперь, чтобы доказать, что Вы действительно уклоняетесь от уплаты налогов, инспекторам придётся сильно постараться и обосновать свои подозрения в суде, собрав солидный компромат. "Мы, - сказал В. Дубов, - чуть ли не единственная страна в мире, в которой существует подобная "презумпция невиновности", но это сейчас просто необходимо".
В то же время, Владимир Дубов порекомендовал экономически активному населению также не бояться защищать свои права через суд. На Западе это поняли уже давно. "В одном Нью-Йорке, - сказал он, - адвокатов больше, чем во всей России".
Итак, опасения налоговой службы не оправдались, количество оплачиваемых налогов значительно увеличилось. А налоговая реформа продолжается.
В 2000 году к власти пришёл новый парламент. В первую очередь он начал работу с устранения недостатков, пропущенных предыдущей депутатской командой. Особенно остро стоял вопрос о подоходном и едином социальном налоге.
По подоходному налогу у нас было четыре ставки и масса схем, как его не платить. Сейчас мы имеем ставки в 12% и 1% (в виде платежей в пенсионный фонд).
"Когда мы принимали эту ставку, - комментирует ситуацию Владимир Дубов, - то были опасения колоссальных потерь для бюджета. Однако, вместо ожидаемых убытков, вновь получили прирост!" Это было революционное изменение в налоговой системе.
К единому социальному налогу подошли сразу с двух сторон. Во-первых, его решили упростить, то есть вместо прежних пяти проверяющих с налогоплательщиком теперь работает один. Во-вторых, налог сделали единым, чтоб не впутывать налогоплательщика в извилистые отношения с множеством разных фондов (медицинского страхования, службы занятости и т.д.).
Кроме этих двух отчислений есть ещё акцизы и налог на добавленную стоимость. Акцизы наиболее просты, они не зависят от цены и распространяются на те товары, которые приносят сверхдоходы (спиртные напитки, табак, сигареты и др). Ну, никак не хотят россияне вести здоровый образ жизни! С другой стороны, если бы большинство добровольно отказалось от курения и выпивки, перестали бы поступать акцизы, и в стране возник бы мощнейший экономический кризис!
Плательщики акцизов пускаются на всякие хитрости. Если, например, на Украине этот сбор снижается, "сверхдоходный" товар перекочёвывает туда. Если же акцизы ниже в России, товар большими порциями возвращается на родину. Несмотря на такую "лёгкость на подъём", акцизы были и остаются основными доходами для России.
Больной вопрос - налог на добавленную стоимость, то есть та доля, которую граждане должны платить государству за право делать свой собственный бизнес. Причём этот налог абсолютно не зависит от прибыльности или убыточности их производства! Пожалуй, нет губернатора, не мечтающего о "расщеплении" НДС в пользу региона, так как он обеспечивает постоянный, гарантированный доход в казну (даже если его плательщики работают с убытком и погрязли в долгах, как в шелках).
Однако денег в стране катастрофически не хватает: по прогнозам Правительства, только в 2003-2004 году мы можем недополучить в бюджет 180 млрд. рублей. Так что господ губернаторов просили не беспокоиться: "отщипнуть" кусочек НДС им никто не позволит. Не обещают и никаких послаблений по этому налогу. Сейчас НДС имеет две ставки (20% и 10%), а в идеале должна быть только одна. Правда, принято решение сократить НДС на 2%.
Открытым остаётся вопрос о налоге с продаж. Вот что по этому поводу думает заместитель Министра экономического развития и торговли Аркадий ДВОРКОВИЧ, также выступивший на семинаре Клуба: "Для того чтобы поднять экономику, мы должны либо снизить расходы, либо не снижать налоги. Сейчас много разговоров ведётся вокруг налога с продаж, оставить его или отменить. Есть мнение, что половину налога с продаж необходимо перераспределить в пользу регионов, но вряд ли кто-то на это согласиться. Можно навсегда оставить налог с продаж, но в таком случае отменить НДС. Это могло бы решить массу проблем, существующих в налоговой сфере, но сейчас его отменять нельзя, так как он основной. В любом случае НДС снижать необходимо. Между Правительством и Думой по этому поводу возникают разногласия. Какое будет принято окончательное решение, предсказать сложно".
Депутат Госдумы В. Дубов придерживается своей точки зрения. По итогам последних лет Россия получила значительный прирост доходов в бюджет. Потребовалось немало времени, чтобы понять: чем больше сокращаются налоги, тем больше растёт доход государства.
Воодушевившись таким почином, федеральные власти взялись за другие, более сложные налоги. Самый, пожалуй, проблемный из них - налог на прибыль. Он описан в четырёх законах и двадцать постановлениях. Это налог так называемого "прямого действия", а рычаги управления терять никто не любит. Поэтому вокруг него возникает множество споров.
В заключение беседы В. Дубов отметил, что государство, решая проблемы, связанные с налогообложением, всё боится, что ему ничего не достанется. Между тем, стране катастрофически не хватает менеджеров, предпринимателей. Так что сейчас главное - решать вопросы образования новых экономических кадров. А задачи на ближайшее будущее - активно развивать малый бизнес (от государства требуется лишь одно: не мешать его развитию), бороться с безработицей и обеспечить экономический рост. 
Лариса ТОПОРКОВА, п. Рефтинский (Свердловская область). Газета "Новый Рефт. Факты". 25 июня 2003 г.

|