ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР - НА ПРОДАЖУ
Автор: Медведев Виктор
Регион: Магнитогорск
Тема:  Имущественные отношения
Дата: 27.06.2003

Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" дает отмашку новому переделу собственности

Удивительно, но в нашей стране до сих пор неизвестна реальная доля государственного сектора во внутреннем валовом продукте - ВВП. Разные специалисты называют лишь примерные цифры - от 30 до 50 процентов активов и ВВП. Между тем, это далеко не копеечное разночтение. Пришла пора навести порядок в своем хозяйстве.

Начали с того, что правительство решило по-новому посчитать долю госсектора в . экономике. Теперь Госкомстату поручено при оценке государственного сектора учитывать не только госпредприятия и те компании, в которых государство владеет контрольным пакетом акций, но и структуры, в уставном капитале которых более 50 процентов акций находится в собственности хозяйственных обществ, относящихся к госсектору. Применение такой методики даст более достоверные данные об участии государства в экономике.

Забрать собственность под свое крыло - лишь полдела. Надо еще решить, что затем с нею делать? А для этого, в свою очередь, надо ответить на следующий вопрос: "Государство - эффективный или формальный собственник?" В правительстве решили стать эффективным собственником. Но эффективность в понимании правительства и налогоплательщиков - большая разница. Вместо того, чтобы "стричь купоны" и получать дивиденды от госпакетов акций, решено устроить рас продажу своей доли для разового пополнения бюджета. Вместо встраивания госсектора в рынок - чиновники говорят о предпочтительности акционирования государственных предприятий. Уже определено, что количество госпредприятий должно сокращаться, а оставшиеся - работать более эффективно. Это как же?

За последние два года правительство разработало новые "правила игры" для таких предприятий - были приняты постановления, касающиеся контроля над руководителями федеральных государственных унитарных предприятий - ФГУП. Наконец, в начале декабря минувшего года вступил в силу новый Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", который фактически унифицировал подходы к управлению ФГУПами и региональными госпредприятиями.

- До сегодняшнего дня, в отсутствие закона, реальный собственник имущества - государство или муниципалитет - управлял унитарным предприятием весьма формально, - прокомментировал закон в беседе с журналистом "ММ" заместитель руководителя нормативно-методического департамента Министерства имущественных отношений РФ Павел Потапов. - Это было связано, прежде всего, с тем, что сама организационно-правовая форма унитарного предприятия специфична. Необходимость принятия закона была обусловлена, прежде всего, потребностью создания четкой нормативно-правовой базы для функционирования ФГУПов. В то же время решение указанных задач должно осуществляться одновременно с оптимизацией как системы управления госсектора, так и его структуры.

Поэтому наряду с последовательным сокращением количества унитарных предприятий и постепенным отказом от использования права хозяйственного ведения, одной из основных задач политики государства в области управления государственным имуществом было и остается повышение эффективности управления унитарными предприятиями, сохранение которых объективно необходимо в интересах государства, - отмечает П. Потапов.

Государственные унитарные предприятия - это переходная форма от советского хозрасчетного предприятия к казенному - госпредприятию с более жестким управлением, ориентированным на выполнение заказа государства для его же нужд, или к одному из типов хозяйственных обществ. Как считают эксперты, переходным характером ФГУПов объясняется неопределенность прав собственности и контроля над деятельностью предприятий.

Новый закон в этом смысле проводит некоторые параллели между управлением ФГУПами и акционерными обществами. Условно говоря, собственник -Правительство РФ или местные власти, будет контролировать ФГУПы так же, как и высший орган управления в акционерном обществе - собрание акционеров. Закон отнес к полномочиям собственника определение деятельности предприятия, решения о привлечении инвестиций и выдаче поручительств. Руководитель ФГУПа должен согласовывать с собственником назначение главного бухгалтера и открытие филиалов предприятия.

При такой системе деятельность менеджера жестко регламентирована. Смысл закона и ряда постановлений правительства на этот счет можно сформулировать примерно так: "хороший" руководитель ФГУПа "не выводит" активов - закон отныне запрещает создание "дочек" ФГУПов, повышает прибыль предприятия, инициативен в разрешенных законом пределах. За все перечисленные "заслуги" государство может этого человека "наградить" соответствующей аттестационной оценкой и денежным поощрением.

Понятно, что при такой системе для "плохого" менеджера -ФГУП не место для приложения своих способностей. Ясно и другое: система эта сможет нормально функционировать только с учетом того, что само государство будет придерживаться программы приватизации, займется созданием казенных предприятий - закон теперь разрешает это делать и муниципалитетам, реорганизацией и ликвидацией лишних ФГУПов.

-Несомненно, для руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий более предпочтительным вариантом станет акционирование, - считает Павел Потапов. - Для нас подобный вариант тоже привлекателен, Поскольку акционерное общество является более понятной и прозрачной организационно-правовой формой коммерческой организации как для его акционеров, так и для сторонних инвесторов.

Судя по словам заместителя руководителя нормативно-методического департамента Министерства имущественных отношений РФ Павла Потапова, нынешние ориентиры государства - это сокращение числа ФГУПов до такого уровня, чтобы государство владело только теми предприятиями, без которых оно не в состоянии обойтись, и теми, которые обеспечивают безопасность страны. Весь остальной госсектор - на продажу. Такие же "ценные указания" даны и регионам.  

Виктор МЕДВЕДЕВ, Магнитогорск. "Магнитогорский металл", № 72-73. 10.06.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики